Найти тему
Миллиард Татар

"Когда я работал в школе, призывали записаться башкирами"

«Я начал писать примерно в сорок лет. Думаю, что это не поздно, а именно в тот момент, когда это было нужно, когда я сам был готов. Вообще, у меня есть ощущение, что нас за руку водят по назначенному маршруту. Иногда делаешь совсем неожиданные вещи», - рассказывает в интервью Sntat.ru Карим Кара, прозаик из Башкирии, поселившийся в Зеленодольске, «писатель-психолог», как его называют коллеги по литературному цеху.

Журнал «Казан утлары» продолжает выпускать современную татарскую литературу в удобном формате карманной книги. Очередной, уже четвертый сборник в серии «Библиотека «Казан утлары», – это «Ягодная поляна» автора из Башкортостана Хади Каримова (Карим Кара). Мы поговорили с писателем о его пути к творчеству, особенностях ремесла и политике башкиризации татар в Башкортостане.

«За смену национальности из татарина в башкира обещали медаль»

- Не секрет, что в Башкортстане идет политика башкиризации татар. Вы много лет прожили в Башкортостане, знаете ситуацию. Как вы считаете, реально вот так из татарина сделать башкира?

- Это просто фантазии в голове отдельных неадекватных людей, такое ничего, кроме смеха не вызывает. В 1978 году я устроился на работу в Аскинский район, который сейчас считается «истинно башкирским». Там же живут чистейшие татары, по-татарски они говорят лучше и чище, чем люди в деревне в Татарстане, где я немного пожил. Там попытались ввести башкирский язык, а учителя - татары. Старались вести урок на башкирском, а между собой говорили на татарском.

Ну как по указанию сверху можно изменить национальность человека? Никогда такого не будет! Там теперь появились активисты, называющие себя башкирами. Послушаешь их по телевизору – говорят по-татарски. Хоть смейся, хоть плачь.

Когда я работал в школе, тоже шла агитация, призывали записаться башкирами, обещали государственные премии, медали. Кто-то купился на это, действительно записался башкиром. Я могу назвать их пофамильно. Но не скажу. Они национальность поменяли, но язык – нет. Еще раз говорю: поменять национальность человека невозможно, никак.

По правде говоря, настоящих башкир в Башкортостане очень мало. Их культуру тоже создали татары. Посмотрите на их писателей – Ангам Атнабаев, Нажар Наджми, Мустай Карим – татары. Создатель башкирского народного танца Файзи Гаскаров – тоже татарин. Кого ни возьми – все татары. Настоящий башкир и внешне отличается – они более смуглые, более ярко выражены признаки монголоидной расы. Если татарин будет стараться говорить по-башкирски, даже со спины будет понятно, что это татарин.

Мне тоже предлагали писать на башкирском, а я не согласился. Я не могу под кого-то подстраиваться, поэтому и в произведениях моих отчетливо видно, что нет искусственности. Во времена советской власти писали, придерживаясь линии партии. У меня нет ни одной фразы, подстроенной под кого-то. И никто не может на меня показать пальцем – ты вот в этом месте соврал. А если бы угождал, возможно, продвинулся бы дальше. Но нет ничего тяжелее стыда за свои поступки. А так, моя совесть чиста.

Полная версия ЗДЕСЬ