Доброго времени всем.
Этих благоверных супругов на муромской земле стали почитать как святых практически сразу после их преставления, с 13 века. Общецерковное прославление восходит к правлению Иоанна Грозного. Этим же временем датируется выдающееся произведение древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии», написанное талантливым публицистом, священником Ермолаем Еразмом по поручению московского митрополита Макария. Созданное на основе народных сказаний произведение мало походит на образец житийной литературы, но до сих пор вдохновляет и удивляет его читателей. Так что же в истории муромских святых такого особенного, что знаменитый знаток Древней Руси академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сравнивал их с Тристаном и Изольдой, а в современной России они стали олицетворением православной семьи?
Наверное, нет смысла подробно пересказывать эту историю. Напомню лишь основную канву. Древним градом Муромом правит князь Павел. Однажды дьявол посылает к его супруге змия-искусителя. Женщина рассказывает все супругу, и тот узнает, что убить коварного змия способен лишь его брат князь Петр. Отважный юноша соглашается сразиться с нечистой силой, и при помощи чудесного Агрикова меча побеждает адово отродье. Но перед смертью змея на победителя падают капли ядовитой крови. На теле князя Петра появляются страшные язвы, которые ни один лекарь не может вылечить.
В поисках лекаря слуги князя находят молодую крестьянку Февронью, которая славится как умелая целительница. Она обещает вылечить князя, если тот женится на ней. Петр поспешно соглашается, но не сдерживает данное слово. На его теле вновь появляются язвы, и он с позором возвращается к Февронье. Девушка вновь его исцеляет, и тогда Петр берет ее в законные супруги.
После смерти брата Павла Петр занимает его место на княжеском престоле. Бояре начинают роптать – они не согласны преклоняться перед простой крестьянкой и почитать ее как княгиню. Они требуют от князя найти новую, более достойную супругу. Но Петр не готов бросить любимую жену, и вместе с ней покидает Муром. Однако вскоре бояре умоляют их вернуться – без мудрого правителя в княжестве устанавливается беспорядок. Супруги возвращаются и справедливо правят Муромом до глубокой старости. На склоне лет они постригаются в монахи, и умирают в один день.
После кончины княжеской четы люди похоронили князя Петра у соборной церкви Богородицы, а княгиню Февронию – в Воздвиженском женском монастыре. Каково же было всеобщее удивление, когда на следующее утро тела супругов были найдены «в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни». Неразумные люди попытались еще раз разлучить их, но утром история повторилась, и святые были найдены на прежнем месте. После этого их тела уже не смели трогать и погребли вместе «возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами».
Сейчас мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии хранятся в Муроме в Троицком женском монастыре. И по молитвам святым многие, как и столетия назад, обретают исцеления, верных и любящих супругов, детей.
Насколько правдива дошедшая до нас история? Не вызывает никаких сомнений то, что мощи, которые покоятся в Муроме, принадлежат представителям княжеского рода: муромский собор издревле был усыпальницей местных князей. Большинство ученых отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем, правившим с 1205 по 1228 годы, Давидом Юрьевичем (принявшим постриг с именем Петр) и его супругой Евфросинией.
Но самое важное для нас другое. Супруги, которые венчаются, можно сказать, по расчету, без любви друг к другу, чудесным образом преображаются самим Таинством брака, духовно соединяясь на все времена. И тот самый князь Петр, обманувший
первоначально целительницу, которого Феврония, можно сказать, вынудила взять себя в жены, отказывается от славы, богатства и власти, когда бояре приходят к нему с ультиматумом. И это уже – не простое чувство долга, это настоящая супружеская любовь, когда один не мыслит себя без другого.
Кроме того, брак, совершенный по воле Господа, становится благословенным даром и для всех жителей Мурома, которые в лице княжеской четы обретают мудрых, справедливых и заботливых правителей.
Благоверные князь и княгиня в венчаном супружестве научились принимать не только достоинства, но и слабости друг друга, шлифуя и исправляя их, оберегая семью от собственных немощей и нападок мира и сохраняя безупречную преданность друг другу. И именно этим они являют для нас великий образец православной семьи.
______________________________
Позитивный Батюшка ☦ Священник Антоний Русакевич
🙏 Поделитесь с друзьями, этим вы очень помогаете проповеди православной веры!
🍀 В сообщения сообщества и директ вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.
⛪ Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)
Сохраните мой номер, чтобы не потерять.
☎ +79607070527
#праздник8июля #благоверныеПетриФеврония #покровителиправославнойсемьи #почемучтятПетраиФевронию #позитивныйбатюшка # АнтонийРусакевич #Тверь #храмапостолаиевангелистаЛуки #тверскаяепархия #церковь