Делала для паблика Cat_Cat, пусть будет и тут. Угу, раньше свои статьи сюда с паблика МЦК тащила, теперь с котанов. Ну а почему бы и да, если я хочу сохранить их в одном месте для себя? =) Ну и, если понравится подписчикам, то еще лучше!
Красноватые лучи московского рассвета ярко озаряли платформу, на которой яблоко уронить было негде – настолько много было людей. Они стояли вплотную друг к другу в этот яркий момент зарождения нового дня – очередного дня, который каждый из толпы должен провести на работе или учебе. И все готовились к штурму, поскольку время рассчитано поминутно, особенно у тех, кто пару минут назад покинул электричку, прибывшую из дальнего Подмосковья – они слишком жестко привязаны к расписанию.
Послышался гул тормозящего у платформы поезда, и толпа, плотно стоявшая на платформе, уплотнилась еще больше там, где обычно открывались двери вагонов. Этот момент за годы езды был выверен не одним поколением – совсем как время в пути. Состав остановился, и спокойно стоявшая мгновение назад толпа с горящими глазами влетела в вагоны, сметая все на своем пути. «Бля!» - раздался где-то у последнего вагона чей-то вопль: опять человеческая нога провалилась между платформой и входом в вагон. Толпа втянула страждущего внутрь транспортного средства. Дальше можно было ехать, не касаясь ногами пола, до пересечения с кольцевой линией. Там, хочешь ты этого или нет, выйдешь со всеми остальными, чтобы прорваться обратно в нутро вагона, если тебе все-таки нужно дальше «Таганской». И это – обычное утро на станции метро #выхино с последнего дня 1966 по 9 ноября 2013 года носившей гордое звание конечной станции на Таганско-Краснопресненской линии (7).
Имевшая до января 1989 года название «#Ждановская», станция «Выхино» стала последней, по факту, станцией метро 1960-х годов, расположенного не под землей. Спустя пару десятков лет, станция стала героиней фильма «Убийство на Ждановской», но основную славу ей принесло не это, а огромные пассажиропотоки, на которые проект середины прошлого столетия оказался попросту не рассчитан. Еще бы: строилась она чуть ли не в чистом поле, соединяя новые тогда районы Выхино и Вешняки с центром города, а спустя годы бедолагу стали пытаться разобрать на кирпичи и Подмосковье (ребята приезжали сюда с востока области на автобусах и электричках), и московские районы вроде упомянутых Выхино с Вешняками, Жулебино, Косино-Ухтомского, Некрасовки и пр. И к началу нового тысячелетия власти города поняли, что с этим что-то необходимо делать: юг Таганско-Краснопресненской линии метро вот-вот был готов захлебнуться пассажиропотоком, а после штурмов поездов на «Выхино» обитатели районов при следующих за ним станций попросту не могли попасть в вагон в силу того, что он забивался «в мясо» уже на конечной. Это и было названо эффектом «Выхино», и навеян этот термин был посторонним влиянием: в том же Харькове, благодаря подобному явлению, бои без правил за места в вагонах были куда как жестче, а штурмы станций - намного беспощаднее.
Начали то и дело возникать проекты метро в замкадном районе Москвы Жулебино, но до какого-то момента дальше пририсованной к схеме метро станции со странным названием «Пронская», расположенной сразу за «Выхино», дело не шло. Что-то было еще, но эти проекты прошли мимо вашей покорной слуги. И вот у жулебинцев праздник: метро им действительно начали копать, и к середине 2015 года прокопали аж три станции – «Лермонтовский проспект», «Жулебино» и «Косино». И вот вроде бы станции ввели в эксплуатацию, и автостанцию с областными автобусами вместе перенесли к метро «Котельники», но каменный цветок все же не вышел: все равно приходилось пускать пустые поезда то от «Выхино», то от «Кузьминок», чтобы собрать людей, скапливавшихся на следующих станциях. Меры приняты, а кордон, создаваемый эффектом «Выхино» никуда не делся.
Пришлось вспомнить о дублере, который потянули из Некрасовки да через Выхино-Жулебино, Рязанский и Нижегородский районы Москвы, завершив его станцией «Авиамоторная» на территории района Лефортово и с пересадкой на «Авиамоторную» Калининской линии. Такой себе дублер, если докопаться и открыть карту Москвы: дублирует он легендарную «фиолетовую» ветку примерно никак. Да и пассажир – не дурак, и, поняв, что новая линия везет из Некрасовки к пересадкам на привычные станции в центре города все через тот же юг Таганско-Краснопресненской, благополучно пользуется пересадкой «Косино» - «Лермонтовский проспект». Какая там «Авиамоторная»? И в итоге эффект «Выхино» стал достигаться за остановку до этого самого «Выхино», уже на «Лермонтовском». Зато главного героя истории разгрузили, не преминув упомянуть об этом в вечерних новостях.
Что ж, две попытки победить эффект «Выхино» провалились. Но за «Юго-Восточную» все равно спасибо: метро кое-кому все равно стало ближе к дому. Попкорн же убирать не стоит: новейшая история продолжает развиваться прямо на наших глазах. Впрочем, пустое «Выхино», говорят, все же можно увидеть – ночью. Но это не точно.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
Другие true-story про метро на моем канале:
- Некрасовская линия: открытие во время чумы