Этой статьёй я запускаю серию публикаций об углублённом изучении каждого soft skills для ребёнка.
И первый навык, который я хочу предложить изучить более детально- навык коммуникации.
Если вы понятия не имеете, что такое soft skill читайте здесь
Скорее всего, вы хотите, чтобы ваш ребёнок был лидером и умел с лёгкостью находить решение любой ситуации. Это базовый навык, осваивать который можно практически с самого рождения.
Итак, к основным навыкам коммуникации, которые пригодятся в жизни, относятся:
- Умение наладить контакт
- Умение слушать
- Умение видеть состояние человека
- Умение выражать и пояснять свои мысли
- Умение правильно воспринимать получаемую информацию
- Умение аргументировать свою точку зрения
- Умение сопереживать и поддерживать
Главная роль в формировании базовых умений относится к семье.
В возрасте от 0 до 1,5 лет практически 90% коммуникации у ребёнка осуществляется внутри семьи. Очень важно быть для ребёнка примером в правильном общении.
Слух ребёнка начинает формироваться к 9 неделям беременности, а уже на 24 неделе. В научной статье U.S. News & World Report сообщается, что «существует несколько доказательств того, что плод может учиться и что младенцы способны помнить песни или отрывки из речи, услышанные ими, когда они ещё находились в утробе матери».
Очень важно начинать выстраивать вашу коммуникацию с ребёнком уже на этапе беременности.
Далее, когда ребёнок рождается, некоторые думают - «зачем с ним говорить, он ничего не понимает». Это в корне неправильно. Именно из вашего общения ребёнок формирует своё взаимодействие с внешним миром. Если же ваш разговор с новорождённым «не клеится» вам стоит самим поработать над этим навыком.
У меня двое детей и когда они были совсем младенцами, я просто рассказывала им о том, что происходит вокруг, что я делаю, что буду делать, задавала им вопросы, давала реакцию на какие-либо их действия. Всё это формирует огромное количество нейронных связей. Общаясь с младенцем, вы делаете огромный вклад в его будущее.
Важно правильно выстраивать отношения ребёнка с внешним миром.
В возрасте 1 месяца у ребёнка появляется реакция на социальный и физический контакт с другими людьми. Он впервые улыбается, успокаивается, если взять его на руки, начинает реагировать на погремушку.
С 7-8 месяцев ребёнок проявляет интерес к общению с людьми, которые не являются близким для него окружением. Он может улыбнуться прохожему, помахать кассиру или расплакаться от человека, посягающего на его личное пространство.
В этом возрасте у ребёнка появляется целый спектр первых эмоций: радость, грусть, обида. У меня сын начал плакать когда на него грозно смотришь или что-то строго говоришь.
К 11 месяцам горизонты ребёнка расширяются, он уверенно ползает, иногда даже ходит. Реагирует на простейшие просьбы- «дай мячик», «покажи, как ты танцуешь», «открывай ротик», «а где мама». Это свидетельствует о том, что ребёнок уже выстраивает диалог.
Примерно к 1,5 годам дети уже имеют достаточный словарный запас.
Речь здесь не идёт о том, что дети этого возраста могут вести диалог наравне со взрослыми (хотя такое часто встречается).
К сожалению, исследования учёных современности говорит о том, что сейчас стало всё же больше детей с задержками психоречевого развития различного генеза.
Причём данные о том, что посещать логопеда стоит только с 5 лет сейчас в корне неправильные. Как только вы замечаете, что у вашего ребёнка есть какие-либо проблемы речевого спектра вам стоит сразу же начать работу по их устранению.
Я сама лично столкнулась с проблемой в части логопедии у дочки. Несмотря на то что я много общалась с ней в младенчестве, занималась развитием мелкой моторики, речи, много читала и приложила много усилий к развитию её речи говорить дочка начала к 3 годам (вероятнее всего, влияние оказала наследственность — муж поздно заговорил). Вследствие этого у дочки появились сильные запинки в речи, с которыми мы уже год боремся.
Кстати, решение этого вопроса рассматривается не только со стороны логопедии, но и со стороны эмоционального интеллекта. Она учится ощущать свои эмоции, и контролировать их и это помогает ей убрать запинки.
Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся и проходят без последствий.
В идеале к 2 годам ребёнок выстраивает диалоги и причинно-следственные связи. Но, ближайшие два года, он в основном старается строить своё общение со взрослыми. Интерес к игре и общение со сверстниками начинает формироваться примерно к 3,5 годам.
С 4 до 6 лет ребёнок выстраивает коммуникации со сверстниками, начинается период игр «по ролям» (дочки-матери, детский сад, врач — пациент). Часто дети, могут выстраивать диалоги не только со сверстниками, но и с игрушками и даже сами с собой. Кстати, иногда в этот период ребёнок копирует другого и повторяет все его действия. И это тоже нормально, он примиряет на себя разные образы и манеры поведения. В этот период очень важно поощрять и поддерживать ребёнка.
Вам стоит уделить внимание действиям, раскрепощающим ребёнка и, снимающими его блоки.
Но не стоит «заставлять» ребёнка знакомится со всей площадкой, можете схитрить- «а как зовут этого мальчикам, с которым ты качался?».
И также важно научить ребёнка представляется и рассказывать немного о себе. Моя дочка обычно говорит- «Я Лиза, мне уже 4 года. У меня есть брат. Его зовут Гера».
Ещё я прошу её саму узнавать ответы на вопросы, которые она задаёт. Например:
- «мам, а что тут дяди делают на тракторе»
- Подойди, поздоровайся и спроси 🙂
В возрасте 7 лет ребёнок начинается собирать свою компанию для общения. Он уже не хочет общаться со всеми, тяжелее выстраивается знакомство, но если вы убрали у него страх общения ему будет гораздо легче.
К 10 годам коммутативные навыки ребёнка и взрослого практически не отличаются. Они способны оценивать себя и окружающих людей, выстраивать диалоги, проявляется как лидеры, делиться знаниям.
Для успешного будущего стоит начинать с настоящего.