Cinema Musical - рубрика моего канала, в которой я представляю вниманию подписчиков списки и обзоры по фильмам, так или иначе связанным с музыкой.
Байопик - слово относительно новое в нашем лексиконе. Увы, но далеко не всегда за ним скрывается что-то стоящее и достойное внимания. Особенно если дело касается любимых музыкантов. Но не всё так плохо - хорошие фильмы-биографии выходили, выходят и будут выходить.
Может я несколько тороплюсь, может список лучших байопиков об известных музыкантах делать еще рановато? Не беда, всегда можно список расширить - главное, чтобы было чем расширять.
А с расширением, к сожалению, беда: в Голливуде пошла новая мода - делать байопики о тех музыкантах, которые своим творчеством перевернули всё с ног на голову и устроили революцию в сознании большинства людей. Результат несколько предсказуем, но об этом я расскажу в другой статье. А пока что приглашаю вас ознакомиться с Десяткой Лучших Байопиков Об Известных Музыкантах. Естественно по моему скромному мнению - а как иначе?
10 - "Сид И Нэнси"/"Sid And Nancy" (1986)
Я понимаю ваше раздражение и удивление, дорогие читатели. В заголовке я написал, что это, мол, топ лучших байопиков о музыкантах - и после всего взял да и впихнул сюда фильм о скандально известном Сиде Вишесе и его подруге Нэнси Спанджен. Да, я знаю, что музыкант из Сида был, мягко говоря, никакой - на концертах его бас даже специально отключали от усилителей, дабы он не портил саунд Sex Pistols своими атональными пассажами.
Ну хорошо, музыкантом Сид был очень плохим. А что насчет его личных качеств? О, тут всё еще хуже - типичный такой английский гопник, сознательно гробящий своё здоровье запрещенными препаратами и не признающий никаких авторитетов. Что ж, вывод напрашивается неутешительный: Сид Вишес был опасным человеком и никудышным музыкантом. Что же до его подруги, Нэнси Спанджен, то она еще хуже: чуть ли не с детства была не в себе, кидалась на людей с ножом, спала со всеми подряд, а уж по части потребления запрещенных веществ легко давала фору не только Сиду, но и большинству рок-музыкантов того времени. Что Сид, что Нэнси - люди не из приятных, вы едва ли пригласили бы таких к себе домой на чашку чая. Так зачем же снимать про них фильм?
Ну во-первых Сид умудрился будучи отвратительным музыкантом каким-то неведомым образом стать эталоном панка - и обскакал на этом поприще даже своего коллегу по Sex Pistols, вечно всем недовольного Джонни Роттена. Во-вторых в Сиде и Нэнси, несмотря на все минусы, было что-то притягательное, какая-то очень мощная харизма - для панков они стали примерно тем же, чем для хиппи были в конце шестидесятых Джон Леннон и Йоко Оно. Ну а в-третьих...
В-третьих английский режиссер Алекс Кокс (во фамилия-то) показал Вишеса и Спанджен не тупорылыми наркоманами, которые от нечего делать разрушают свои жизни, а людьми, которые запутались и свернули куда-то не туда, искренне при этом любя друг друга и бурно выясняя отношения. Алекс Кокс мог бы поддаться соблазну напороть отсебятины и сентиментальной чуши - и согласитесь, что очень многие байопики пострадали от такого подхода. Но вместо этого он умудрился заставить если не всех, то очень многих сопереживать Сиду в исполнении Гэри Олдмена и Нэнси в исполнении Хлои Уэбб. Учитывая то, что в жизни Сид и Нэнси были далеко не такими симпатичными и милыми (хотя лично я свечку не держал и утверждать не могу), вполне логично было бы похвалить Кокса за великолепный фильм. Что ж, так многие и сделали - и не в последнюю очередь благодаря трогательному финалу, в котором...
