Одним из показателей, характеризующих качество городской среды, является доступность остановок общественного транспорта. Ведь развитая транспортная структура является необходимым элементом современного города. В 2020 году Правительством РФ была утверждена методика расчёта данного показателя, исходя из которого нами было проведено оценочное исследование на город Воронеж (карта Доступности остановок общественного транспорта).
В соответствии с методикой, доступность остановок общественного транспорта рассчитывается следующей формулой:
Где:
НМКДU500(от) - количество жителей многоквартирных домов, проживающих в радиусе 500 м от ближайшей остановки общественного транспорта;
НИЖСU800(от) – количество жителей индивидуальных домов, проживающих в радиусе 800 м от ближайшей остановки общественного транспорта;
Нгор – общая численность населения города.
Основным источником сведений о контурах зданий выступили уже ранее собранные нами данные (статья "Городская среда. Разнообразие жилой застройки."). Информация о количестве жителей многоэтажных домов была взята из списка жилого фонда ГОС ЖКХ. Количество жителей индивидуального жилья было рассчитано аналитически: из общего количества жителей города Воронежа были вычтено количество жителей многоэтажных домов, оставшееся население поровну поделили между частными домами.
Данные об остановках были выгружены из Яндекс.Карт.
В итоге получили векторные наборы данных с информацией о жилых многоэтажных и индивидуальных постройках с количеством жителей, а также расположении остановок.
Основываясь на методике, были отмечены многоэтажные дома и индивидуальное жилье, которые находятся в зонах пешеходной доступности от остановок общественного транспорта (рис.1). Зона пешеходной доступности для многоэтажных домов составляет 500 м, для индивидуальных – 800 м.
Из визуальных данных уже можно сделать вывод о достаточном уровне развития общегородского пространства. Но обратимся к цифрам.
Количество жителей, проживающих в многоэтажных строениях:
- в зоне пешеходной доступности – 901563 чел.;
- вне зоны пешеходной доступности – 38273 чел.
Количество жителей, проживающих в частных строениях:
- в зоне пешеходной доступности – 166420 чел.;
- вне зоны пешеходной доступности – 8420 чел.
Рассчитав по формуле показатель, у нас получилось, что доступность остановок общественного транспорта равна 96%.
Сразу хочется отметить, что это оценочное исследование, где данные общегородского населения были слегка завышены, но это не помешало увидеть, что доступность остановок общественного транспорта в Воронеже находится на высоком уровне.
Последнее, что было замечено в процессе нашего исследования, что разработанная методика никак не учитывает количество маршрутных транспортных средств, проходящих через остановки. Ведь даже несмотря на то, что по критерию пешей доступности в Воронеже все хорошо, это не отменяет того, что жители сталкиваются с долгим ожиданием маршруток или с нехваткой мест в них. Быстрые темпы развития города и городской среды обусловили проблемы пассажирского транспорта, для решения которых также требуется новый комплексный научный подход и значительные материальные затраты.
Авторы: Мила Орехова
Оформление веб-карты: Ольга Лихтенберг