Европейские фильмы и сериалы ничуть не уступают, а иногда и превосходят американские. Европейская культура богаче и разнообразнее, а в каждой стране свои особенности как менталитета, так актёрско-режиссёрской школы. Стоит вспомнить такие интересные проекты как «Мост», который кто только не адаптировал или «Аббатство Даунтон» - сериал, который мог появиться только в Великобритании. И если вам надоели бесконечные супергеройские саги, то телевидение Старого Света всегда к вашим услугам. Разные жанры: от исторической драмы до ужастиков. Разные форматы: мини-сериал в две-три серии или многосезонники. Что называется, на любой вкус.
Однако большое количество сериалов и фильмов остаются неизвестны широкой публике. Так было бы и с «Бумажным домом», не выкупи его «Нетфликс». У меня довольно противоречивое отношение к последнему. Взять хотя бы те же корейские дорамы, которые были сняты совместно или для «Нетфликса». В них больше свободы, больше откровенности, но в то же время, нацеленность на мировую аудиторию убивает самобытность дорам. При этом, конечно, нельзя не сказать «спасибо» этой развлекательной компании за то, что она продвигает в массы художественные произведения со всего света.
«Бумажный дом» продолжительное время мозолил мне глаза своими постерами. Но вот незадача: с испанским кинематографом я прямо совсем на «вы». Видела пару фильмов, но не более того. Поэтому оставалось лишь поглядывать на постеры и откладывать знакомство до лучших времён (это когда смотреть будет совсем нечего). Но тут опять вмешались… корейцы, решив сотворить ремейк. Я почесала затылок и подумала: а, была, не была! Серий в «Бумажном доме» не так много. Да ещё это послужило бы неплохим подспорьем для моего вялотекущего изучения испанского языка.
Вот тут и начинается путаница. Прежде чем продать сериал «Нетфликсу», испанцы выпустили два полноценных сезона по 9 и 6 серий соответственно. Каждая серия имела длительность примерно по 70 минут. Но этот формат никак не подходил для международного показа, и сериал переделали, слепив аж 22 серии по 45 минут каждая. Я смотрела именно первоначальную версию, и, честно говоря, не берусь сказать, чем они ещё отличаются. Оставшиеся два сезона уже были сделаны для «Нетфликса», сейчас в планах пятый. И, боюсь, на этом могут не остановить.
«Бумажный дом» (La casa del papel)
Количество серий: 31 (4 сезона)
Жанры: криминальная драма, триллер.
В главных ролях: Урсула Корберо («Физика или химия», «Изабелла»), Альваро Морте («Тайна старого моста», «Во время грозы»), Ициар Итуньо («Цветы», «Дьявольский кузнец»), Педро Алонсо («Министерство времени», «Гранд-отель»), Альба Флорес («Визави», «Нити судьбы»), Мигель Эрран («Невидимый страж», «Элита»), Хайме Лорэнте («Тайны старого моста», «Элита»), Эстер Асебо («Ангел или демон»), Дарко Перич («Я знаю, кто ты»)
Автор идеи: Алекс Пина
Годы: 2017 - 2021
Некий тип, имеющий псевдоним Профессор, собирает команду из воров и грабителей, чтобы совершить преступление века. А точнее, украсть 2,4 миллиарда евро, захватив Фабрику денег и монет в Мадриде. Всё «мероприятие» должно занять 10 или 11 дней, план досконально продуман, но прежде члены банды проходят обучение. Профессор сразу устанавливает несколько важных правил: никаких имён, никакой личной информации, никаких отношений. Но кто же его будет слушаться?
Повествование ведётся от лица одной из участниц ограбления Токио. Девица она весьма своеобразная, в чём мы сможем убедиться по ходу просмотра. Этакая девчонка-зажигалка, горячая голова, у которой иногда эмоции перекрывают здравый смысл. На самом деле – это один из плюсов сериала: довольно чётко прописанные персонажи, со своими достоинствами и недостатками. У каждого своя история, естественно, грустная, но все они – люди, действующие отнюдь не с благородной целью собственного обогащения.