Впрочем, если вы еще не смотрели "Сид И Нэнси", то очень рекомендую вам его посмотреть и насладиться финалом самостоятельно. И не обращайте внимания на гневные комментарии Джонни Роттена, который на самом деле Джон Лайдон, и который раскритиковал фильм Кокса по полной программе. Роттен-Лайдон вечно всем недоволен и ему очень трудно угодить.
9 - "Амадей"/"Amadeus" (1984)
Если по правде, то "Амадей" - не байопик, а скорее фантастика, ибо это вольная интерпретация биографий композиторов Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери.
Но именно в этом фильме, даже несмотря на некоторые неточности и порой даже вымысел, ярко показаны безумная гениальность и гениальное безумие Моцарта, покорившие в своё время Европу и вознесшие самого Амадея на самую верхушку славы, обеспечив ему таким образом обожание со стороны монарших особ.
Тут же демонстрируется и его трагическое падение и потеря былой популярности, из-за которых он был вынужден влезть в долги и в итоге преждевременно покинуть этот мир из-за болезни.
Можно было бы сказать, что идея далеко не нова - конкуренция в мире музыки всегда была высочайшей, - однако же режиссёр Милош Форман настолько убедительно изобразил мифическую зависть Сальери к гению из Зальцбурга, что остаётся только развести руками и внимать каждой секунде этого зрелищного и неординарного фильма.
8 - "Двое Из Нас"/"Two Of Us" (2000)
Поначалу может раздражать то, что Эйдан Куинн не особо похож на Пола МакКартни, а Джаред Харрис мало смахивает на Джона Леннона.
Не знаю как вас, а меня это чуть не отвернуло от великолепного фильма Майкла Линдсей-Хогга, который представляет собой правдивую фантазию (простите за тавтологию) на тему встречи двух битлов в 1976-ом году.
Да, это тоже не совсем байопик - однако же Харрис и Куинн так убедительно передают сложные отношения двух людей, которые собрали в конце пятидесятых в Ливерпуле самую влиятельную группу всех времён и народов, что глаз нельзя оторвать от того, как они спорят, кидаются друг в друга претензиями, а потом выходят на улицу погулять и танцуют под регги в ближайшем парке. Заканчивается всё посиделками в уютном кафе и беседой по душам на крыше.
Настоятельно рекомендую "Двое Из Нас" всем. Даже тем, для кого The Beatles - пустой звук. Фильм очень душевный и трогательный.
7 - "Переступить Черту"/"Walk The Line" (2005)
Хоакин Феникс еще задолго до роли Джокера в одноименном фильме нехило так блеснул в "Переступить Черту", ленте о жизненном и творческом пути легенды кантри Джонни Кэша.
Ну что ж, сам Кэш, известный также как Человек В Чёрном, всю жизнь имел проблемы с законом, так что нет ничего удивительного в том, что фильм полон отсылок к его концерту в Фолсомской тюрьме в январе 1968-го. К красивым женщинам он тоже был неравнодушен - так что его борьбе за сердце красотки Джун Картер, блестяще сыгранной Риз Уизерспун, тоже посвящено немало экранного времени. Сложные отношения с отцом? Тоже отображены в полной мере. Пристрастие к наркотикам и алкоголю? Ну какой же известный музыкант обходится без этого?
"Переступить Черту" - правдив, интересен и необычен. А эти три качества встречаются далеко в каждом байопике.
6 - "Переживая За Боя"/"Worried About The Boy" (2010)
Бой Джордж стал одной из главных икон новой волны - и не было в начале восьмидесятых более эксцентричной и скандальной молодой звезды, чем он. В то же время урожденный Джордж О'Дауд не особо афишировал свои сексуальные предпочтения - хотя по его внешнему виду вполне можно было понять, что он отнюдь не крутит вовсю романы с восторженными поклонницами, а предпочитает брутальных и мускулистых мужчин. Но Мальчик Жора не особо хотел выходить из шкафа*, поэтому отшучивался и утверждал, что предпочитает сексу чашечку чая.
