Доктор Виктор Алексеев
Бывший главный акушер – гинеколог и заведующий ныне не существующего гинекологического отделения Зубцовской ЦРБ Виктор Михайлович Алексеев свой 70 – летний юбилей отметил в прошлом году. Сейчас ему 71 –й год.
Мы встретились с ним накануне традиционного районного праздника – Дня города и района.
В Зубцове Виктор Михайлович живет 43 года. Тридцать из них проработал в Зубцовской ЦРБ. Причем 15 лет – в одном лице и акушером –гинекологом, и заведующим отделением. Позже появилась надежная помощница и высококлассный специалист Валентина Алексеевна Анищенко, которая продолжает работать и теперь. Но функции врача – гинеколога в Зубцовской ЦРБ свелись к поликлиническим приемам консультационной помощи. А Виктор Михайлович ушел на пенсию в 2008 году. Может быть, как он считает, продолжил бы трудиться, но подвело здоровье: произошел сбой в сердечно – сосудистой системе. Перенёс инфаркт, и решил больше не рисковать собой. Хирурги, анестезиологи, акушеры – гинекологи – категория врачей из службы, не знающей покоя ни днем, ни ночью. В любой момент могут вызвать к больному в экстренной ситуации. Не зря имеют право на досрочный выход на пенсию по выслуге лет.
Виктор Михайлович – тверитянин. Детство и юность прошли в Твери. Хотя родился в деревне Стан Лихославльского района. Но саму деревню не помнит. Когда ему было три года, родители переехали в Тверь. Сейчас их нет в живых. Мама работала в санэпидстанции, отец – бухгалтером в «Заготзерне». В семье было трое детей. Кроме Виктора, – две сестры с почти одинаковыми именами: Алевтина и Валентина. Они и сейчас живут в Твери, обе – на пенсии.
– Почему стал врачом? – задумывается Виктор Михайлович. – Скорее, это было коллективное решение выпускников нашей школы, которое я поддержал. Из двух выпускных классов пять человек, и я в том числе, решили поступать в мединститут. И все поступили. Специализация была – стоматология и лечебное дело. На старших курсах лечебники подразделялись на хирургов, акушеров – гинекологов, терапевтов с правом специализации в педиатры. Я выбрал специализацию акушера – гинеколога. Мотивацию трудно объяснить. Наверное, из намерений помогать людям появляться на свет.
После получения диплома Виктор Михайлович по направлению четыре года отработал в Оленине. Может быть, там бы продолжил жить и трудиться. Потому что Оленино осталось в памяти как годы счастливой семейной жизни. Здесь он встретил любовь всей жизни – Леокадию Леонидовну.
Леокадия Леонидовна – родом из Белоруссии. После окончания Минского политехнического института работала в Оленинском леспромхозе, известном по советскому фильму «Девчата».
В Оленине у супругов Алексеевых родился старший сын Сергей. И тут давний знакомый Игорь Михайлович Белов, работавший в Зубцове главврачом районной больницы, пригласил Виктора Михайловича в Зубцов на должность главного акушера – гинеколога и заведующего гинекологическим отделением, где это место оказалось вакантным.
–В Зубцовском районе, – рассказывает Виктор Михайлович, – приходилось бывать во время учебы в мединстититуте. Работал в стройотряде в колхозах в деревнях Карамзино, Щеколдино, Дорожаево. Строили животноводческие помещения, убирали урожай. Уникальная природа очень понравилась, условия для рыбалки хорошие. Город и район преобразились, получили импульс развития после строительства Вазузской гидросистемы. Поэтому согласился, не раздумывая.
Когда принимал гинекологическое отделение, в нем было 10 коек старого советского образца. И пять – в Погорельской участковой больнице.
Позже решили сконцентрировать гинекологию в центральной районной больнице в Зубцове. Условия изменились. Было немало случаев патологий. При родах требовалось присутствие акушера – гинеколога, которого в Погорелом Городище не было. Приходилось ездить из Зубцова. Да и количество родов в год по району стало сокращаться.
Расцвет гинекологическое отделение получило, когда стали выдавать родовые сертификаты. 60 процентов средств, положенных по этим сертификатам, поступало на оплату труда работникам родильного отделения, а 40 – на его оснащение.
Сделали все возможное, чтобы отделение имело современное оборудование и хорошие условия для пациентов. Начали с ремонта. Заменили окна, двери. Установили новые кровати – трансформеры. Где было необходимо, уложили плитку, подновили косметику стен. Много приобрели нового оборудования. В том числе – наркозно – дыхательные аппараты, консоли для реанимационной помощи с подачей кислорода, аппараты для артериального давления, специальные кресла, наборы инструментов и многое другое. Принимали любые трудные роды, несмотря на патологии и осложнения сопутствующими болезнями. При необходимости консультировались со специалистами из Твери. Всех выхаживали.
Но все это пришлось прекратить. Новейшее оборудование оказалось сложенным в одном из помещений родильного отделения и не востребованным по причине закрытия. Из – за того, что отделение превратилось в нерентабельное и неэффективное. Потом родильное отделение преобразовали в реанимационное, но и это оказалось не надолго.
Заметный спад рождаемости в районе произошел в середине 2000 годов. Соответственно из – за сокращения, старения населения.
