Найти тему
Журнал "Покров"

Святое служение жены и матери, Или как дожить до золотой свадьбы

Оглавление

Об истинном назначении женщины, празднике 8 Марта и путях спасения тех, кто совершил тяжкий грех детоубийства, мы беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храмов Покрова Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в с. Акулово Московской области.

Ева значит жизнь

– Отец Валериан, тема нашей сегодняшней беседы – назначение женщины. В чем оно заключается?

– Назначение женщины – это прежде всего служение жены и матери. Один раб Божий молился, чтобы Господь указал ему, какую избрать добродетель для спасения, и ему было показаны разные обители. В одной из них была женщина. Он спросил: «Что ты делала на Земле?» Она сказала: «Исполняла свои обязанности жены и матери». И получила обитель лучше, чем монах, который потом стал епископом.

Это исполнение Божьего благословения:

«И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника...» (Быт. 2:18). То есть женщина – прежде всего помощник, со- наследница вечной жизни. Муж и жена должны друг другу помогать в деле спасения. Потому что Господь добродетелью одной стороны спаса- ет другую. А как оно происходит и почему Господь попускает так? Это пути Промысла Божия. Поэтому и идет сейчас война против служенияьжены и матери, против несения женщинами своих обязанностей – происходит разрушение семей, всевозможные убийства во чреве, другие страшные преступления. Потому что в жизни самое главное все-таки человек. Самое удивительное, что это даже дети по чистоте своей чувствуют. Мне рассказывали интереснейшую историю. Говорят, что в три года ребенок может сказать, кем он будет, – есть такое поверие. И вот родители спрашивали свою дочку: «Кем ты будешь? Врачом?» – «Нет». – «Учителем?» – «Нет». – «Артисткой?» – «Нет». – «А кем ты хочешь быть?» Говорит: «Человеком». Трехлетний ребенок ответил. И это на самом деле – главное.

Эта проблема сейчас мировая: человек и профессионал. [...]

Как дожить до золотой свадьбы?

– Батюшка, а как воспитать целомудрие у будущих матерей, у детей вообще? У нас ведь – крайности: либо мы ничего не говорим, и тогда дети все узнают на улице, либо в школе начинается половое «просвещение». А как было в вашей семье?

– У нас никогда на эту тему не говорили. Как-то подразумевалось само собой, что это не нужно обсуждать. Когда начинали что-то понимать – молчали (ну, кто насколько понимал – это другой вопрос). Дело все в том, что эти вопросы не рекомендуется поднимать, потому что неизвестно, насколько человек в этой области осведомлен. Может быть, это ему и не нужно еще. Мы многого не понимали, будучи уже родителями. Некоторые спрашивали: да как же вы не знаете? А мы не знали.

– Батюшка, а можно мальчикам и девочкам дружить, ходить в гости друг к другу?

– Очень осторожно. Особенно сейчас. Потому что – с учетом интернета, рекламы – довольно быстро все интересы начинают перемещаться на плотскую сторону. Тем более когда происходит созревание. Тут только молиться нужно, так не уследишь. Мой отец говорил: «Не ходи в тот дом, где есть девушка, на которой не собираешься жениться». Это очень большая ответственность, может появиться чувство к другому человеку. Кто-то привязался – и трагедия. Это очень опасно.

Об эмансипации женщин и детей

– Батюшка, почему православные так не любят 8 Марта — Международный женский день?

– В православии такого праздника в этот день нет. Есть православное празднование жен- мироносиц. Это прославление женщин, которым первым было открыто Воскресение Христово. В миру устанавливают свои праздники – иногда по подобию церковных, иногда в противовес. Кстати, этот «международный» женский день нигде за границей особенно не празднуется.

8 марта, в сущности своей, – это день свободной любви, день проституток, который отмечали в Западной Европе. Об этом сказано в словаре Брокгауза и Ефрона. Там же написано об эмансипации. Это древний термин римского права, который обозначал выход детей из-под воли родителей. Выход этот оформлялся юридически – очень позорно. Сына нужно было продать три раза, а дочь – один раз, и тогда ребенок считался эмансипированным. Но их не просто продавали, эти эмансипированные дети должны были восхвалять своего нового хозяина – патрона, «делать ему пиар», как теперь говорят. Но поскольку они предавали родителей, то потом стали предавать и патронов. И вот тогда-то все это зарубилось в римском праве. Движение остановилось.

Возникло оно снова в средние века в виде эмансипации женщин. Из истории известно, что первые эмансипированные женщины требовали, чтобы их последовательницы ходили в брюках. Французский Конвент это остановил, потому что женщина в брюках считалась безобразием. И только в наше время все это вылезло наружу повсеместно.

Полная статья в выпуске журнала 2/506/2013 (приобрести в PDF формате на сайте https://kiosk.pokrov.pro/)