Сериал можно поделить на две неравные части. Собственно, первые два сезона, посвящённые ограблению Фабрики денег и монет. И вторые два – про налёт на Банк Испании. Первая часть выстроена довольно логично. В ней, как и во всяких выдумках, много совпадений, счастливых (или не очень) случайностей и допущений. Но они не так бросаются в глаза. А вот вторая… Проведение сложнейшей хирургической операции в отнюдь не стерильных условиях, доступ к данным, о которых даже лучшие разведки мира понятия не имеют (!), и всё новые и новые помощники, возникающие как грибы после дождя.
Но слабым местом всего сериала я считаю даже не это, а весьма странную мораль. Шайка грабителей держит в заложниках 67 человек, потом сбегает с деньгами. Да, в процессе в СМИ просачивается кое-какая информация изнутри: что с заложниками обращаются хорошо, в здание Фабрики пускают врачей для помощи одному из них, и прочее. Однако когда Профессор со своей командой возвращаются через три года, простой народ так радуется, словно, не знаю… каждому из сочувствующих грабители лично по миллиону отвалили. А полицию при этом поливают грязью за то, что одного из преступников поймали и (ничего себе!) пытали! Нарушили право на адвоката! Не предоставили право на нормальный суд! Эм… товарищи, так они и не карамельку из магазина вынесли, алё! Я не говорю, что это – нормально: применять пытки к заключённым или стрелять на поражение в людей, которые никакого особого сопротивления не оказывают. Но всё равно какое-то искусственное обеление главных героев получается. К тому же, если бы цель их была благородна, но, как я уже писала, Профессор и компания лишь хотели обогатиться. Члены банды – не обиженные судьбой или правительством рабочие, а профессиональные грабители, которые всю жизнь занимались разного рода противоправными делами. Они не народные мстители, но именно таковыми их пытаются выставить. А это, я считаю, вовсе не хорошо.
На фоне ограбления развиваются сразу несколько историй любви. Руководящий процессом из своего тайного убежища Профессор тщательно обрабатываются инспектора Ракель Мурильо. И довольно забавно смотреть на то, как они общаются в разных качествах: как парочка и как противники. Но вот в такую предусмотрительность и ум, какой Профессор обладает, слабо верится. Он знает все протоколы переговоров, все тонкости поведения заложников, но не совсем ясно, откуда все эти знания? Остальные члены банды, словно детишки, действуют по его указаниям, а потом также по-детски совершают проколы. Больше всего меня бесил Берлин. Самовлюблённый, эгоистичный негодяй, который собственные потребности поставил превыше дела. И превыше других людей, что ещё хуже. У остальных членов банды свои загоны. Кто-то слишком молод и зависим, как Рио. У кого-то слишком взрывной характер, как у Денвера. И, вообще, складывается впечатление, что работу работает одна Найроби, а остальные выясняют, кто круче. Если в первой части пытались показать не только преступников, но и их жертв, развить их противостояние, то во второй части на заложников просто забили. Отчего сериал окончательно свёлся всё к тому же выяснению, кто круче и кто кого любит или нет.
На мой взгляд, «Бумажный дом» заслужено не стал хитом на родине – в Испании. Да, первые серии смотрятся отлично. Вся эта загадочность, масштабность плана, красные комбинезоны и маски Дали. Но за внешней мишурой прячется довольно тривиальная истории о том, что человеческий фактор – это самая большая проблема в любом деле. Даже если у тебя есть идеальный план, его может испортить любой умник с амбициями или бурлящими гормонами. И, если первые два сезона вполне неплохи, то со вмешательством «Нетфликса» всё как-то сдулось. Появился ненужный пафос, прибавилось сказочности, а герои, наоборот, стали вести себя глупее. В любом случае, история осталась незаконченной, так что ждём пятый сезон.