Максимум за год в Зубцовском районе было 365 родов. К середине 2000 годов эта цифра сократилась в три раза, то есть новорожденных в год стало менее ста. В месяц – по 8 родов. Койко – места пустовали.
Изменилась и система медицинской помощи роженицам с появлением перинатального центра в Твери. Уже более 10 лет в Зубцовской ЦРБ роды не принимают. Женщин–рожениц направляют в зависимости от состояния в Ржев или Тверь.
В беседе с Виктором Михайловичем мы затронули такую тему «демократического веяния» западноевропейских стран, как присутствие мужей при родах их жен. При этом западноевропейцы нашли убедительное объяснение: в качестве психологической помощи.
Реально на деле, чисто с медицинской точки зрения, считает Виктор Михайлович, это не психологическая помощь, а психологическая глупость. Как, впрочем, и некоторые другие «ценности» западноевропейской жизни. Стрессовое состояние, боль у женщин при родах никуда не исчезают, хоть вся семья при этом будет присутствовать. А если ввести анестезирующие обезболивающие препараты, схватки могут прекратиться. Это только навредит процессу появления новой жизни.
А разве все мужья это понимают? Многие от процесса родов сами впадают в стрессовое состояние и нервный срыв, мешают врачам и акушеркам выполнять свою работу. Эксперименты над медициной дорого обходятся.
Могли бы в Зубцовской ЦРБ сохранить родильное отделение?
По мнению главврача медучреждения Татьяны Алексеевны Соколовой, – могли. При одном условии: востребованности. А когда отделение пустует, какой смысл его содержать? Когда в соседнем Ржеве родильное отделение тоже бывает полупустым? Да еще при наличии современного, мощного, прекрасно оснащенного перинатального центра в Твери!
Что касается Виктора Михайловича, Татьяна Алексеевна охарактеризовала его как прекрасного и высококлассного специалиста, безупречно выполнявшего свою работу. Кстати, учились они с Виктором Михайловичем в мединституте в одно и то же время. Только встретились в Зубцове.
– Мы были бы рады видеть его в своих рядах как можно дольше, –заметила Татьяна Алексеевна. – Но, когда возникает выбор между работой и угрозой здоровью и самой жизни, то лучше выбрать улучшение здоровья. Наверное, Виктор Михайлович сделал правильный выбор: как специалист выполнил все, что мог, в условиях Зубцова и спокойно отдыхает на пенсии.
У него, как мы убедились, – обычный и привычный круг забот пенсионера: домашние да дачные дела. Во время нашей беседы на лавочке у 9 – этажного многоквартирного дома к Виктору Михайловичу подошел сосед – Юрий Хрыков.
– Ну что, Михайлович, – сказал он, – будем собираться на дачу?
– Да подожди, Юрий, – ответил Виктор Михайлович. – Может, хоть немного жара спадёт?
Есть у Виктора Михайловича два жизненных увлечения: любовь к природе и чтение увлекательных романов, детективов. На первом месте из этих увлечений – рыбалка и грибы. Любимое место рыбалки – у побережья Вазузского водохранилища, тихие заводи бывших оврагов недалеко от деревни Высокино. Даже прикармливал их. Только там побережье застраивается коттеджными поселками, поэтому возможности свободного подхода к воде суживаются. А если ловить со спиннингом, надо походить по берегу. Виктор Михайлович других методов лова рыбы, кроме спиннинга и удочки, не признаёт. Никакие сети и «телевизоры» его не интересуют. Увлекает сам процесс поклевки. Раньше ловил здоровых лещей на Волге у моста. Теперь Волга сильно обмелела, те места, где ловил, заилились.
– Пусть я поймаю штук пять рыбин, – говорит Виктор Михайлович. – Зато этот процесс и отдых на природе незабываемы.
За грибами обычно на машине ездит в разные стороны района – к окрестностям деревень Алексино, Борки. Только в прошлом году грибов почти не было, и в этом жара не дает расти. Да, к тому же, до 2 августа по причине пожароопасного периода посещение лесов в Тверской области под запретом. Что ж, подождём перемены погоды.
Из приключенческой, детективной литературы Виктор Михайлович любит те романы, что написаны мужиками. К современным детективщицам – женщинам, которых немалое количество, относится, мягко говоря, прохладно: «Не мой интерес!»
Виктор Михайлович с Леокадией Леонидовной вырастили двух детей. Подрастают четверо внуков.
Сын Сергей, строитель, закончил Тверской политехнический университет. Живёт рядом, в Ржеве, каждые выходные приезжает с семьей. И Виктор Михайлович с Леокадией Леонидовной ездят в гости к детям. Дочь Марина пошла по стопам отца, стала врачом, только специальность у нее другая – офтальмолог, работает в поликлинике Тверской медакадемии. У Марины и её мужа – две дочери. Одной – 8 лет, другой – три года. Муж Марины работает в системе логистики.
Леокадия Леонидовна многие годы трудилась в строительных организациях Зубцова, в ООО «Промкомсервис». Когда «Промкомсервис» подошел к закату своей деятельности, устроилась на работу прорабом в строительную организацию в Москве, где проработала до ухода на пенсию в декабре прошлого года.
Обычная трудовая семья, где каждый человек самодостаточен, на своем месте в жизни и уважаем.
Виктор Михайлович Алексеев