"Переживая За Боя" - фильм о принятии себя, своей природы и о борьбе за место под солнцем. Тут восхитительный саундтрек, тут великолепная игра актёров, тут даже Странный Стив из Visage обстёбывается самим Боем Джорджем - не говоря уже об острой шпильке в сторону Дэвида Боуи.
Всем, кто вырос на новой волне - в срочном порядке смотреть!
*"выходить из шкафа" - вольный перевод английского "coming out of closet", сленгового выражения, обозначающего раскрытие своей нетрадиционной сексуальной ориентации.
5 - "В Дурмане"/"Stoned" (2005)
История Брайана Джонса, основателя The Rolling Stones, была настолько яркой и безумной, что я и по сей день не могу понять, как этому чванливому белобрысому денди удалось так ловко всех вначале обвести вокруг пальца, а потом так быстро спустить все достижения в унитаз?
В начале шестидесятых Кит Ричардс и Мик Джаггер еще не были теми Ричардсом и Джаггером, которыми их знает сейчас чуть ли не вся планета Земля. А Брайан Джонс уже был в то время Брайаном Джонсом - то есть талантливым музыкантом, сорвиголовой и страстным поклонником ритм-н-блюза. К тому же сей блондин успел к тому времени настругать несколько детей - но едва ли его можно было назвать образцовым папашей, ибо от своих залетевших подружек (и их родителей) он бежал сломя голову и некоторое время даже скитался по Скандинавии, зарабатывая себе на жизнь исполнением песен на улицах.
"В Дурмане" представляет собой правдивый пересказ жизни Брайана - со всеми пьяными выходками, унижением других людей, ссорой с любовью всей жизни Анитой Палленберг, изгнанием из рядов The Rollling Stones и в конечном счёте смерти в 27 лет от рук собственного рабочего Фрэнка Торогуда.
И может Лео Грегори внешне не совсем похож на утонченного блондина, украсившего своими находками не одну песню Stones, однако же актёр чётко уловил всю суть музыканта - и перенёс её на экран. За что ему и спасибо.
4 - "Рокетмен"/"Rocketman" (2019)
Фильм про Элтона Джона должен быть пафосным, похожим на мюзикл и исполненным трагедии. Что ж, "Рокетмен" (спасибо переводчикам за такое корявое название в русскоязычном прокате) таким и получился. Старина Элтон доверил актёру Тэрону Эджертону своё появление на экране не только в роли талантливого музыканта, но и в роли съезжающего с катушек и сидящего на наркоте психопата, который отчаянно пытается вернуться к нормальной жизни и обрести себя.
Ну а режиссёр Декстер Флетчер несколько смягчил накал драматизма песнями самого Элтона, представленных в бродвейском стиле. Вообще "Рокетмен", честно говоря, очень уж сильно смахивает на биографический мюзикл. Может он таковым и является?
Может быть. Потому что жизнь самого Элтона тоже зачастую напоминала (и напоминает, дай боже этому пухлому педерасту здоровья) мюзикл.
И не всегда, кстати, было приятно этот мюзикл смотреть, ибо подверженный резким перепадам настроения бывший Реджиналд Кеннет Дуайт много чего наговорил за свою жизнь лишнего и далеко не всегда вёл себя адекватно. Не верите мне? Тогда смотрите "Рокетмен" и делайте выводы сами.
Остаётся только жалеть, что Декстер Флетчер не снял в таком же духе "Богемскую Рапсодию" о Queen - британский режиссёр сменил Брайана Сингера, оригинального режиссёра "Рапсодии", за две недели до окончания работы над лентой.
3 - "Стать Джоном Ленноном"/"Nowhere Boy" (2009)
Ранние годы The Beatles уже столько раз анализировались-обсасывались, что услышав про фильм о становлении их лидера можно вполне справедливо вскипеть от возмущения и праведного гнева. Сколько можно? Куча уже есть интервью, книг, откровений и других фильмов на эту тему! Зачем обсасывать то, что уже давно знают все битломаны и им сочувствующие?
