Найти тему
Проект +1

Жертвуй, но не будь жертвой

Оглавление

Юристы «Правовой команды» объяснили, как сделать пожертвование через интернет и быть уверенным, что помощь дойдет до адресата

Просьбы о помощи от людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, окружают нас повсюду: объявления о сборе денег на операцию или дорогое лекарство можно увидеть в лентах социальных сетей, в роликах на YouTube и на всплывающих баннерах. Помочь деньгами хотят многие. Но как быть уверенным, что пожертвования дойдут до адресата?

Сбор может быть двух видов: или люди просят переводить средства на свои личные счета, или помощь идет через некоммерческие организации (НКО), например, благотворительные фонды, общественные организации, ассоциации, союзы или автономные некоммерческие структуры. Если деньги просят перечислить в ООО, к пожертвованиям это никакого отношения не имеет.

1. Сбор на личные карты

Допустим, вы видите в Instagram объявление о сборе средств на лечение ребенка на чью-то личную карту. Это самый популярный среди мошенников способ заработать на благотворительности. Если речь идет о человеке, которого знаете вы или кто-то из ваших друзей, можно смело переводить деньги.

Как быть если это не так:

  • открыть основную страничку сбора в интернете и посмотреть, насколько часто обновляются новости о состоянии здоровья человека, которому хотят помочь;
  • обратить внимание, выложены ли там документы, которые обосновывают конкретную сумму сбора;
  • поискать на странице отчеты о том, сколько средств уже собрали и на что их потратили. Часто они ежедневные.

Если страница сбора наполнена информацией и обновляется регулярно, скорее всего, это настоящая просьба о помощи, и деньги можно перечислять.

2. Сбор через НКО

Работа некоммерческих организаций в России строго регулируется. Поэтому среди фондов мошенников намного меньше, и репутацию НКО проверить гораздо легче, чем конкретного человека.

Прежде чем сделать пожертвование в НКО, посмотрите:

  • насколько «наполненный» у организации сайт: те, кто активно работает, стараются почаще обновлять информацию;
  • размещена ли на сайте организации благотворительная программа со сметой: там можно посмотреть, как именно НКО планирует тратить деньги;
  • есть ли регулярные отчеты о собранных и потраченных средствах: все НКО обязаны публиковать их ежегодно, а крупные благотворительные организации делают это раз в месяц.

Если, отправляя пожертвование в адрес НКО, вы указываете конкретного адресата помощи — например, пишете в назначении: «На спасение кота Василия» или «На операцию маленькому Саше Иванову», организация обязана будет потратить деньги исключительно в этих целях.

Часто в оферте НКО отдельно оговаривает, что если денег пришло больше, чем нужно конкретному подопечному, излишки могут направить на помощь кому-то другому. Если в оферте такого положения нет, с вами должны связаться и согласовать изменение цели пожертвования. Это не простая формальность: все финансовые потоки отражаются в отчетности, и за неправильное расходование средств НКО наказывают.

Если вы доверяете благотворительной организации, можно перечислить деньги без указания конкретной цели.

Тогда сотрудники смогут сами решить, как потратить деньги. На функционирование фондов тоже нужны средства: банки берут комиссию за обслуживание, интернет-хостинг — также платная услуга, а сотрудникам нужно платить зарплату, ведь даже если человек решил целиком посвятить себя помощи другим, ему самому нужно на что-то жить.

А есть еще расходы на аренду помещения, на электричество, на интернет. Откуда НКО взять на это средства? Пожертвования — это основной и часто единственный источник доходов.

При этом как минимум 80% поступлений благотворительная организация в любом случае обязана направить на помощь нуждающимся.

Еще вы можете отправить деньги на конкретную благотворительную программу. Тогда средства можно будет потратить только на помощь подопечным и сопутствующие обязательные расходы, например, банковские комиссии.

3. Сбор через краудфандинговые платформы

Часто сбор средств идет от имени НКО через краудфандинговые платформы, например planeta.ru или nuzhnapomosh.ru. Там риск нарваться на мошенников минимален, потому что площадки дорожат своей репутацией и самостоятельно проверяют добросовестность НКО, которые публикуют объявления.

Многие фонды и НКО проверяет благотворительный проект +1Люди. Ежедневно команда проекта проверяет и добавляет в справочник новые НКО, волонтерские организации и городские сообщества, чтобы пользователи проекта взаимодействовали только с надежными организациями.

На сайте проекта можно почитать статьи о том, как живут люди в самых разных уголках России, и узнать, как благотворительные организации помогают решать важные социальные проблемы.

Если вам интересны отношения корпораций к благотворительности, +1 Платформа об этом уже рассказала.

Автор: Правовая Команда
Фото: Filiberto Santillán / Unsplash

Больше об экологии и устойчивом развитии читайте на +1Платформе

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить полезные материалы!