По закону зарегистрировать обозначение в качестве товарного знака можно только в том случае, если оно обладает различительной способностью, то есть является уникальным. Если Вы придумали логотип, в котором содержатся только неохраняемые элементы (например, общепринятые символы или термины), по общему правилу получить на него защиту не получится. В статье мы рассказываем, как можно получить товарный знак на такой логотип.
Президиум Суда по интеллектуальным правам подтвердил, что неохраняемые элементы логотипа компании не всегда препятствуют в регистрации товарного знака:
«Возможность регистрации в качестве товарного знака (знака обслуживания) обозначения, включающего несколько неохраноспособных словесных и/или изобразительных элементов, не исключена».*
Что это значит?
По общему правилу, чтобы обозначение вашего бренда получило юридическую защиту, оно:
- должно обладать различительной способностью, то есть быть оригинальным, отличаться от брендов, уже существующих на рынке;
- не должно состоять из неохраняемых элементов;
- не должно содержать в себе определенные элементы, перечисленные в законе (общепринятые символы и термины, официальные символы и др.).
Перечень неохраняемых элементов товарного знака:
- общеупотребимые для обозначения товаров определенного вида;
- общепринятые символы и термины;
- элементы, характеризующие товар (указывающие на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, время, место и способ производства или сбыта);
- элементы, характеризующие назначение или свойства товара.
Суд подтвердил следующее исключение, когда логотип, включающий в себя неохраняемые элементы, может быть зарегистрирован в качестве товарного знака:
если вы придумали логотип, который содержит неохраняемые элементы, нужно сделать логотип таким, чтобы совокупность элементов логотипа (слова или изображения) создавала оригинальную композицию, то есть обладала единым замыслом и создавала качественно новый уровень их восприятия, например, за счет оригинального взаимного расположения неохраняемых элементов или сочетания цветов.
Оригинальность означает, что ваше обозначение воспринимается потребителем как необычное, фантазийное, уникальное, причем оригинальность должна быть ясно определима.
Специалисты Z&G. Patent имеют большой опыт определения различительной способности обозначений и выявления в логотипах неохраняемых элементов. За 15 лет работы мы зарегистрировали более 3000 товарных знаков. Мы возвращаем деньги клиенту, если Роспатент не зарегистрировал товарный знак по нашей заявке.
* постановление Президиума СИП от 02.03.2021 по делу СИП-441/2020
Авторы: Дарья Михайлова, Светлана Голицина