Приветствую Вас, Уважаемые подписчики и читатели канала!
Как ни странно, но интересные, пускай и небольшие, исторические находки можно сделать для себя повсюду.
Просто надо суметь их увидеть и проявить исследовательский интерес.
Они зачастую замаскированы в ворохе невостребованных разнообразных, отправленных на гаражное хранение, вещей по принципу :"Пусть будет!, А вдруг пригодится!"
И если не пригодилось , мы попросту о них забываем и попросту не обращаем внимания.
Такую небольшую находку я сделал у себя на днях в гараже.
В процессе ремонта одного агрегата, мне потребовался рожковый ключ.
Поэтому в поисках необходимого размера мне пришлось покопаться в массивной коробке с всевозможными железяками, где были в наличии и
старые гаечные ключи.
Их скопилось в ней превеликое множество. Около сотни, не меньше.
Даже удивился - каких их только не бывает! Инструмент был самый разнообразный - от блестящих хромированных, до совершенно ржавых. Пополняемая по случаю "коллекция" собиралась сама собой примерно с годов восьмидесятых-семидесятых.
И вот, среди всего этого инструментального многообразия попался вот такой интересный ключик.
Аббревиатура "З.А.Т.И." дословно переводится как "завод автотракторного инструмента".
История появления предприятия такова.
В 1932 году был основан Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. Позднее переименованный в ГАЗ - крупнейший советский автогигант по производству легковых, легких грузовых автомобилей и военной техники.
В связи с его запуском в Советском Союзе были сооружены специализированные заводы обеспечивающие завод необходимыми для производства комплектующими:
Автомобильные стекла - город Бор;
Автопокрышки и автокраска - город Ярославль.
Как составляющая 5 августа 1930 года в городе Павлово-на-Оке вблизи Нижнего Новгорода был основан завод по выпуску шоферского инструмента и кузовной арматуры.
В начале 1932 года завод получивший аббревиатуру З.А.Т.И. "Завод автотракторного инструмента" приступил к выпуску одноименной продукции.
Шоферские ремкомплекты были основной продукцией предприятия в течение 20 лет с 1932 по 1952 годы.
Правда в годы Великой Отечественной З.А.Т.И., как и вся страна, временно был перестроен на военный лад - выпускал снаряды.
В 1952 году постановлением правительства завод был перепрофилирован на производство общественного транспорта и получил наименование "Павловский автобусный". Первой его продукцией стал ПАЗ-651.
Но, несмотря на глобальное перепрофилирование, выпуск автоинструмента по-прежнему продолжался.
Правда уже не в тех объемах. Поменялась и аббревиатура на продукции. Теперь сокращенно "А-И" - "автоинструмент". Такие ключи также встречались в моей гаражной коробке.
Чем же ценны ключи "З.А.Т.И."?
Прежде всего, своей историей.
Только представьте себе, какие детали ретро машин ими в свое время крутили!
Многие из этих ключей помнят Отечественную войну, прошли, вернее проехали, с шоферами фронтовые дороги.
Иногда их находят поисковики рядом с останками советской военной техники. Тут не только автомобили, но и легендарные Тридцатьчетверки и ИСы, и КВ.
Практически вся продукция ГАЗа по 1952 год комплектовалась этими ключами.
Справка
Вот на такой, похожей на эту, ЭМКЕ вывез из окружения под артобстрелом и авиационными бомбежками в сентябре 1942 года командира 391-й стрелковой дивизии один из моих дедов, воевавший на Северо-Западном фронте,прошедший всю Великую Отечественную войну.
Наверняка и у Вас в гараже, на даче или дома найдется коробка с подобным инструментом.
Так что уважаемые знатоки, на досуге переберите его. Вдруг и Вам попадется что-то интересное.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки.
Желаю Вам счастья, здоровья и добра!
Как всегда, Ваш Алекс Путешественник.