Осуществляется ли снятие объекта размещения отходов с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в отсутствие акта о ликвидации или консервации указанного объекта?
Отвечает юрист Центра Золотарь Ксения:
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления») государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО), а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
При этом порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Необходимо отметить, что Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее – Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792.
В соответствии с п. 1 Порядка данный нормативный правовой акт устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
В соответствии с абз. 2 п. 17 Порядка не подлежат включению в ГРОРО в т. ч. объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком.
При этом согласно абзацами 1 - 3 п. 22 указанного нормативного правового акта исключение объектов размещения отходов из ГРОРО производится правовыми актами Росприроднадзора. Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО осуществляется в случае в т. ч. получения Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов.
На основании изложенного, прекращение эксплуатации объекта размещения отходов является основанием для исключения его из государственного реестра объектов размещения отходов.
Необходимо отметить, что исключение объектов размещения отходов из государственного реестра объектов осуществляется Росприроднадзором на основании представленного в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов.
При этом для целей исключения объекта размещения отходов из государственного реестра объектов размещения отходов предоставление каких-либо иных документов, помимо заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов, не требуется.
Важно отметить, что заявление о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов направляется в Росприроднадзор, но не в его территориальные органы.
При этом хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить форму заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов.
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно п.п. 11 – 13 указанной статьи Федерального закона снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется по месту постановки их на учет в связи с представлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями сведений о прекращении деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
При этом документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.
Необходимо отметить, что при снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о снятии с государственного учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи соответствующих сведений и документов.
В соответствии с п.п. 33, 34 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 г. № 572, для исключения объекта из государственного реестра юридическое лицо, индивидуальный предприниматель направляют копию акта о консервации, ликвидации объекта в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту его постановки на учет.
При этом территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции исключают объект из федерального или регионального реестра в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих прекращение деятельности на объекте, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о снятии объекта с государственного учета.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»):
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - ФЗ «Об экологической экспертизе») экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии с подп. 7.2 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является в т. ч. проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
На основании изложенного, объекты размещения отходов являются объектами капитального строительства.
В соответствии с п. 3 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (утв. Приказом Минприроды России от 4 марта 2016 г. № 66) действие Порядка мониторинга не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах в т.ч. объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком.
Согласно п. 3 Правил инвентаризации объектов размещения отходов (утв. Приказом Минприроды РФ от 25 февраля 2010 г. № 49) действие данных Правил не распространяется на объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком.
В соответствии с п. 17 Порядка ведения государственного кадастра отходов (утв. Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792) не подлежат включению в ГРОРО в т.ч. объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком.
В соответствии с позицией изложенной в Письме Минприроды России от 29 июля 2015 г. № 12-47/17563 «Об изменении требований ГЭЭ объектов размещения отходов»: «Таким образом, вывод из эксплуатации объектов размещения отходов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными природоохранным законодательством и законодательством в области обращения с отходами. Вывод из эксплуатации объекта размещения и (или) обезвреживания отходов представляет собой комплекс мероприятий, включая проведение рекультивационных и иных восстановительных работ в соответствии с законодательством, по окончательному прекращению эксплуатации таких объектов, направленных на исключение их дальнейшего использования для размещения отходов и обеспечивающих предотвращение негативного воздействия таких объектов на окружающую среду.»
На основании изложенного, действующим законодательством определения понятий «вывод из эксплуатации», «консервация», «ликвидация» применительно к объектам размещения отходов не установлены.
При этом по мнению Минприроды, изложенного в письме от 29 июля 2015 г. № 12-47/17563 «Об изменении требований ГЭЭ объектов размещения отходов» вывод из эксплуатации объекта размещения и (или) обезвреживания отходов представляет собой комплекс мероприятий, включая проведение рекультивационных и иных восстановительных работ в соответствии с законодательством, по окончательному прекращению эксплуатации таких объектов, направленных на исключение их дальнейшего использования для размещения отходов и обеспечивающих предотвращение негативного воздействия таких объектов на окружающую среду.
Таким образом, вывод из эксплуатации объектов размещения отходов осуществляется для целей прекращения использования объектов для размещения отходов.
При этом нахождение отходов в объекте размещения отходов является основанием для отнесения деятельности к хранению или захоронению отходов и свидетельствует об эксплуатации объекта размещения отходов с его целевым назначением.
Необходимо отметить, что на основании комплексного анализа действующего законодательства консервация, ликвидация (рекультивация) являются способами вывода из эксплуатации объекта размещения отходов.
При этом ликвидация объекта размещения отходов должна сопровождаться физической ликвидацией (сносом) указанного объекта с изъятием и вывозом ранее размещенных отходов и рекультивацией земельного участка, нарушенного размещением отходов.
Консервация объекта размещения отходов не предполагает осуществления физической ликвидации (сноса) объекта размещения отходов и рекультивацию земельного участка, нарушенного размещением отходов.
При этом вывод из эксплуатации объекта размещения отходов путем ликвидации (рекультивации) осуществляется на основании проекта, в отношении которого получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Таким образом, снятие объекта размещения отходов с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в отсутствие акта о ликвидации или консервации указанного объекта не осуществляется.