Алия Рафаэлевна Чанышева, доцент кафедры «Биохимия и технология микробиологических производств» технологического факультета, выпускница вуза, вошла в число лучших молодых преподавателей УГНТУ–2020. С ней побеседовал Владимир Криворотов.
— Расскажите, что сподвигло Вас стать преподавателем?
— Хороший вопрос. Никогда об этом не задумывалась, и скорее всего точного ответа у меня нет.
Вообще, мне здорово повезло. У меня были прекрасные преподаватели, которые научили думать и работать, не бояться показаться глупой или смешной, а главное — научили тому, что, даже если ты чего-то не знаешь, ты можешь узнать, и они всегда тебе готовы отдать все свои знания и опыт. Может быть, это одна из причин.
Ещё одна причина — мне интересно работать со студентами. На самом деле, это взаимный обменный процесс. У преподавателя просто несколько больше опыта и знаний, которыми можно поделиться, преподавателем можно стать тогда, когда ты можешь научить чему-то новому, но при этом ты и сам постоянно учишься и растешь вместе со своими студентами.
Когда я училась в университете, даже не думала о том, что буду преподавателем. Помню очень хорошо свои мысли о том, что преподавание — это тяжёлый труд, и сколько нужно иметь терпения и выдержки, особенно когда встречаются невоспитанные и не желающие учиться студенты.
Я не помню, когда пришло осознание того, что я хочу стать преподавателем. Всё произошло плавно, может быть, даже закономерно и естественно. Скорее всего, во время учёбы в аспирантуре, у меня уже был опыт самостоятельных исследований, выступлений, я поняла, что могу поделиться этим. Хотя, как я уже говорила, я всё равно продолжаю постоянно учиться чему-то новому.
— Скажите, какие качества нужны, чтобы быть хорошим и интересным преподавателем? Какой совет Вы дали бы самой себе в самом начале пути?
— Каждый преподаватель имеет свой стиль и свои уникальные качества. Я думаю, преподаватель должен любить свой предмет, быть профессионалом в своей области исследований, постоянно развиваться и быть открытым новым знаниям. Быть терпеливым, уметь слушать, видеть в студенте личность. Разумеется, тогда и будет возникать обратная связь со студентами. Ну и важно быть позитивным.
Что касается совета самой себе, то, наверное, читала бы ещё больше, работала ещё больше и распоряжалась своим временем более грамотно, сейчас зачастую просто не хватает времени на всё.
— Не приходила ли мысль в студенчестве: «как бы я сделала на месте преподавателя»?
— Честно говоря, не приходила. Может быть, нельзя оценивать студента по зачётке. Всем известно, что не всегда наличие одних пятёрок или, наоборот, троек говорит о реальных знаниях студента. Кроме того, кому-то лучше даются одни дисциплины, а кому-то — другие.
— Как Вы считаете, что перспективнее: учёба или общественная деятельность?
— Я считаю, что одно другому не мешает. Можно успевать заниматься и наукой, и общественной деятельностью, и спортом. Всё зависит от человека, его мотивации, собранности и умения правильно распределять своё время. И таких студентов достаточно много.
— Дайте несколько советов студентам — как эффективно учиться.
— Учиться нужно в удовольствие, учёба не должна быть скучной. Не стоит бояться, если ты не знаешь чего-то, главное — желание узнать и научиться. Важно быть немного «сумасшедшим» (в хорошем смысле этого слова) во всех делах, учёба — не исключение.