Найти в Дзене
Autoworld

Йохен Риндт - единственный чемпион мира который завоевал свой титул посмертно

Продолжаю предыдущую статью. На старте гран-при Франции, которая состоялась 7-го июня не присутствовали сразу же три человека начинавшие сезон вместе со всеми. Двукратный чемпион мира и всеобщий любимец Джим Кларк разбился за рулем Лотуса участвуя в гонке формулы-2 в немецком Хокинхайме. Майк Спенс погиб за рулем газотурбинного Лотуса 56, во время тестов в американском Индианаполисе, а итальянец Лудовико Скарфиотти разбился за рулем Порше, во время соревнований по подъему на холм в германии. Ведь даже чемпионы того времени не ограничивали себя рамками одного турнира, а постоянно участвовали в гонках по всему миру. Работа гонщика состояла не в бесконечных тренировках, соблюдения диеты и ведение своего инстаграма, а в том чтобы гоняться на чем угодно, когда угодно и где угодно. Гран-при Франции не задался с самого начала. Француз Жо Шлессер не справился с управлением своей Хонды и угодил в аварию. Экспериментальная машина чей монокок был сделан из магниевого сплава, сгорела как сп

Продолжаю предыдущую статью.

На старте гран-при Франции, которая состоялась 7-го июня не присутствовали сразу же три человека начинавшие сезон вместе со всеми. Двукратный чемпион мира и всеобщий любимец Джим Кларк разбился за рулем Лотуса участвуя в гонке формулы-2 в немецком Хокинхайме.

Джим Кларк. 1965 год
Джим Кларк. 1965 год

Майк Спенс погиб за рулем газотурбинного Лотуса 56, во время тестов в американском Индианаполисе, а итальянец Лудовико Скарфиотти разбился за рулем Порше, во время соревнований по подъему на холм в германии.

Лудовико Скарфиотти за рулем Порше. 1968 год
Лудовико Скарфиотти за рулем Порше. 1968 год

Ведь даже чемпионы того времени не ограничивали себя рамками одного турнира, а постоянно участвовали в гонках по всему миру. Работа гонщика состояла не в бесконечных тренировках, соблюдения диеты и ведение своего инстаграма, а в том чтобы гоняться на чем угодно, когда угодно и где угодно.

Гран-при Франции не задался с самого начала. Француз Жо Шлессер не справился с управлением своей Хонды и угодил в аварию. Экспериментальная машина чей монокок был сделан из магниевого сплава, сгорела как спичка не оставив пилоту и шанса на выживание, впрочем даже если такой шанс и был, спасти пилота все равно никто бы не смог.

Фатальная авария Жо Шлессера на гран-при Франции. 1968 год
Фатальная авария Жо Шлессера на гран-при Франции. 1968 год

Медицинские вертолеты которые постоянно бы дежурили на трассе появятся в Формуле-1 только спустя 10 лет, а машины скорой помощи и пожарные иной раз могли минутами добираться до места аварии. Спасать попавших в аварию пилотов иной раз приходилось их же собственным коллегам гонщикам, которые по случайности оказались неподалеку. Часто же пилотам просто приходилось проезжать мимо пожарища думая о том, что там может прямо сейчас находиться их друг и коллега.

"перед каждым гран-при покидая свой дом в четверг ни один из нас не был уверен, что он будет жив через неделю. Временами от этого было не комфортно, но страсть в конце концов перевешивает сомнения",
-жаки икс

Победителем французского гран-при стал Жаки Икс, добыв единственную в том сезоне победу для Феррари. Вторым приехал Джон Сертис на Хонде, а третьим Джеки Стюарт на Матре.

Джон Сертис за рулем Хонды RA301 на гран-при Франции. 1968 год
Джон Сертис за рулем Хонды RA301 на гран-при Франции. 1968 год

Именно Джеки стал главной силой в чемпионате следующего 1969 года. Жаки Икс на год ушел из Феррари в Бребэм. Новые Лотусы отличались крайней ненадежностью. Сами машины Ф1, кстати изменились довольно сильно. Уже в течение 1968 года, маленькие крылышки выросли до полноценных ,часто регулируемых прямо из машины скамеек на высоких стойках, которые инженеры крепили к рычагам подвески.

Сезон 1968 года
Сезон 1968 года

Если вам кажется что это выглядит слегка небезопасно, то да так оно и было. Во время гран-при Испании 1969 года, которая проходила в Барселоне, на городской трассе Монжуик парк стойки крепления крыльев сломались сперва у лидера Лотуса Грема Хила, а потом и у его напарника, австрийца Йохина Риндта. Авария Риндта была особенно жесткой, легкий Лотус перевернулся и разломился надвое. К счастью тогда Йохену повезло отделаться переломом носа и ушибами, но крепить антикрылья на стойках с тех пор запретили.