И тут-то и кроется главное достоинство "Nowhere Boy", ибо режиссёр Сэм Тейлор-Вуд не стала излишне обожествлять Леннона и лепить из него в своей ленте идола, пережевывая давным-давно всем известные факты про Quarrymen, тётю Мими и мать Джулию - это предельно честная и откровенная картина о юности того, кому суждено было в шестидесятых перевернуть весь мир своими песнями и навсегда поменять правила игры. Никаких откровений здесь нет - просто нам позволяется со стороны наблюдать за тем, как ливерпульский сорванец отважно сражается с выпавшими на свою долю суровыми испытаниями и вырабатывает характер.
А большего, пожалуй, и не надо.
2 - "Контроль"/"Control" (2007)
Передать на экране душевные метания страдающего от эпилепсии (и не только) Яна Кёртиса, вокалиста Joy Division?
Задача архисложная, требующая придирчивого внимания к мелким деталям. Неосторожный шаг - и всё рухнет к чертям собачьим, превратившись в слезливую мелодраму о больном человеке, которого разрывают внутренние противоречия и который больше не может продолжить своей жизненный путь, ибо чувствует себя обузой для всех - для жены, для любовницы, и даже для группы.
Но Антон Корбейн - тёртый калач, он не понаслышке знал, как обращаться с камерой, ибо все восьмидесятые-девяностые снимал впечатляющие клипы для Depeche Mode, Echo & The Bunnymen и U2. Поэтому сев в режиссёрское кресло Антон не растерялся, а сразу взял быка за рога, не позволив сантиментам (а сам он, кстати, очень любил Joy Division) взять верх над здравым смыслом.
Самым удачным (и логичным) решением для "Контроля" стало то, что его решили снять в чёрно-белом цвете - под стать музыке Joy Division, которая сама по себе как будто бы была задумана исключительно чёрно-белой, лишенной других цветов. Второе удачное решение - актёр Сэм Райли, сумевший передать зрителю всю палитру чувств и эмоций Кёртиса, который был человеком очень талантливым, очень ранимым и очень отзывчивым - но ни в коем случае не тряпкой и рохлей.
Ну а в общем и целом дебютная работа того, кого ошибочно считали исключительно клипмейкером, определенно впечатляет. Для старых поклонников Joy Division это был отличный повод убедиться в искренности своих чувств по отношению к группе, а для неофитов лента стала началом знакомства с теми, кто практически единолично создал звук пост-панка.
1 - "Дорз"/"The Doors" (1991)
Что ж, мог ли Оливер Стоун, один из самых лучших режиссёров Голливуда, снять плохой фильм о The Doors? Конечно же мог. А разве мало голливудские режиссёры снимали дрянных фильмов об известных музыкантах? Да много такого "добра" было - и еще будет, я уверен!
Но Стоун снял пока что лучший байопик об известных музыкантах на сегодняшний день. Да, вне всяких сомнений это изящный оммаж личности Моррисона, добавляющий к его жизненному пути внушительный такой мешок мифов и домыслов - хотя их и без фильма Оливера было очень много и на любой вкус.
И плевать на то, что Манзарек сотоварищи чем-то там остались недовольны и негативно отзывались о фильме из-за несоответствия между созданным Вэлом Килмером образом и тем, что из себя представлял на самом деле Джим. Но не стоит забывать о том, что Моррисон был великий самодур - и никто уже никогда не узнает, каким же он был на самом деле. К счастью или к сожалению - пусть каждый для себя решает сам.
А фильм получился действительно отличным. И не в последнюю очередь как раз благодаря тому, что Оливер Стоун не пытался изобразить Короля Ящериц каким-то мучеником или непонятым героем. Да, все эти пустыни, скандальные выступления, бесконечные кутежи и беспорядочные половые связи - всё это подкупает и заставляет проникнуться симпатией к преждевременно ушедшему Джиму Моррисону, великому американскому поэту, которого какими-то ветрами занесло в рок-группу.
#байопик #музыканты #фильм #кино #байопики #the doors #joy division #beatles #john lennon #музыка