Реактивная установка залпового огня БМ-13 больше известная нам под ласковым именем «Катюша» стала неотъемлемым символом Великой Победы, таким же как танк Т-34 и легендарная «полуторка».
История этого грозного оружия началась незадолго до войны, 17 июня 1941-го года первые действующие системы залпового огня были продемонстрированы правительственной комиссии. Через 3 дня появился приказ о запуске реактивных установок в серийное производство.
Сразу же встал вопрос о транспорте для нового оружия, в первые месяцы войны новые системы залпового огня устанавливали на машины, которые были под рукой: танки и даже тракторы. С ношей они более-менее справлялись, но не имели главного качества – мобильности. Нужен был подходящий грузовик. Им стал трехосный 4-тоннник ЗИС-6, он стал первым носителем реактивных минометов «Катюша». В экипаже боевой машины было от 5 до 7 человек, с полным боекомплектом её вес составлял более 8-ми тонн. Каждая из 16-ти реактивных мин, установленных на железной раме, весила 42.5 кг.
ЗИС-6 имел усиленную раму и 2 задних ведущих моста, что обеспечило лучшую проходимость. Для него не так были страшны размокшие и разбитые дороги, преодолевал он и небольшие снежные заносы. Однако максимальная скорость машины была ниже, чем у ЗИС-5: по асфальтовой дороге 55 км. в час, по бездорожью всего 10. Двигатель в 73 лошадиные силы доставшийся ЗИСу от предшественника был все-таки слаб для такой внушительной ноши.
Советский реактивный миномет получил боевое крещение 14 июля 1941 года, 7 боевых машин с берега реки Малая Березина обрушили на врага смертоносный залп. После отставки команды «огонь» один из солдат запел популярную в то время песню про то, как выходила на берег та, что письма берегла и ждала бойца с дальнего пограничья. Так по легенде БМ-13 приобрел народное имя «Катюша».
Позже первые машины попали в окружение дав последний бой оставшимися снарядами под Смоленском 7 октября. Ни одна из «Катюш» фашистам не досталась, ракетные установки были вынуждено взорваны.
ЗИС-6, ставшие первым транспортом для советских установок залпового огня, выпускались до октября 1941-го, за весь период производства с конвейера завода им. Сталина их сошло более 20 тысяч. К этому времени вступила в действие программа ленд-лиза, по которой в нашу страну стали поступать мощные американские машины. Некоторые из них стали транспортом для наших реактивных минометов. Среди них был полноприводный Ford Marmon HH6-COE4.
Но, главным носителем первых светских РСЗО с 1942-го года стал небезызвестный Studebaker US-6. В то время это был единственный в мире грузовик, имеющий 3 ведущих моста. Американцы выпускали две его версии с передним ведущим мостом(6х6) и с обычной колесной формулой 6х4. Всего в Советский союз было поставлено более 200 тысяч этих машин.
Первый вариант наиболее подходил для «Катюши». Studebaker US-6 оснащался 6-цилиндровым двигателем в 95 лошадиных сил. Мощный силовой агрегат был способен разогнать машину на хорошей дороге до 70 км. в час. К тому же его проходимость обесечила мобильность обновлённым ракетным установкам БМ-13Н. Провоевала наша «Катюша» в паре с американским Студебекером до конца войны, дойдя до Берлина и Праги.
После окончания Великой Отечественной история первых советских систем реактивной артиллерии не закончилась, модернизированные «Катюши» на базе ЗИСов и ЗИЛов стояли на охране родины до середины 60-ых.