Найти тему
Yu genium

Городская среда. Зоны пешеходной доступности остановок общественного транспорта Воронежа

Одним из показателей, характеризующих качество городской среды, является доступность остановок общественного транспорта. Ведь развитая транспортная структура является необходимым элементом современного города. В 2020 году Правительством РФ была утверждена методика расчёта данного показателя, исходя из которого нами было проведено оценочное исследование на город Воронеж (карта Доступности остановок общественного транспорта).

В соответствии с методикой, доступность остановок общественного транспорта рассчитывается следующей формулой:

Где:

НМКДU500(от) - количество жителей многоквартирных домов, проживающих в радиусе 500 м от ближайшей остановки общественного транспорта;

НИЖСU800(от) – количество жителей индивидуальных домов, проживающих в радиусе 800 м от ближайшей остановки общественного транспорта;

Нгор – общая численность населения города.

Основным источником сведений о контурах зданий выступили уже ранее собранные нами данные (статья "Городская среда. Разнообразие жилой застройки."). Информация о количестве жителей многоэтажных домов была взята из списка жилого фонда ГОС ЖКХ. Количество жителей индивидуального жилья было рассчитано аналитически: из общего количества жителей города Воронежа были вычтено количество жителей многоэтажных домов, оставшееся население поровну поделили между частными домами.

Данные об остановках были выгружены из Яндекс.Карт.

В итоге получили векторные наборы данных с информацией о жилых многоэтажных и индивидуальных постройках с количеством жителей, а также расположении остановок.

Рисунок 1. Зоны пешеходной доступности остановок общественного транспорта
Рисунок 1. Зоны пешеходной доступности остановок общественного транспорта

Основываясь на методике, были отмечены многоэтажные дома и индивидуальное жилье, которые находятся в зонах пешеходной доступности от остановок общественного транспорта (рис.1). Зона пешеходной доступности для многоэтажных домов составляет 500 м, для индивидуальных – 800 м.

Из визуальных данных уже можно сделать вывод о достаточном уровне развития общегородского пространства. Но обратимся к цифрам.

Количество жителей, проживающих в многоэтажных строениях:

  • в зоне пешеходной доступности – 901563 чел.;
  • вне зоны пешеходной доступности – 38273 чел.

Количество жителей, проживающих в частных строениях:

  • в зоне пешеходной доступности – 166420 чел.;
  • вне зоны пешеходной доступности – 8420 чел.

Рассчитав по формуле показатель, у нас получилось, что доступность остановок общественного транспорта равна 96%.

Сразу хочется отметить, что это оценочное исследование, где данные общегородского населения были слегка завышены, но это не помешало увидеть, что доступность остановок общественного транспорта в Воронеже находится на высоком уровне.

Последнее, что было замечено в процессе нашего исследования, что разработанная методика никак не учитывает количество маршрутных транспортных средств, проходящих через остановки. Ведь даже несмотря на то, что по критерию пешей доступности в Воронеже все хорошо, это не отменяет того, что жители сталкиваются с долгим ожиданием маршруток или с нехваткой мест в них. Быстрые темпы развития города и городской среды обусловили проблемы пассажирского транспорта, для решения которых также требуется новый комплексный научный подход и значительные материальные затраты.

Авторы: Мила Орехова
Оформление веб-карты: Ольга Лихтенберг