Авария Йохена Риндта за рулем Лотуса 49 на гран-при Испании. 1968 год
Авария Йохена Риндта за рулем Лотуса 49 на гран-при Испании. 1968 год

Риндт пришел в Лотус на замену своему погибшему другу Джиму Кларку. Заменить в Лотусе быстрейшего пилота десятилетия, которого обожали все вокруг было сложно, но Йохена уж точно нельзя было обвинить в отсутствии харизмы и характера. Его менеджер Берни Эклстоун однажды посоветовал Риндту не садиться в машину пока ему не заплатят, Йохен совет оценил. Временами он приезжал в дом Берни в Англию чтобы похвастаться заработанным. Риндт был женат на фотомодели, был организатором авто выставки, вел собственное телешоу и даже брал интервью у других пилотов после гонок. Йохен говорил что собирается попробовать все что может ему дать жизнь гонщика гран-при потому что эта жизнь может не продлится очень долго.

Йохен Риндт и Джим Кларк.
Йохен Риндт и Джим Кларк.

До последних метров на гран-при Италии он боролся с Джеки Стюартом за победу, а в американском Уоткинс-Глене наконец смог выиграть первый раз.

Йохен Риндт. Победа на Уоткинс-Глене. 1969 год
Йохен Риндт. Победа на Уоткинс-Глене. 1969 год

Единственное что вызывало беспокойство Риндта это машины Лотус. Йохен считал смелую конструкцию Колина Чепмена слишком хрупкими и опасными, не стесняясь заявлять об этом публично. С Йохеном были согласны многие. Все тот же Эклстоун перед заключением контракта с Чепманом сказал Риндту, что в Лотусе у него больше шансов стать чемпионом а в Бребаме больше шансов остаться живым. Йохен выбрал Лотус тем более что Колин Чепман лучше платил. При этом Йохен Риндт категорически отказывался пользоваться новыми пятиточечными ремнями безопасности, полагая что старые четырехточечные ремни позволят быстрее выбраться из машины в случае аварии.

-9

Джеки Стюарт в отличие от него внимательно относился ко всем новинкам в области безопасности, но Джеки понимал что одних ремней, закрытых шлемах и огнетушителей в машине не достаточно чтобы его друзья перестали погибать за работой. После своей аварии в Бельгии 1966, он был уверен что главная проблема в самих трассах, владельцам которых было просто наплевать на безопасность. Йохен Риндт так легко отделался после своей аварии в Испании только потому что трасса по настоянию ассоциации пилотов гран-при была обнесена новыми барьерами Арамко, но это был городской сравнительно короткий автодром. С большими же лесными трассами вроде Спа и Нюрбургринга дела обстояли куда сложнее. Джеки Стюарт считал что есть только один способ хоть как-то повлиять на владельцев трасс - это убедить всех пилотов бойкотировать слишком опасные автодромы. Приехав в Спа с инспекцией Джеки Стюарт признал состояние трассы неудовлетворительным. Трасса на которой Джеки Стюарт чуть не сгорел в своей машине в итоге покинула календарик.

Один из поворотов Спа-Франкоршамп
Один из поворотов Спа-Франкоршамп

1970й был просто обязан стать годом Йохена Риндта. Йохен никогда не скрывал что его целью было стать чемпионом мира и сейчас наконец-то у него были все шансы, чтобы приблизиться к своей мечте. Новая Феррари 312 за руль который вернулся Жаки Икс была мощна но крайне ненадежна. Команд Тиррел за который выступал Джеки Стюарт отказалась от партнерства с Матрой и временно выступала на болидах Марч, которые Стюарт не любил. Машинам же командны Брэбем просто не хватало скорости, тогда как Лотус на этом фоне выделялся неплохой скоростью и надежностью. Команда начинала сезон со старой машины но у Колина Чепмена была уже почти готова очередная революционная новинка- Лотус 72. Эта машина смелой клиновидной формы и революционной компоновки в очередной раз задала тренды для всей формулы-1. Радиатор который всегда находился спереди машины Чепман заменил на 2, расположенных по бокам мотора.

Это позволило опустить нос максимально низко, сделав силуэт машины клиновидным. Профиль корпуса нового лотуса сам был похож на антикрыло и помогал прижимать машины в дороге на скорости.

