Найти в Дзене
SevriugA - О кино

Чужой - хоррор, который пугает до сих пор

Так уж случилось, что у меня спонтанно начался небольшой марафон по старой фантастике, вроде Чужого и его сиквелов. Каждый просмотр "Чужого" наполнен эмоциями, даже если вы смотрите его в сотый раз, и я хочу рассказать о них тут. Так скажем, выговорится на бумагу.

Фильм Ридли Скотта, едва ли не с момента выхода, считается классикой. Его влияние на культуру можно отследить по количеству отсылок на него в других произведениях, и мне кажется, что даже самый далёкий от темы человек, вспомнит хотя бы парочку.

Сюжет фильма скорее всего известен каждому, но все же приведу его тут для завершенности статьи. Команда корабля "Ностромо" натыкается на сигнал бедствия с одинокой планетки LV-426. Они спускаются туда, но на поверхности их ждет лишь нутро старого, инопланетного корабля с мертвым пилотом внутри и кладка непонятных яиц. На члена команды нападает лицехват, который вылупился из яйца. На корабле его удается снять, но ликование длится недолго, и из груди спасенного вырывается грудолом, который затем быстро взрослеет и открывает охоту на команду "Ностромо".

Фильм открывается гипнотическими титрами на фоне бескрайнего, холодного, тихого и мертвенно спокойного космоса, что выразительно оправдывает тэглайн всей истории "В космосе никто не услышит твой крик".

Настроение титров продолжается в фильме четким, выверенным и очень медленным движением камеры. Она почти не позволяет себе эмоций, по отношению к героям, лишь стороннее наблюдение. Вкупе с теми эмоциями, которые кипят на экране, это рождает пугающий диссонанс.

Основным действием является грузовой корабль класса М, компании "Вейланд-Ютани" -"Ностромо". И отдельно хочется поговорить о его проработке, как и вообще про декорации.

Каждый знак на белой поверхности коридоров это не рандомная наклейка. Художник-постановщик фильма и режиссер специально разработали систему наклеек, знаков и прочих обозначений для "Ностромо". За счет этого корабль чувствуется действительно реалистичным, как будто бы тут правда работают люди: живут, едят, спят.

И другая планета в этом фильме, действительно похожа на другую планету - эффект, который исчез уже в сиквеле "Чужого". Здесь LV-426 холодная, неприятная, с постоянными сильными ветрами и отталкивающей атмосферой. А катакомбы корабля жокея лишь усиливают эффект неприятия, за счет своей инфернальной похожести на чье-то нутро - выпирающие ребра, блестящая склизкая поверхность.

Разумеется, в контексте этого нельзя не упомянуть Руди Гигера - создателя Чужого и космического жокея - инопланетного пилота, которого находит команда "Ностромо", спустившись на планету. Его работы — это сплетенная мертвечина и сексуальность, сплетение механики и биологии.

Действие фильма разгоняется ко второй половине хронометража. Если первая часть погружает нас в атмосферу, то вторая часть концентрируется на колоритной плеяде героев и их борьбе с Чужим. Каждый персонаж запоминается, причем это не два-три факта, это цельная личность со своими достоинствами и недостатками.

Обособленно, разумеется, стоит Рипли. Волевая, жесткая и бескомпромиссная, в великолепном исполнении Сигурни Уивер.
Обособленно, разумеется, стоит Рипли. Волевая, жесткая и бескомпромиссная, в великолепном исполнении Сигурни Уивер.

Кто-то когда-то сказал: "Графика устаревает, а практические эффекты всегда будут смотреться хорошо". Я не согласен с этой цитатой (у нас же есть пример Голлума), но нельзя не отметить великолепные практические эффекты фильма.

До сих пор не поворачивается назвать фильм устаревшим, ведь первая сцена появления взрослого ксеноморфа все ещё заставляет посильнее вцепиться в подлокотник кресла. Громада "Ностромо", от которого отделяется маленький шаттл, разбросанные то тут, то там механизмы - всё великолепно.

Разумеется не могло быть всё гладко. Заметно, как Эш в сцене превращается из куклы в актера, но к тому моменту, когда это происходит, уже плевать на подобные огрехи, ты уже влился в историю и намного важнее услышать что он скажет героям.
Разумеется не могло быть всё гладко. Заметно, как Эш в сцене превращается из куклы в актера, но к тому моменту, когда это происходит, уже плевать на подобные огрехи, ты уже влился в историю и намного важнее услышать что он скажет героям.

Понятно, что целый фильм составляют лишь все эти аспекты вместе. Будь какой-то из этих моментов сделан на менее прекрасном уровне, мы не смогли быт насладиться тем Чужим, который имеем. Хорошая работа профессионалов, необычная идея — всё это Чужой - бессмертная классика. Жаль, что сейчас франшиза превратилась сначала в побегушки за или от Хищников, а затем в бредовые отсылки к Библии. Впрочем, это уже другая история.