Найти в Дзене
Autifon из Тюмени

По Марокко пешком, на такси и на автобусе: ущелье Тодра – город Тинерхир – город Уарзазат

В этот день я немного поздно проснулся. Быстро перекусил и направился в ущелье Тодра. Автобус из Тинерхира в Уарзазат по расписанию должен был отправиться в 13-00, но исходя из постоянного опережения графика движения автобусами Supratours, надо было приехать в город около 12 часов дня. Поэтому на утреннюю прогулку осталось не более 3 часов.

Сначала я немного погулял у отеля. Хотел рассмотреть окружение моего жилища.

-2

Потом прошел через теснину в ущелье.

-3
-4

Решил не продолжать прерванное вчера восхождение по ущелью, а просто погулять внизу. Тем более, что вверх по тропинке начали взбираться туристы, приехавшие на большом автобусе. Утром, пока склоны ущелья скрывали солнечные лучи, было прохладно.

-5
-6
-7
-8

Немного прогулялся по ущелью, вдоль автодороги. Через некоторое время появились скалолазы и начали взбираться на отвесные скалы у выхода из теснины.

-9

-10

Ущелье Тодра популярное место у испанских и французских скалолазов. Скалы тут впечатляющие. Я пошел вдоль речки Тодра (или скорее ручья) в сторону отеля. Снял обувь и несколько раз переходил с одного берега на другой.

-11
-12
-13

В теснине людей было мало, массовый заезд туристов начался позднее. Потом немного прогулялся в рощице напротив отеля. Здесь ручей уже превращается в настоящую речку с довольно сильным течением.

-14
-15

Вернулся в отель. Заказал на обед таджин и мятный чай. Свет так и не появился. Работник отеля сказал мне, что такое случается постоянно. После завтрака хотел заказать такси до Тинерхира, но мне посоветовали ехать на микроавтобусе, т.к. на такси одному дорого.

-16

Когда я с вещами вышел на дорогу. Паренек вышел из отеля и посоветовал идти в деревню, т.к. микроавтобусы в будний день и в это время ходят очень редко. До деревни идти примерно 2 километра. Но мне можно сказать повезло, из города ехало гранд-такси и водитель на обратном пути согласился довести меня до центра Тинерхира.

-17

Пока ждал возвращения такси, наблюдал как марокканские женщины стирают белье в реке. Немного повздорили с водителем о стоимости проезда. Водителем такси был негр и он имел чисто мафиозный вид. Когда получил оплату, стал более любезным, несколько раз останавливался в интересных местах, откуда открывались панорамные виды на оазис Тинерхир и старый город.

-18

Ну и гнал, конечно, как бешеный, а с учетом низкого качества и сложного рельефа дороги поездка получилась еще та. Если гранд-такси так же гоняют, когда едут в виде общественного транспорта между городами, то нафиг такой общественный транспорт сдался.

На станцию Supratours приехал примерно в 12 часов. Служащий компании (не знаю как их должность называется) проверил билет, исправил время отправления с 13-00 на 12-20, зачеркнул номер места (на промежуточных станциях посадка производится на свободные места). И предложил мне подождать сигнала на посадку. Я расположился в ближайшем кафе. Автобус остановился у заправки и отеля Оаsis. В центре Тинерхира отелей много, гораздо больше, чем на карте в Lonely Planet. Сел в автобус и через 5 минут автобус продолжил движение. Интересно, они ждали бы меня до 13-00 согласно по расписанию? Думаю нет. В общем, если ехать по Марокко на автобусе, надо иметь ввиду, что расписание здесь соблюдается редко, даже в компании Supratours. Более-менее расписание соблюдается только в начальной станции маршрута. Через некоторое время сделали 30-минутную остановку на перекус-туалет в комплексе, который включал заправку, кафе и супермаркет.

-19

Я еще кушать не хотел, поэтому ограничился посещением вполне приличного супермаркета. Купил марокканские консервированные сардины, сигареты, сок и печенье. Марокканские заведения, на которых останавливаются автобусы очень похожи на подобные заведения в Турции. Причем, если у Supratours, чем дальше на юг, тем меньше порядка, здесь на оборот, чем дальше на юг, тем такие комплексы лучше. Комплекс стоял на открытом пространстве. Поэтому остальное время потратил на созерцание марокканских просторов. Для меня такие остановки (кстати совсем редкие – одна, две за всю поездку), были ценны именно наличием супермаркетов, т.к. в марокканских городах они редкость.

