Палаты Голицыных являются памятником архитектуры и одним из старейших зданий столицы. Дом, расположенный в Кривоколенном переулке, и как многие старейшие здания имеет уникальную историю. Он пережил смену не одного поколения.
||| Дорогой друг, приветствую тебя на моём канале "О Москве с любовью".
Палаты были построены в 17-м веке. Кто был автором палат и имена строителей к сожалению до сих пор не известны. За все годы существования усадьбы хозяева в ней менялись много раз. Первым владельцем имения был Рейнгольд Густав Левенвольде, будущий фаворит Екатерины I. Именно он помог стать императрицей Анне Иоанновне. О Левенвольде известно не так много, Граф, род. в 1693 г. в Лифляндии, умер 22 июля 1758 г. в Соликамске, еще при жизни Петра Великого он был камер-юнкером императрицы Екатерины Алексеевны и пользовался ее расположением. По восшествии на престол Екатерины I в 1725 г. Левенвольде произведен был в камергеры, а 24 октября 1726 г., вместе с братьями своими, пожалован в графы. После кончины Екатерины I Левенвольде жил в своих поместьях в Лифляндии. Получив в январе 1730 г. от своего брата Карла известие о намерении Верховного Тайного Совета ограничить самодержавную власть Анны Иоанновны, он немедленно поехал в Митаву и прибыл туда целыми сутками раньше депутатов, отправленных верховниками. Уверенный в непрочности вновь придуманного для России аристократического правления, Левенвольде посоветовал Анне Иоанновне не отказываться от подписи «кондиций», уверяя, что их можно будет впоследствии уничтожить. В награду за оказанную услугу Анна Иоанновна, вообще особенно благоволившая к Левенвольде, произвела его в обер-гофмаршалы, а в 1732 г. пожаловала орден Андрея Первозванного и поручила управление соляными доходами. Во время царствования Анны Иоанновны Левенвольде жил в свое удовольствие, прекрасно устраивал придворные праздники и предавался неумеренной игре в карты, чем совершенно расстроил свое состояние. В 1740 г., когда по случаю заключения мира с Турцией были розданы награды высшим сановникам, Левенвольде получил от императрицы бриллиантовый перстень, ценою от 5 до 6 тысяч рублей. 6 октября того же 1740 г. императрица Анна Иоанновна занемогла, а 17 октября скончалась. В день , когда взошла на трон императрица Елизавета Петровна счастливая звезда Левенвольде закатилась. Он был заключен в крепость, предан суду и приговорен к смертной казни. Вообще обвинение ставилось за противозаконное устранение от престола дочери Петра Великого; против Левенвольде были и специальные обвинения – будто он внушал правительнице мысль объявить себя императрицей, будто он доносил о намерениях Елизаветы, но трудно сказать, насколько было истины в этих обвинениях. Императрица смягчила приговор, заменив смертную казнь ссылкою в Соликамск, где граф впоследствии и скончался.
Следующим хозяином стал князь Иван Алексеевич Урусов, а после него поместье перешло в собственность фабриканта Семена Мыльникова. Согласно московским актовым книгам, в 1751 году двор в Кривоколенном переулке был Мыльниковым заложен за долги и вскоре сделался собственностью Михаила Семеновича Чебышева.
Так почему же, палаты Голицыных?
Представитель древнего, но небогатого рода М. С. Чебышев поступил на военную службу в 1703 году солдатом и участвовал «во многих баталиях и акциях» Северной войны. В 1709-м он получил чин капитана, но больше по службе не продвинулся. В 1725-м он женился на Евдокии Алексеевне Баскаковой — дочери капитана лейб-гвардии Семеновского полка А. П. Баскакова. В 1736-м был отставлен капитаном «без награждения чина» «для определения к штатским делам». После отставки служил асессором Судного приказа. С 1741 года — коллежский советник. В этом чине Чебышев и покинул служебное поприще. Чебышев передал дом в наследство своей дочери, Екатерине Михайловне. В 1758 году, она вышла замуж за князя Павла Федоровича Голицына, с именем которого сейчас и связывают палаты в Кривоколенном переулке.
О П.Ф. Голицыне известно лишь, что в отличие от своих братьев, достигших генеральских чинов, Павел Федорович очень быстро оставил военную службу. В 1756 году он был переведен из камер-пажей императрицы Елизаветы в лейб-гвардии Семеновский полк поручиком, а в 1758-м уже уволен с чином гвардии капитан-поручика. С тех пор тихо проживал в Москве, пользуясь своей частью очень значительного отцовского состояния.
