Найти тему
Территория смысла

Почему все эти Северные потоки "оплачивают из бюджета", а нам с вами от этих потоков "ничего не достанется"

Регулярно сталкиваюсь с такими вопросами и утверждениями в комментариях. Неоднократно устраивали бурные дискуссии на сей счет, а тут что-то решил вынести эту тему в отдельную статью. Чаще всего разговор идет о том, что миллиарды бюджетных денег ввалены в КМТУС "Академик Черский", толку от которого ноль. И еще часто шли разговоры о том, что ввалили 10 миллиардов евро опять же бюджетных денег в никому не нужную трубу. Давайте попробуем разобраться.

Начнем с понимания что такое госкомпания, кто является акционером, бенефициаром и так далее, в общем в трех словах про Газпром (национальное достояние же).

Газпром это Алексей Миллер и еще несколько человек, которые гребут деньги за продажу нашего национального газа прямо в карман ... на самом деле нет. Численность сотрудников всех компаний, входящих в структуру Газпрома около 475-ти тысяч человек (это и геологоразведка, и добыча, и транспортировка и аппарат управления и так далее).

Что касается собственников национального достояния, то ключевым акционером является Российская Федерация через Росимущество. Государству принадлежит 38% акций. Часть акций находится во взаимной связи с собственными дочерними компаниями, часть акций доступны к покупке всем желающим на Московской бирже (у меня кстати есть несколько акций Газпрома).

Теперь идем к крупным инвестиционным проектам, таким как Северный поток-2 и их финансированию (типа из бюджета). Надеюсь вы понимаете, что у каждой компании, включая Газпром, есть определенный объем собственных денежных средств (из прибыли), есть возможность привлекать серьезные кредиты у серьезных банков и есть возможность привлекать крупных инвесторов. У Северного потока-2 крупнейшими инвесторами выступили европейские компании Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall. Газпром само собой разумеется тоже инвестирует, но он еще и строит, то есть инвестирует не только деньгами, так сказать. Общая стоимость проекта оценивается в 9,5 миллиардов евро, 8 из которых были инвестированы до вступления в силу американских санкций. И вообще львиная доля этих инвестиций была потрачена на производство необходимого количества труб, большинство которых производили Российские трубные заводы. В общем бюджетные деньги там если и есть, то совершенно в небольшом количестве и введены в форме коммерческого кредита через госбанки под определенный процент, то есть "бюджет" получит с этого доход.

Таким образом, все разговоры о том, что это все "из наших карманов", не имеют ничего общего с реальностью.

Что касается второй части вопроса - а чего нам с вами от этого потока достанется, кроме того, что из недр наших земель выкачают миллиарды кубометров газа? Там же только Миллер и друзья карманы набивают ... на самом деле нет.

Начнем с того, что Северный поток-2 (впрочем как и Турецкий поток и Сила Сибири и Сила Сибири-2) строятся для того, что бы продавать (экспортировать) продукт, который мы умеем производить, то есть газ. Продавать продукцию на внешние рынки необходимо для того, что бы можно было покупать другую продукцию с внешних рынков, например китайскую электронику или турецкие фрукты.

Деньги, полученные с продажи газа, идут в первую очередь на выплату зарплат сотрудников компании, а их, напомню, 475 тысяч человек. Параллельно деньги идут в бюджет в форме налога на добычу полезных ископаемых, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, социальных и пенсионных налогов, налога на имущество и так далее. Чистая прибыль, которая остается после уплаты всех расходов идет на финансирование новых проектов (например Сила Сибири-2) и выплачивается в форме дивидендов акционерам (то есть 38% опять же идет в бюджет), а я, как вы помните, являюсь акционером Газпрома и в этом году получу 12 рублей и 55 копеек на каждую акцию, которая к слову сейчас стоит 290 рублей (это я намекаю на то, что вы тоже можете получить вот прямо реальные деньги от работы всех этих мегапроектов).

На секундочку вдумайтесь, налоговые отчисления Газпрома в бюджет РФ оцениваются сотнями миллиардов рублей. Эти деньги идут на содержание армии, школ, больниц, университетов, дорог, чиновников и так далее - и вот именно вот это и есть то самое, что мы с вами будем иметь с этой (и всех остальных) трубы.

Кстати несколько слов о том, что мы продаем газ в Европу, но при этом сами топим дровами. На самом деле уровень газификации в России - 71,5%, причем самая негазифицированная часть на востоке страны, и у Газпрома на ближайшую пятилетку есть масштабная программа по увеличению процента газификации, в том числе Дальнего Востока. Но тут важно другое - 70% населения уже имеют доступ к газу, еще 15% получат такую возможность в ближайшие 5 лет, и еще 15% газификация вообще не требуется. Причем по объявленной недавно президентом программе газовую трубу до домовладения Газпром будет прокладывать без привлечения финансов от собственника домовладения. Резюмирую - жалобы на топку дровами беспочвенны.

Ох, много слов сегодня. Спасибо, что дочитали. Думаю есть мысли, которыми стоит поделиться в комментариях (особенно если найдете в моих умозаключениях неточности или ошибки). Не забывайте ставить лайк. Подписывайтесь на канал. Делитесь ссылкой на статью в социальных сетях.