-20

Начиная с Бумальна и местность, и городки стали более интересными. Шоссе здесь проложено вдоль уэда Дадес. В Бумальне впечатление несколько портил как водится сук, но зато здесь интереснее природа.

-21
-22
-23

А вот Kelaa M`Gouna с его полями розовых кустов место вполне цивилизованное.

-24
-25
-26
-27

Даже думал выйти здесь и продолжить движение завтра. Но пока я размышлял и считал оставшиеся дни до вылета, автобус продолжил движение. Остановки автобус Supratours делал только на официальных станциях. На каждой станции служащий заходил в салон и проверял количество пассажиров. У других компаний наверное с этим не так строго, местные жители обычно стоят на обочине и голосуют перед проходящим мимо автобусом.

Думаю, что я правильно поступил, когда разделил маршрут от Мерзуги до Марракеша на три практически равные по расстояниям участка с двумя остановками, в Тинерхире и Уарзазате. Поездка автобусом между остановками занимала примерно 4 часа. Я вполне комфортно себя чувствовал, не переутомлялся. Видел, что другие туристы, которые ехали без остановок из Мерзуги, чувствовали себя не так хорошо. А безостановочная, почти 13 часовая поездка, хоть и мимо замечательно красивых мест утомительна. Не знаю, как переносится последний участок с подъемом на перевал, думаю не просто. Когда миновали Скуру и окружающий пейзаж стал менее интересен, вспомнил про планирование дальнейшей поездки. Я ведь ехал пока без четкого плана. Однозначно определена была остановка в Уарзазате на две ночи и утренний переезд на автобусе в Марракеш. А вот дальше были варианты. В три предыдущие поездки в конце путешествия я на 4-5 дней останавливался в каком-нибудь известном туристическом месте (Гоа в Индии, Будва в бывшей Югославии и Самуй в Тайланде) и там или отдыхал на пляже (Гоа) или совмещал отдых с поездками по окрестностям (Будва и Самуй). Здесь на эту роль логично напрашивались Агадир или Марракеш. После размышлений в этот раз решил избрать более сложный вариант: полдня в Марракеше, ночной переезд в Тан Тан порт, две ночи в Тан Тане порте и переезд в Тизнит, а там как получится: Мирлефт или Легзира. Агадиром и Рабатом решил на тот момент пожертвовать и последнюю ночь провести в Марракеше. Тан Тан порт выбрал только из-за того, что туда можно было доехать ночным автобусом из Марракеша (т.е. экономилось дневное время). Ночные переезды переношу неплохо. В моей относительно короткой на тот момент туристической биографии (был май 2013 года, а первая поездка за рубеж была совершена в апреле 2010 года) их было уже больше десятка. Самый крутой случай был в Турции, когда я за пять дней совершил три ночных переезда между Анталией, Каппадокией и Стамбулом. В Марокко получился чуть более щадящий ритм, три ночных переезда на автобусе за восемь дней.

В Уарзазат приехали почти по расписанию, около 17-00. Станция Supratours в этом городе расположена на западной его окраине рядом с автовокзалом. Попытался сразу на станции купить билеты на дальнейшую поездку. Служащий сослался на временное отсутствие связи и предложил прийти после 19 часов.

Я остановился в отеле Marmar (187 дирхемов /18евро за ночь с завтраком). Это был единственный отель в Марокко, который я забронировал через сайт букинг.ком.

-28

У него были одни плюсы:

- новый отель, рассчитанный на самостоятельных европейских туристов;

- все оборудование современное, правда был минимум мебели;

- душ-туалет в номере, есть небольшой балкон;

- расположен на окраине города, рядом со станцией Supratours.

-29
-30

Наверное идеальное соотношение цены и качества. Правда немного выпендрежный персонал.

После оформления номера, просто оставил вещи и отправился на такси в касбу Таурирт, которая является главной достопримечательностью города.

Спасибо за внимание...