Многие знают Боратынского, как друга Пушкина, но в половине XIX века Евгения Абрамовича считали чуть ли не величайшим поэтом современности. Василий Жуковский, Николай Гнедич и сам Александр Сергеевич высоко ценили его слог и оригинальность стиля. Критики отмечали в стихах редкое сочетание глубокой мысли и сильного чувства, а трагизм и надрывность строк обеспечили поэту необыкновенную популярность в светском обществе. Негативно к творчеству философствующего лирика относился разве что Виссарион Белинский: полемика с ним не прекращалась до самой смерти стихотворца.
Интересный факт: до сих пор в литературе можно встретить два написания фамилии старшего сына отставного генерала. С легкой руки все того же Пушкина закрепился ее вариант "Баратынский", но на надгробии она написана в соответствии с семейной традицией: через "о". Сам поэт, хотя и в совершенстве владел тремя иностранными языками, по-русски писал с огромным количеством ошибок. И если остальные недочеты, как правило, исчезали после внесения редакторских правок, то подпись так и оставалась той, что оставлял под рукописью "Евгений Абрамов сын" — то "Баратынской", то "Боратынский".
Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800 года в семье отставного генерал-лейтенанта Абрама Андреевича Баратынского и Александры Федоровны, в девичестве Черепановой. Оба супруга принадлежали к высшей знати. Абрам Андреевич состоял в свите Павла первого, Лейб-гвардии Гренадерского полка. Александра Федоровна получила образование в Смольном институте благородных девиц, служила императрице Марии Федоровне.
В 1810 году внезапно умер отец. Подготовку сына к поступлению в престижнейшее заведение Российской империи контролировала мать. Из писем к матери биографы поэта знают о его настроениях той поры. Подросток отличался мрачными мыслями, читал философские трактаты, однако готовился к службе в военном флоте.
Планам не суждено было сбыться. Весной 1814 года за плохое прилежание к учебе юношу оставили на второй год. А в 1816 году его исключили. В феврале того года Баратынский вместе с другими украл из дома одного из участников компании пятьсот рублей и черепаховую табакерку в золотой оправе, накупив на деньги сладостей. По распоряжению Александра I Баратынскому после исключения из пажей было запрещено поступать на любую службу, кроме как идти рядовым в армию.
И в 1819 году он поступил рядовым в лейб-гвардейский Егерский полк.
Антон Дельвиг первым оценил незаурядный талант и напечатал одно стихотворение Баратынского без ведома автора. Восхищались творчеством молодого поэта Александр Пушкин, Петр Плетнев, Николай Гнедич, Василий Жуковский.
Ставшие знаменитыми лирические стихотворения и поэму "Эда" были написаны во время службы им в Финляндии, где он провел пять лет в чине унтер-офицера.
Есть несколько интересных фактов о Баратынском, о которых обычно не рассказывают на уроках литературы. Например, о чудовищной безграмотности поэта. В совершенстве владея итальянским, французским и немецким, поэт не владел грамматикой и пунктуацией русского языка. Из знаков препинания признавал лишь запятую. Стихи перед публикацией отдавал на редактуру Дельвигу.
Тот передавал рукопись жене, Софье Михайловне, с просьбой переписать до точки. Но вот точек-то и не было, стихотворения завершались запятыми.
Поэт был женат на Анастасии Львовне Энгельгардт, дочери генерал-майора. В приданое за супругой Евгений получил прочное положение в светском обществе и богатые имения, в частности, подмосковное Мураново, ставшее родовым гнездом многочисленной семьи, а впоследствии музеем имени Тютчева. Там до сих пор стоит дом, построенный под руководством Баратынского, растет посаженный им лес.
Молодые обвенчались 9 июня 1826 года. По меркам ХIX века, в свои 22 года Анастасия считалась уже вполне зрелой особой. Она слыла умной, но некрасивой, отличалась тонким литературным вкусом и нервным характером. В браке родилось девять детей.
Молодой муж отбросил мечты и занялся обустройством быта. По письмам Баратынский тридцатых годов кажется добросовестным хозяином и отцом. К этому периоду относятся стихи "Весна, весна! как воздух чист!", в котором поэт просто радуется жизни, и "Чудный град порой сольется", в котором отмечает, что "мгновенные создания поэтической мечты исчезают от дыханья посторонней суеты".
Осенью 1843 года Баратынский с женой отправляется в путешествие по Европе. Посещает крупные города Германии, живет полгода в #Париже. Весной 1844 года путешественники плывут из Марселя в Неаполь. Ночью поэт написал пророческое стихотворение "Пироскаф", в котором выразил готовность умереть.
В Неаполе у Анастасии Львовны случился припадок, который сильно подействовал на ее мужа. Усилились головные боли, которые давно мучили Баратынского. На следующий день, 29 июня 1844 года, поэт умер. Официальной причиной смерти назван разрыв сердца. В августе 1845 года тело поэта вернулось на родину, в Петербург. Евгения Баратынского предали земле на Ново-Лазаревском кладбище, расположенном на территории монастыря Александра Невского.