Балет «Манон» – один из самых моих любимых спектаклей. Не только как зрителя, но и как исполнителя. Об этой роли Кавалера де Гриё я мечтал очень много лет, потому с большим удовольствием расскажу вам про этот спектакль.
Все звезды балета мечтают о ролях в этом спектакле. Потому что он очень красиво и виртуозно поставлен. Но нужно отметить, что когда ты репетируешь этот спектакль и играешь любовь со своей партнершей, в репетиционном зале всегда идет скандал. Ведь спектакль сложный, в нем очень много технических верховых поддержек и каждый раз все зависит от внимания партнеров. А по ходу спектакля устает не только танцовщик, но и танцовщица. А если она не очень точна, то поддержка никогда не выйдет, и как обычно ругают всегда именно танцовщика. Есть такой маленький секрет, что всегда виноваты балерины, но достается нам – танцовщикам.
В этом спектакле четыре основных адажио, но все четыре могут закончиться неудачно, потому что там используются такие поддержки, что хотя бы одно малейшее неточное движение – и можно получить очень серьезную травму.
Роман Аббата Прево был любим не только композиторами, но и балетмейстерами. И у этого спектакля существует очень много версий в разных жанрах.
Впервые на балетной сцене этот балет появился в 1830 году. Под конец XIX века появились такие великие оперные партитуры, как опера «Манон» Жюля Массне и Джакомо Пуччини. А в конце XX века английский балетмейстер Кеннет Макмиллан, который на тот момент был руководителем Королевского балета, тоже решил поставить балет «Манон». Но полностью ставить балет на оперную музыку он не стал, а набрал музыку из разных произведений и увертюр.
Первыми исполнителями этого спектакля были Антуанетт Сибли и Энтони Доуэлл. Для этих артистов ставился спектакль в 1974 году, но накануне премьеры Антуанетт Сибли повредила ногу и потому все последние репетиции репетировала Дженни Пенни – тоже одна из примадонн Королевского балета. Но Сибли вышла к премьере, на которой танцевала сама, а когда в 1982 году решили записать этот спектакль, то Макмиллан отдал привилегию записи Дженни.
Главный персонаж у Аббата Прево – это именно Кавалер де Гриё, потому его произведение называется «История Кавалера де Гриё и девицы Манон Леско». Но балет всегда царство балерины, потому называется просто «Манон».
Что очень интересно, когда этот спектакль переплыл Ла-Манш и стал ставиться на разных сценах Европы, наследники Массне потребовали, чтобы этот спектакль не путали с одноименной оперой. Поэтому в европейских театрах спектакль называется «Л'Истуар де Манон».
В этом спектакле три основных персонажа – сама Манон Леско, Кавалер де Гриё и брат Манон. Две мужские главные роли и одна женская. Есть еще много маленьких и много характерных ролей. Вначале, до появления главных героев, представлена жанровая сцена нравов XVIII века. Если роман Аббата Прево написан в начале XVIII века, то почему-то художник, который оформлял этот спектакль, решил перенести действие именно под конец века – в период заката французской монархии. Этим самым он изменил стилистику времени, в котором происходит действие.
Была очень забавная вещь: танцовщик Энтони Доуэлл левша, потому весь балет поставлен в левую сторону, и все танцовщики, которые сталкиваются с этой хореографией, очень сильно страдают, потому что им приходится все исполнять не в свою сторону. И если вы будете смотреть данный спектакль, то обратите внимание, что все поддержки и трюки не с обычной стороны.
Дарование первого исполнителя наложило отпечаток на этот балет, так как на тот момент Энтони Доуэлл был одним из самых известных артистов в мире. Это была эпоха Нуреева, Барышникова, и Энтони одному из немногих западных танцовщиков удалось обрести такое международное имя.
Какое качество должно быть у исполнительницы Манон? Я считаю, что это легкость. Потому что при таком количестве верхних поддержек от балерины требуется только одно – чтобы она была очень маленькой и компактной. Также эти роли интересны для главных исполнителей еще и тем, что это не просто танцы, не просто сюжет, это еще и очень много актерской игры.
В последнем адажио очень красиво придуман финал. На балетном языке это называется «двойная рыбка». Это очень эффектное и сложное движение. До приезда в 1956 году Большого театра на Запад никто не мог себе представить, что такие движения можно выполнять в балете. Но после того как виртуозные русские артисты показали в Англии свое мастерство и эти «двойные рыбки», западный балет начинает использование всех этих верхних поддержек и трюковых вещей.
Но Макмиллан использует эти трюки не так, как использовали советские хореографы, для подчеркивания бравурности, а как олицетворение отчаяния. Чтобы каждый раз, когда танцовщик пытается подбросить партнершу, она будто наверху чувствовала себя некомфортно и сваливалась партнеру на руки. И самый последний раз, когда он ее подбрасывает, она в воздухе умирает и безжизненно падает в руки. Он не понимает, что произошло. Какое-то время он пытается ее нести, но к сожалению, она не двигается, и он понимает, что она скончалась. И каждый танцовщик в данной ситуации решает по-своему: кто-то начинает плакать, кто-то прижимает к себе погибшую возлюбленную, а кто-то от отчаяния изображает свою гибель.