Найти в Дзене
НЕМОДНЫЙ СЛАВА

RAY-BAN. ОТ ШПИОНОВ ДО ВСЕМИРНОЙ СЛАВЫ

Солнышко в Москве светит вовсю, поэтому самое время поговорить о солнцезащитных очках.

Помимо собственно защиты от солнца, у солнцезащитных очков есть еще некоторые функции. Во-первых, это модный аксессуар. Во-вторых, способ остаться неузнанным (для звезд) или наоборот привлечь внимание (для тех, кто в звезды только лезет). Ну а некоторые солнцезащитные очки, такие, например, как наш сегодняшний герой Ray-Ban, – это еще и показатель статуса.

Ну, поехали. Будет многабуков.

Как пишут в плохих статьях, «мало кто знает», что Ray-Ban – это один из брендов солнцезащитных очков, которые выпускала американская компания Bausch&Lomb. А между тем история этой компании очень и очень интересна. Основали ее в 1853 году в городе Рочестер Йоган Якоб Бауш и Генри Ломб. Причем первый, переименованный в Джона Джейкоба, был эмигрантом из Германии. Это важно. Или нет. ФБР его знает. Делали эти два друга поначалу оправы для очков, а постепенно начали делать и всякую серьезную оптику. В том числе, для науки и, конееечно, для армии и флота. Потом, к началу 20 века, они стали очень крутой и большой компанией и задружились с другим мировым оптическим гигантом – немецким «Цейсс». В это время американская компания все еще по-прежнему управлялась семьями основателей. Немец немцу братья навек. А может и нет, повторю. Начитался тут про шпионов, тьфу.

Однако же….Отношения Баушей и Ломбов с «Цейсс» не прекращались и в течение первой мировой войны, в которой, как помнят из школьной программы те, кто постарше миллениалов, США и Германия между собой воевали. Мало того, после мировой войны, они (негласно, конечно) договорились забить коммерческий болт на условия Версальского мирного договора и продолжить сотрудничать. Схема была простая. Цейсс, которому по договору стало низззяяяааа, гнал в Бауш и Ломб технологии, Бауш и Ломб делали по ним всякую оптику, в том числе для торпед, прицелов, перископов и прочих серьезных военных девайсов. И потом отстегивали немцам семь процентов от своей прибыли. Чем неплохо способствовали быстрому возрождению немецкой экономики, которое, например, по нашей стране очень больно вскорости ударило. Ха-ха, милые ребята.

Причем, чтобы комфортнее было работать, Бауш и Лобб, получив заказ от американских армии и флота, быстренько перегоняли в Германию техническое задание. Чтобы, значит, уважаемые херры там, на месте, поскорее разобрались, как это ТЗ исполнять. На гриф Top Secret на бумажках клали тот самый коммерческий болт. Так и работали. До тех пор, пока перед самой второй мировой войной эту лавочку по соображениям безопасности американцы не прикрыли. Но несмотря на прикрытие лавочки Bausch&Lomb вполне себе продолжила работать на рынке. И успешно снабжала армию США.

Это все потому, наверное, что к тому времени они уже шикарные солнечные очки делали. Но об этом парой строк ниже, а пока закончим с Bausch&Lomb. Они и сейчас на рынке. Контактные линзы делают. А вот марку Ray-Ban продали в 1999 году итальянской Люксоттика за 640 млн долларов.

Вот теперь о них, о Ray-Ban. Культовая вещь. Моделей у них несколько, но две – Aviator и Wayfarer – настолько вне времени, что придуманный в 30-е и в 50- е годы их дизайн совершенно не меняется с тех пор и не планирует меняться.

К 80-м годам 20 века очки Ray-Ban абсолютно покорили всю Европу, вслед за Италией и Испанией. Он отлично подходят и Харлею, и к Феррари, они стали столь же востребованы, как 501 модель Levi`s или лоферы с монеткой. Но это потом.

А в 20-е годы в Америке все как сумасшедшие увлеклись авиацией. Перлись на своих этажерках в небо на невиданные высоты и там у пилотов, конечно, с глазами и очками происходило черти чё. Выпадали они после посадки из кабин полуживые и полуслепые. В 1929 году один из таких страдальцев, летчик Джон Макриди, будущий генерал ВВС США, написал письмо в Bausch&Lobb, как к самому крупняку и авторитету по очкам в Америке, и попросил их сделать ему очёчи потолковей. И даже не поленился нарисовать, что ему, собственно, надо.

И ведь офигеть, но просьбу выполнили! Дикие люди! Я вот за председателем нашего СНТ полгода бегал, чтоб справку дали, что я тут член. А они на письма чьи попало реагируют действием. Кхм, извините, отвлекся.

Поначалу очки назвали Antiblick, а через год примерно переименовали в Ray-Ban. Что, как вы поняли, означает, «лучи в бан». Запретить, то есть.

И была это их первая, великая модель Aviator. Кстати, каплевидная форма идеально соответствует полю зрения человеческого глаза. И в мире по сей день из производителей солнечных очков никто не запаривается на такое точное соответствие научным требованиям.

Где-то в 1936 или 1937 годах Авиатор стали продавать всем подряд. И понеслась. Начали появляться линзы разных цветов для разной погоды и для того, чтобы не снимать очки в помещении. Во время второй мировой американские пилоты стали щеголять в этой модели (на самом деле только на фоточках, в бой их надевали редко). Потом все газеты запестрели фоточками знаменитого фельдмаршала Дугласа Макартура с кукурузной трубкой в зубах и в «авиаторах» с зелеными линзами в позолоченной металлической оправе.

В 1952 году в Bausch&Lomb сделали модель Wayfarer, которая хоть и не так раскручена в смысле пиара, но также легла в основу уникального стиля и тоже стала предметом неотъемлемой части гардероба очень многих людей. В них, кстати, оделся тогда чуть ли не весь рок-н-ролл.

Но всемирную славу отхватили все же «авиаторы». Подарил им ее Том Круз в фильме «Лучший стрелок» 1986 года.

-2

Курсант Maverick в его исполнении и в этих очках дал старт фантастическому росту продаж очков Ray-Ban Avianor буквально по всему миру, включая даже шатающийся СССР. Лично я себе купил такие в 1987 году в городе Одесса у полутрезвого моряка, вернувшегося из рейса, за 35 полновесных советских рублей. Это дорого, ребята. И в 1998 году я их утопил (случайно, конечно) в казахстанской речке Эмба, когда такой же полутрезвый (на самом деле совсем не) полез купаться прям в «авиаторах» во время торжественного прощания меня с вооруженными силами России.

Ну что еще добавить? Первая модель «авиаторов», которая шла только летчикам, называлась Type D1. У них была пластиковая оправа и зеленые каплевидные антибликовые линзы. Чуть позже оправу стали делать из позолоченного металла. К 1941 году появилась модель Type D2, с дымчато-розовыми линзами. Потом появились зеркальные градиентные линзы, которые защищали от солнца, но позволяли летчику отлично видеть панель приборов. К концу 60-х годов линзы стали полностью зеркальными и наступил предел затемнения очков. Для не желающих расставаться с очками никогда, даже в помещении, к концу 70-х придумали фотохроматические линзы, с изменяющимся под действием света затемнением. Ну а потом уже поляризация, интерференция, замена стекла на поликарбонат и тп.

Но дизайн, как я и сказал, не менялся совсем. Вообще.

Говорю же – легенда и классика.

Купить себе, что ли, опять?

-3
-4
-5
-6
-7
-8