Кто мы, сколько нас, чем мы занимаемся и как строим семьи, – подкаст «Большой город» поговорил об этом с Ольгой Вендиной, социогеографом, урбанистом, ведущим научным сотрудником Института географии РАН, москвоведом и специалистом по проблемам миграции и этнических меньшинств в городах. Ниже — самые интересные выдержки из беседы (ссылку на запись интервью ищите в конце статьи).
В Москве детей меньше, а молодежи больше, чем в среднем по России
Москва живет той же жизнью, что и страна. Основные демографические процессы в Москве те же, что и везде. И все-таки у демографии столичного мегаполиса есть свои отличительные черты. Главное – интенсивный рост населения за счет миграции. Эта особенность сложилась не вчера и даже не двадцать лет назад. Еще в 30-х годах ХХ века вклад миграции в прирост населения Москвы был в два раза больше, чем вклад рождаемости. Сегодня эта разница, думаю, пятикратная. Если бы Москва росла преимущественно за счет естественного воспроизводства населения, она бы превратилась в сильно постаревший город.
Размеры московских семей постоянно сокращаются. Суженное воспроизводство населения – характерная черта городского образа жизни, которая отличает все крупнейшие мегаполисы мира. В этом смысле мы вполне типичны.
Основные демографические отличия российской столицы от остальной страны связаны с миграционными процессами. Миграционный приток значительно корректирует возрастную структуру населения. Например, доля детей в Москве меньше, чем в России в целом. Зато доля молодежи больше. Обширный рынок труда столицы и ее развитая культурно-образовательная сфера – основные миграционные магниты, а молодежь – основной контингент, приезжающих работать и учиться. В то же время, Москва – стареющий город. Увеличение доли старших возрастов – результат большей продолжительности жизни людей в силу более высокого уровня медицины.
Снобизм – неприятная черта московской идентичности
Москва – гигантский город и его социум нельзя рассматривать как цельный, однородный и обладающий некоторой общей, разделяемой всеми идентичностью. Соседские отношения между людьми в городе уже давно утрачены, местные сообщества малочисленны и обнаруживаются с трудом. Не работают аналогии и между городской (московской) и российской идентичностями, хотя бы потому, что они превращают Москву в «государство в государстве». Это распространенное словесное клише, но оно не соответствует действительности, поскольку московская идентичность не отделима от российской, и подавляющее большинство москвичей ощущают себя именно россиянами. Фактически людей объединяет то, что все они живут в Москве и научились жить вместе порознь.
Тем не менее, сказать, что московской идентичности не существует, неверно. Отвечая на вопрос, кто я такой и как я хочу, чтобы меня воспринимали другие, люди по-разному артикулируют ощущение своей связи с городом. Если москвичи приписывают себе какие-то особенные, только им присущие качества, например, потомственность или же современность, образованность, культурность, то этим они как бы вычеркивают всех остальных из этого списка. На этой почве расцветает московский снобизм, подпитывающий ксенофобские настроения и составляющий неприятную черту московской идентичности. Другая ситуация, если человек ассоциирует себя с Москвой как успешным городом, жители которого не менее успешны. В этом случае московская идентичность повышает внутреннюю самооценку человека, а принадлежность к успешному социуму компенсирует собственные неурядицы.
Благоустроенный город создает чувство внутреннего комфорта
Комфортная городская среда – понятие, ставшее необыкновенно популярным среди урбанистов в последние два десятилетия. Им описывается сочетание многих качеств – привлекательность, уютность, открытость, публичность и вместе с тем приватность, дружелюбность, безопасность и прочее. Все это наполняет слово «благоустройство» не только утилитарным (плитка, бордюры, цветники), но и социальным смыслом.
Благоустроенный город создает у человека чувство внутреннего комфорта. С моей точки зрения, городское благоустройство – важный политический жест, способствующий интеграции людей. Благодаря благоустройству город становится контактным, более открытым к взаимодействию, повышает настроение людей и возвращает им чувство собственного достоинства. На городском «паркете» всегда царят оживление и ощущение праздника.
Это важно не только для молодежи, которая только осваивает Москву и формирует свое отношение к ней, но и для тех, кто одинок, не слишком успешен и занимает не самые выдающиеся социальные позиции. Например, для приезжих, которые нередко чувствуют себя на улице более комфортно, чем в своем жилище. Москва очаровывает, и это городское великолепие постепенно создает москвичей, вначале как потребителей городских благ, а затем и участников их создания.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Полную версию интервью с Ольгой Вендиной слушайте в 15-м выпуске подкаста «Большой город» на «Яндекс.Музыке».