Общественность Дании несколько взбудоражена проходом, в надводном положении, российской подводной лодки К-226 "Орел" через пролив Большой Бельт.
Местные жители сообщают, что к проходу огромных контейнеровозов и других подводных лодок они привыкли, но эта... была просто гигантской.
Еще бы не взбудоражиться такой красотой и мощью...
Так что же из себя представляет российская подводная лодка "Орел" и что это за "Большой Бельт", которым она так впечатляюще прошла?
Полное название: атомный подводный ракетоносный крейсер К-226 "Орел" проекта А949 "Антей" - это красавец длинной 154 метра (как принято сравнивать - полтора футбольных поля!), ширина 20 метров, крейсер может находится под водой в автономном плавании до 120 суток, максимальная скорость в подводном положении - 32 узла (60км/ч).
Есть несколько интересных фактов, связанных с этим крейсером.
Заложен он был на закате Советского Союза, а достраивался и вводился в эксплуатацию уже в РФ, советские конструкторы пытались опробовать на "Орле" (на будущем "Орле", потому что изначально он назывался "Северодвинск") новую конструкцию винтов - идея была сделать их полыми, заполнив кварцевым песком. Это, якобы, должно было уменьшить вес и уменьшить количество шума. В жизни все получилось несколько иначе. Да настолько иначе, что среди моряков стран НАТО "Орел" получил прозвище - "ревущая корова Баренцева моря" за тот шум, который шел от него, благодаря неудачной конструкции валов, когда лодка шла на высоких оборотах, шум стоял такой, что мешал работать собственным акустикам. В итоге, на "Орел" были установлены винты и валы с поднятого на поверхность "Курска" и прозвище ушло в прошлое.
Дальше о Большом Бельте.
Большой Бельт (да, есть и Малый!) - самый большой датский пролив (из трех), длина 60км, ширина от 3,7 до 30км, в проливе есть фарватер, которым осуществляется проход судов и подводных лодок, так вот, он "всего" 20 метров глубиной, так что, "Орел" с его почти 20 метрами "роста" при всем желании не смог бы просто физически пройти его в подводном положении. Пришлось идти в надводном шокировать и впечатлять.
Зимой пролив, естественно, замерзает - моря ведь северные, в свое время, в XVII веке шведские войска отлично этим пользовались, переходя пешком с острова на остров и постепенно захватив побережье Дании!
До XIX века в зимние месяцы пролив был мало пригоден для судоходства и только с развитием кораблестроения, ситуация изменилась - движение судов стало круглогодичным. Через пролив проложен самый длинный мост Дании и третий в мире по длине пролета (1624 метров), именно под ним и прошел наш "Орел".
Так что, можно даже позавидовать жителям Дании, которые смогли наблюдать такую красоту и вершину технического прогресса, как атомный подводный крейсер Северного Флота России - "Орел"!