Найти в Дзене
ЭКСКУРС TV

Будни казанских велосипедистов

Казанским велосипедистам безумно подфартило. В городе, в котором проживает 1,5 млн человек, наконец-то появилось дополнительных 2,5 км велодорожек. А точнее, велополоса на улице Большая Красная. «Вот теперь заживём!», - подумали велосипедисты, но иные представители автомобильного мира считают иначе.

Фото: Тимур Валеев / Казан Урбанчы
Фото: Тимур Валеев / Казан Урбанчы

Самое распространённое нарушение - это парковка на велополосе. А чтобы всё было «законно», самые продвинутые экземпляры включают аварийную сигнализацию. Таким продвинутым хочется напомнить, что без выставленного знака «аварийная остановка» сигнализация пшик, и «народный инспектор» весьма эффективно выписывает штрафы.

Фото Тимур Валеев / Казан Урбанчы
Фото Тимур Валеев / Казан Урбанчы

Чем это грозит велосипедисту? Тем, что ему приходится либо по ходу движения, либо против, выезжать на проезжую часть, предназначенную для автомобилей, подвергая свою жизнь опасности только из-за того, что кто-то не знает ПДД и перепутал велополосу с муниципальной парковкой.

Фото Тимур Валеев / казан Урбанчы
Фото Тимур Валеев / казан Урбанчы
Фото Тимур Валеев / Казан Урбанчы
Фото Тимур Валеев / Казан Урбанчы

Второе распространённое нарушение - это поворот с велополосы направо (на участке от Толстого до Япеева) и налево (на участке от Япеева до Батурина). Самые наглые в упор «не замечают» велосипедиста и просто срезают его на повороте. Конечно, их можно понять: велосипедист на выделенной полосе шириной 2 метра совершенно незаметен.

-5

Чем это грозит велосипедисту? В лучшем случае лёгким испугом и проверкой реакции. В худшем падением с велосипеда, порчей имущества и травмами. Удивительно, но водители автомобилей никак не могут понять одну простую вещь: автомобиль, а не велосипед, средство повышенной опасности. Именно он несёт основную угрозу безопасности на дороге, и абсолютно все остальные участники дорожного движения находятся перед ним в заведомо более невыгодной ситуации. И это не даёт ему «право короля». Это наделяет водителя дополнительной ответственностью.

Фото e-kazan.ru  Пример того, как можно было бы организовать уличное пространство на Большой Красной. Две полосы движения, платная парковка, велополоса. Улица здорового человека.
Фото e-kazan.ru Пример того, как можно было бы организовать уличное пространство на Большой Красной. Две полосы движения, платная парковка, велополоса. Улица здорового человека.

Есть вопросы у велосипедистов и к самому проектированию улицы и велополосы. Многие из них говорят, что парковки на велополосе можно было бы легко избежать.:

Я думаю, что если вдоль велополосы была бы парковка, аналогично тому, как это сделано на Дзержинского и Театральной, вопрос с парковкой на велополосе был бы решён, её бы там просто не было. Обратите внимание, это длинная улица с большим количеством точек притяжения, а оставить автомобиль здесь негде. Элементарно, выгрузить товар для магазинов негде.

Аида Назирова, редактор канала «Казан Урбанчы», дизайнер-иллюстратор.

Фото Тимур Валеев / Казан Урбанчы
Фото Тимур Валеев / Казан Урбанчы

Ширина полос на Большой Красной явно избыточна. Аксиома о том, что чем шире полоса, тем выше скорость, тем более она провоцирует водителей гонять, прошла как-то мимо тех, кто проектировал (либо осуществлял корректировку проекта «по месту») реконструкцию улиц Большая Красная.

-8
-9

На перекрёстке улицы Япеева с Большой Красной велополоса переходит на другую сторону. Манёвр не совсем понятный и более того, опасный. Пересекая Япеева по Большой Красной на «свой» зелёный, велосипедист должен пересечь следом и Большую Красную, но ему горит красный, и он остаётся на зебре, чего по ПДД делать категорически не должен. В обратном же направлении ещё хуже. Если будет ехать группа велосипедистов, то «хвост» просто останется поперёк Большой Красной не в свою светофорную фазу, перегородив движение. Ау, проектировщики!

Фото Тимур Валеев / Казань Урбанчы
Фото Тимур Валеев / Казань Урбанчы

Есть вопросы и к участку перед Госсоветом на площади свободы. Этот участок ярко показывает, насколько бестолково используется эта огромная площадь перед ним. Это просто кусок асфальта, который отняли у всех участников дорожного движения и отдали горстке удаЩливых для удобства подъезда к месту выдачи плюшек.

Но и к проектировщикам вопрос: а что мешало «объехать» Госсовет по Пушкина - Бассейной - Театральной, «выехать» на «старое» велокольцо, «вернуться» на Большую Красную и «продолжить» движение? Да, крюк. Да, тоже не совсем логично, логичнее всего прямо, и убрать наконец это поле никому ненужного асфальта перед Госсоветом. Но так хотя бы сохранялась основная идея непрерывности движения и его транзитности.

Фото Тимур Валеев / Казань Урбанчы
Фото Тимур Валеев / Казань Урбанчы
Фото Тимур Валеев / Казань Урбанчы
Фото Тимур Валеев / Казань Урбанчы

Вопросы возникают и при движении в направлении от Батурина к Толстого. Первый вопрос - это светофоры. Большая Красная односторонняя, и все светофоры для движения автомобиля «смотрят» в сторону Толстого. Соответственно, велосипедист ориентируется только по поехавшим автомобилям и светофорам для пешеходов, часто нарываясь лоб в лоб на желающих повернуть направо / налево. Причём велосипедист, двигаясь по велопосе, вызывает у таких водителей лютый батхёрт. Они, оказывается, считают, что велосипедист двигается (внимание!) по встречной полосе!

Фото Тимур Валеев / Казан Урбанчы
Фото Тимур Валеев / Казан Урбанчы

Не менее опасное место - перекрёсток Батурина и Большой Красной. Тут "стыкуются" две велодорожки и возникает вопрос, а кто кого должен пропускать. Для автомобилей здесь приоритет по улице Батурина. А для велосипедов? Знаков нет. Правило правой руки? Ок, а если человек, который едет по Батурина, будет считать, что у него главная? Так сложно внутри велоразметки нанести пару знаков для ясности?

Фото Тимур Валеев / Казань Урбанчы
Фото Тимур Валеев / Казань Урбанчы

Ещё яснее было бы всё на этом перекрёстке, если бы никому ненужный, бесполезный и откровенно вредительский светофор перенесли бы от остановки к перекрёстку. Тогда бы он регулировал и автомобильный поток, и пешеходный, и велосипедный. И не было бы у велосипедиста необходимости одной рукой зажимать передний тормоз, другой показывать поворот направо, вертеть головой на 180 градусов и одновременно принимать решение. а кто же главный на велодорожке.

Фото Тимур Валеев / Казань Урбанчы
Фото Тимур Валеев / Казань Урбанчы

Есть и ещё один правовой казус. По улице Большой Красной стоят «кирпичи» у каждого выезда с прилегающей. И под этот кирпич уходит велодорожка. А мы помним, что велосипед это транспортное средство. А водитель транспортного средства при наличии знака и разметки должен руководствоваться знаком. А знак запрещает движение по велополосе в направлении от Батурина. О простом решении в виде дополнительной таблички проектировщики не подумали.

Увы, хотели как лучше, а получилось как всегда.

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:

Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!