Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Всегда виноваты балерины, но достается нам – танцовщикам

Балет «Манон» – один из самых моих любимых спектаклей. Не только как зрителя, но и как исполнителя. Об этой роли Кавалера де Гриё я мечтал очень много лет, потому с большим удовольствием расскажу вам про этот спектакль. Все звезды балета мечтают о ролях в этом спектакле. Потому что он очень красиво и виртуозно поставлен. Но нужно отметить, что когда ты репетируешь этот спектакль и играешь любовь со своей партнершей, в репетиционном зале всегда идет скандал. Ведь спектакль сложный, в нем очень много технических верховых поддержек и каждый раз все зависит от внимания партнеров. А по ходу спектакля устает не только танцовщик, но и танцовщица. А если она не очень точна, то поддержка никогда не выйдет, и как обычно ругают всегда именно танцовщика. Есть такой маленький секрет, что всегда виноваты балерины, но достается нам – танцовщикам. В этом спектакле четыре основных адажио, но все четыре могут закончиться неудачно, потому что там используются такие поддержки, что хотя бы одно малейшее не

Балет «Манон» – один из самых моих любимых спектаклей. Не только как зрителя, но и как исполнителя. Об этой роли Кавалера де Гриё я мечтал очень много лет, потому с большим удовольствием расскажу вам про этот спектакль.

В роли Кавалера де Гриё в спектакле «Манон»
В роли Кавалера де Гриё в спектакле «Манон»

Все звезды балета мечтают о ролях в этом спектакле. Потому что он очень красиво и виртуозно поставлен. Но нужно отметить, что когда ты репетируешь этот спектакль и играешь любовь со своей партнершей, в репетиционном зале всегда идет скандал. Ведь спектакль сложный, в нем очень много технических верховых поддержек и каждый раз все зависит от внимания партнеров. А по ходу спектакля устает не только танцовщик, но и танцовщица. А если она не очень точна, то поддержка никогда не выйдет, и как обычно ругают всегда именно танцовщика. Есть такой маленький секрет, что всегда виноваты балерины, но достается нам – танцовщикам.

В этом спектакле четыре основных адажио, но все четыре могут закончиться неудачно, потому что там используются такие поддержки, что хотя бы одно малейшее неточное движение – и можно получить очень серьезную травму.

Дженни Пенни и Энтони Доуэлл в спектакле «Манон» 1982г.
Дженни Пенни и Энтони Доуэлл в спектакле «Манон» 1982г.

Роман Аббата Прево был любим не только композиторами, но и балетмейстерами. И у этого спектакля существует очень много версий в разных жанрах.

Впервые на балетной сцене этот балет появился в 1830 году. Под конец XIX века появились такие великие оперные партитуры, как опера «Манон» Жюля Массне и Джакомо Пуччини. А в конце XX века английский балетмейстер Кеннет Макмиллан, который на тот момент был руководителем Королевского балета, тоже решил поставить балет «Манон». Но полностью ставить балет на оперную музыку он не стал, а набрал музыку из разных произведений и увертюр.

Первыми исполнителями этого спектакля были Антуанетт Сибли и Энтони Доуэлл. Для этих артистов ставился спектакль в 1974 году, но накануне премьеры Антуанетт Сибли повредила ногу и потому все последние репетиции репетировала Дженни Пенни – тоже одна из примадонн Королевского балета. Но Сибли вышла к премьере, на которой танцевала сама, а когда в 1982 году решили записать этот спектакль, то Макмиллан отдал привилегию записи Дженни.

Дженни Пенни в «Манон» 1982г.
Дженни Пенни в «Манон» 1982г.

Главный персонаж у Аббата Прево – это именно Кавалер де Гриё, потому его произведение называется «История Кавалера де Гриё и девицы Манон Леско». Но балет всегда царство балерины, потому называется просто «Манон».

Что очень интересно, когда этот спектакль переплыл Ла-Манш и стал ставиться на разных сценах Европы, наследники Массне потребовали, чтобы этот спектакль не путали с одноименной оперой. Поэтому в европейских театрах спектакль называется «Л'Истуар де Манон».

В этом спектакле три основных персонажа – сама Манон Леско, Кавалер де Гриё и брат Манон. Две мужские главные роли и одна женская. Есть еще много маленьких и много характерных ролей. Вначале, до появления главных героев, представлена жанровая сцена нравов XVIII века. Если роман Аббата Прево написан в начале XVIII века, то почему-то художник, который оформлял этот спектакль, решил перенести действие именно под конец века – в период заката французской монархии. Этим самым он изменил стилистику времени, в котором происходит действие.

Была очень забавная вещь: танцовщик Энтони Доуэлл левша, потому весь балет поставлен в левую сторону, и все танцовщики, которые сталкиваются с этой хореографией, очень сильно страдают, потому что им приходится все исполнять не в свою сторону. И если вы будете смотреть данный спектакль, то обратите внимание, что все поддержки и трюки не с обычной стороны.

Спектакль «Манон» Кеннета Макмиллана 1982г.
Спектакль «Манон» Кеннета Макмиллана 1982г.

Дарование первого исполнителя наложило отпечаток на этот балет, так как на тот момент Энтони Доуэлл был одним из самых известных артистов в мире. Это была эпоха Нуреева, Барышникова, и Энтони одному из немногих западных танцовщиков удалось обрести такое международное имя.

Какое качество должно быть у исполнительницы Манон? Я считаю, что это легкость. Потому что при таком количестве верхних поддержек от балерины требуется только одно – чтобы она была очень маленькой и компактной. Также эти роли интересны для главных исполнителей еще и тем, что это не просто танцы, не просто сюжет, это еще и очень много актерской игры.

В последнем адажио очень красиво придуман финал. На балетном языке это называется «двойная рыбка». Это очень эффектное и сложное движение. До приезда в 1956 году Большого театра на Запад никто не мог себе представить, что такие движения можно выполнять в балете. Но после того как виртуозные русские артисты показали в Англии свое мастерство и эти «двойные рыбки», западный балет начинает использование всех этих верхних поддержек и трюковых вещей.

Спектакль «Манон» Кеннета Макмиллана 1982г.
Спектакль «Манон» Кеннета Макмиллана 1982г.

Но Макмиллан использует эти трюки не так, как использовали советские хореографы, для подчеркивания бравурности, а как олицетворение отчаяния. Чтобы каждый раз, когда танцовщик пытается подбросить партнершу, она будто наверху чувствовала себя некомфортно и сваливалась партнеру на руки. И самый последний раз, когда он ее подбрасывает, она в воздухе умирает и безжизненно падает в руки. Он не понимает, что произошло. Какое-то время он пытается ее нести, но к сожалению, она не двигается, и он понимает, что она скончалась. И каждый танцовщик в данной ситуации решает по-своему: кто-то начинает плакать, кто-то прижимает к себе погибшую возлюбленную, а кто-то от отчаяния изображает свою гибель.