Здесь за несколько десятилетий П. Ф. Голицын собрал большую коллекцию «естественных и художественных вещей» — «разного рода статуи, бюсты, бронзы, минералы, разные вещи мозаические и флорентийские картины, также перстни с цветными и резными каменьями, и табакерки». Свой «натуральный кабинет» он охотно показывал посетителям. По воспоминаниям ученого и мемуариста А. Т. Болотова, относящимся к 1788 году, «кабинет» Голицына, «человека умного, любопытного», был «превеликий, и целая просторная длинная комната набита была всякими натуралиями, и было что посмотреть и чему подивиться».
В 1800 году П. Ф. Голицын решил продать свой «дом каменный о двух этажах, с двумя флигелями каменными, деревянным сараем и еще для людей на дворе деревянные два покоя, с садом». В главном здании тогда имелось «22 покоя», а один из флигелей был отремонтирован и готов к сдаче внаем. Но в том же году Павел Федорович умер, и дом вместе с коллекцией редкостей продали уже наследники.
В начале 1820-х годов усадьба переходит во владение штаб-лекаря Осипа Владиславовича Карраса.
С 1822 по 1824 гг. усадьба принадлежала Ивану Горну. Он использовал ее в качестве пансиона.
В 1827 по 1828 гг. один из флигелей был занят вдовой московского генерал-губернатора графиней Ростопчиной.
Во второй половине 19-го столетия участок сдавался в аренду для больницы и музыкальных школ.
В 1850-1860-х гг. поместье приобрел П.И. Савостьянов, а следующим домовладельцем стал купец первой гильдии и почетный гражданин Иван Алимпиевич Цыплаков. Именно при нем были оборудованы меблированные комнаты в здании. После смерти хозяина в 1888 г. усадьба досталась его супруге ─ Анне Ивановне. Имение принадлежало Цыплаковой вплоть до 1917 г. После Октябрьской революции оно было национализировано.
Архитектура
Палаты Голицыных представляют собой комплекс из трех каменных зданий (главного корпуса и двух длинных боковых флигелей) с фрагментами построек 17-18-го веков. Главный дом расположен немного в глубине переулка, а флигели торцами вынесены на красную линию.
У имения симметричная планировка. Это ранний пример строительства по упорядоченной схеме. Подвал и оба этажа дома относятся к допетровской архитектуре. Особняк светло-желтого цвета украшен белыми пилястрами. Привлекает внимание и его выразительный портал, выступающий на улицу.
В 1859 г. уже имеющиеся здания расширили пристройками. В результате, усадебный комплекс получил существующий ныне эклектический облик. При этом полностью сохранилась первоначальная внутренняя планировка.
В настоящее время палаты Голицыных находятся в аварийном состоянии. Внутри здания сохранились чугунная лестница и изразцовые печи. В некоторых окнах уцелели решетки. В полуподвале осталась уникальная, некогда открытая галерея на широких кирпичных арках. Во флигелях сохранились фрагменты карнизов из профилированного кирпича. Также, там были обнаружены сводчатые палаты с двухсторонним освещением.
И напоследок немного интересных фактов об усадьбе.
1. Палаты Голицыных внесены в Красную книгу Архнадзора. Здание нуждается в реконструкции.
2. Усадьба признана объектом культурного наследия федерального значения.
3. В 1909 г. здесь была открыта переплетная мастерская, в которой некоторое время трудился знаменитый поэт Сергей Есенин.
4. Чугунную парадную лестницу изготовили еще на Думиническом чугунолитейном заводе Цыплаковых и Лабунского.
5. В палатах проживали многие известные личности ─ архитектор Георгий Олтаржевский, химик Иван Жольцинский, профессор Иван Холмогоров и другие.
6. Дом оставался жилым на протяжении всего 20-го века. Отдельные части здания расселялись по мере того, как они приходили в аварийное состояние.
7. На протяжении длительного времени считалось, что от 17-го века в поместье остался лишь цоколь главного здания. Но в 2008 г. реставраторы обнаружили доказательства того, что это не так. Второй и третий этажи были тоже возведены в 17-м столетии.
8. В 2019 г. при проведении восстановительных работ на одном из фасадов усадьбы нашли детали старинного декора. Было принято решение приостановить реставрацию, чтобы скорректировать проект. Обнаруженные находки не будут прятать под штукатуркой, а включат в предмет охраны памятника.
Палаты находятся по адресу:
Кривоколенный переулок, 10
Станция метро:
Чистые Пруды
Спасибо, что дочитали до конца.