Наш социальный интеллект определяет, как мы взаимодействуем с другими людьми и насколько мы успешны в социуме. Можно сказать, что он складывается из трех базовых умений: из умения понимать мотивы эмоций и поведения других людей, умения регулировать и адекватно выражать свои эмоции, из умения управлять своим поведением.
О том, как развить социальный интеллект у детей, рассказывает нейропсихолог Ксения Вотякова. Этот текст будет полезен и родителям, и учителю (можно тренироваться в классе).
Если вам удобнее не читать, а смотреть и слушать, то предлагаем вам посмотреть этот ролик (длительность — 9 минут).
Создаем словарь для описания человека
Для начала стоит набрать словарь, чтобы у детей было достаточно обширная речевая модель, позволяющая описывать черты характера человека и те социальные действия, которые люди совершают по отношению друг к другу.
Зачем это делать — описывать человека? Если мы понимаем, какой у человека характер, мы можем лучше прогнозировать его поведение.
Еще мы собираем в копилку глаголы, описывающие отношения между людьми. Например, человек может манипулировать другим, конфликтовать с ним, или, наоборот, поддерживать его и симпатизировать ему.
Детям не всегда хватает слов, чтобы описать человека или взаимоотношения между людьми. Можно вспоминать — кто сколько вспомнит — какие бывают люди, и писать эти слова на доске.
Другой формат: ребенок подписывает свой листочек, его пускают по классу, и каждый может написать, каким он видит этого ученика.
Потребность, мотивация и намерение
Следующий шаг — разобрать, что такое потребность, мотивация и намерение. Эти понятия описывают структуру любого взаимодействия между людьми.
На них нужно опираться, когда вы разбираете реальную жизненную ситуацию или литературное произведение. Нужно каждый раз возвращать детей не только к чертам характера и эмоциям персонажей, но и к мотивам, лежащим в основе их поведения.
Именно понимание мотивов позволяет расшифровать поведение человека и его намерения, справиться с конфликтными ситуациями.
Зеркальные нейроны
Способность понимать эмоции и намерения другого человека тесно связаны с зеркальными нейронами. Они были открыты не так давно. Было показано, что они возбуждаются тогда, когда другой человек что-то делает, а вы за ним наблюдаете. Сначала это было показано у приматов. Предполагается, что у людей действуют такие же механизмы. Именно работа зеркальных нейронов лежит в основе эмпатии, то есть умения понимать эмоциональное состояние другого человека.
Тренируемся на литературных героях
Не всегда атмосфера в классе достаточно безопасна, чтобы обсуждать намерения реальных людей, анализируя те или иные жизненные ситуации. Поэтому на уроках чтения, анализируя отрывки из произведений, вы сможете наработать этот навык понимания, что происходит и зачем персонажи совершают те или иные действия.
Важно не морализировать, не говорить, что герои делают правильно и что неправильно. Важно уйти от социально одобряемых ответов и пофантазировать, чтобы понять, в чем причина того или иного поведения.
Возможно, из текста не всегда понятно, почему персонаж поступает тем или иным образом, и можно развернуть дискуссию в фантазийное русло,предложить детям домыслить начало истории или ее конец, который бы прояснял и подтверждал ту или иную гипотезу.
Дети могут выдвинуть любую гипотезу, главное, чтобы они могли ее аргументировать.
Вы можете брать фрагменты из литературы, из фильмов и мультфильмов. Например, мультфильм «Головоломка» напрямую рассказывает, как работают эмоции человека.
Про мультфильм «Головоломка» (цитата взята с сайта сервиса КиноПоиск):
«Райли — обычная 11-летняя школьница, и, как у каждого из нас, ее поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Эмоции живут в сознании девочки и каждый день помогают ей справляться с проблемами, руководя всеми ее поступками. До поры до времени эмоции живут дружно, но вдруг оказывается, что Райли и ее родителям предстоит переезд из небольшого уютного городка в шумный и людный мегаполис. Каждая из эмоций считает, что именно она лучше прочих знает, что нужно делать в этой непростой ситуации, и в голове у девочки наступает полная неразбериха. Чтобы наладить жизнь в большом городе, освоиться в новой школе и подружиться с одноклассниками, эмоциям Райли предстоит снова научиться работать сообща».
Подойдут любые фрагменты, на примере которых вы можете обсуждать, как проявлялись эмоции героев в мимике, в позах, в невербальном поведении, как разворачивалось взаимодействие между главными героями, какаая была сюжетная линия.
При работе с видеофрагментами вы можете просить детей придумать свое окончание истории, чтобы разбудить их фантазию и дать им свободу в трактовке персонажей, из намерений и мотивов.
Исследуйте вместе с детьми, как меняется смысл фразы, если произнести ее с разной интонацией, с разной позой, по-разному жестикулируя.
Придумываем свои истории
Важно не только учить детей анализировать готовые истории, но и учить их моделировать те или иные социальные ситуации.
Поэтому просите детей придумывать истории — индивидуально или в авторском коллективе из нескольких учеников. Вы можете задавать им темы, или же это может быть сочинение на абсолютно свободную тему.
Зачитывайте их вслух, но не оценивайте. Пусть сочинение не выдерживает композиционные каноны, главное, чтобы там была смоделирована социальная реальность, чтобы были выдуманы персонажи, чтобы они были объемными, с характером, с развитием сюжетной линии.
Играем в игры
Сами придумываем игру
Играйте в игры на взаимодействие. Хотя сюжетно-ролевая игра — это ведущая деятельность для дошкольного возраста, современные дети не успевают наиграться в детском саду. Хорошо проигрывать знакомые или придуманные истории. Возможно, получится отыграть какие-то произошедшие в реальности сложные ситуации.
Берем игру с известными правилами
Кроме игр, в которых дети сами придумывают сюжет, есть готовые игры на взаимодействие, с написанными правилами — «Крокодил», «Шляпа», «Мафия». Для победы в этих играх детям нужно внимательно следить за партнером, понятно ему объяснять, гибко изменять свое поведение, чтобы подстроиться под действия другого человека и выиграть.
Правила структурируют взаимодействия, и детям проще организовать свое поведение, отработать те или иные коммуникативные навыки и приемы.
Больше по теме
Как развить коммуникативные навыки ребенка
Как научить ребенка разбираться в своих чувствах
Подпишитесь на канал Яндекс.Учебника, у нас много полезного!
#дети #обучение детей #для родителей #школа #учитель #социальный интеллект