Лотус 72 1970 года
Лотус 72 1970 года

Лотус 72 выкатили на трассу ко второму этапу гран-при Испании который проходил на трассе Харама. Однако новый Лотус поначалу оказался слишком сырым и медленны. Йохен Риндт показал всего лишь восьмое время в квалификации. Квалификацию выиграл 44-летний Джек Брэбем на машине своей собственной команды. Jack Black как его называли, уже давно собирался уйти на пенсию, но в очередной раз был вынужден вернуться из-за ухода Йохена Риндта в Лотус, потом из-за перехода Жаки Икса в Феррари. Сам Жаки был на старте только седьмым, на одну позицию впереди Йохена Риндта, и эта была явно не лучшая позиция чтобы стартовать с нее в тот день. На первом круге сломалась деталь подвески у Джеки Оливера и его неуправляемый БРМ выбил Жаки Икса с трассы. Машины вспыхнули так что испанские пожарные еще долго не могли их потушить.

К счастью сами пилоты успели покинуть кок питы во время. Вид пожарища а также текущие по асфальту реки пены о которых скользили и разворачивались проезжающие машины явно не добавлял хорошего настроения участникам, но поскольку дело происходило в 1970 останавливать гонку конечно же не стали. Джеки Стюарт вырвался вперед уже на старте и довел дело до победы опередив на круг ставшего вторым Брюса Макларена, но Джеки прекрасно понимал таких легких побед у него в этом году больше не будет, ведь основные соперники сошли из-за поломок и аварий. И без того сырой Лотус 72 Йохена Риндта не добрался до финиша. Йохен был недоволен машиной настолько, что решил на время вернуться к старой 49 модели. Дебют обновленного Лотуса 72C состоялся на июньском гран при Голландии в Зандворте. Настроение в паддоке было не очень веселым. Меньше чем за три недели до гонки на тестах собственной машиной погиб Брюс Макларен, гонщик и основатель собственной команды.

Брюс Макларен. Гран-при Франции. 1968 год
Брюс Макларен. Гран-при Франции. 1968 год

Смерть на трассе в то время было привычным делом, но когда один за другим уходили кумиры уровня Кларка и Макларена мрачные мысли наверняка посещали многих. Джеки Стюарт как-то подсчитал, что к моменту завершения карьеры он успел побывать на похоронах 57-ми товарищей гонщиков. В то же время Стюарт говорил что постоянный риск сближал пилотов его поколения

"Это был словно цирк который колесил по свету, а мы перемещались с одной вечеринки на другую. Мы никогда не думали об опасности или о чем-то вроде этого", -нина риндт

Йохен Риндт и его жена Нина Риндт. 1970 год
Йохен Риндт и его жена Нина Риндт. 1970 год

Поул-позишн на гран-при Голландии завоевал Йохен Риндт. Вторым и третьим стартовали Стюарт и Жаки Икс. Со старта Икс вырвался на первую позицию, однако на третьем круге Йохен Риндт прошел Жаки и вернул лидерство. Гонка шла своим чередом пока на двадцать третьем круге над трассой не возник столб дыма. Это была авария. Погиб Пирс Каридж из команды Фрэнка Уильямса.

Но другие пилоты узнали ,но не сразу, их гонка как обычно продолжалась. Йохен Риндт выиграл гран-при Голландии, но был морально раздавлена. Каридж был его другом и его гибель заставила его серьезно задуматься о завершении карьеры.

Пирс Каридж
Пирс Каридж

Йохен даже пообещал жене что уйдет из гонок как только выиграет чемпионат, тем более что победа в Голландии вплотную приблизила его к завоеванию титула. Риндт выиграл следующие две гонки сезона. После семи этапов Йохен был безоговорочным лидером чемпионата, опережая Стюарта и Икса. Следующим восьмым этапом должен был стать гран-при Германии. Изанально гонка должна была проходить на традиционном Нюрбургринге, но в ситуации когда спорт продолжал терять лучших пилотов, призывы Стюарта к бойкоту трасс, находили все больше поддержки. Йохен Риндт и его жена Нина стали близкими друзьями семьи Стюартов и джеки нашёл в Йохене так нужного ему союзника. Перед гонкой Йохен Риндт отправился инспектировать Нюрбургринг и счел трассу абсолютно не готовый к гран-при. Но гран-при Германии удалось экстренно перенести на другую немецкую трассу "Хоккенхайм". Конфигурация этой трассы, состоящий из длинных лесных прямых и небольшой стадионной секцией, выглядела куда скучнее Нюрбургринга, но гонка доказала обратное. Квалификацию выиграл Жаки Икс, чья мощная 12-ти цилиндровая Феррри, была явно быстрее на прямых, но именно эти длинные прямые сыграли с иксом злую шутку. Близлежащие преследователи, включая Йохена Риндта, собирались позади в плотную группу, создавая друг другу слип стрим и разгоняя свои машины за счет меньшего сопротивления воздуха.

У лидера же такой возможности не было и его машине приходилось разрубать воздух самостоятельно тратя на это лишние силы, поэтому Йохен Риндт не только подобрался к Жаки Иксу, но и смог его обогнать, но только лишь для того чтобы оказаться под атаками самому. За последние десять кругов Риндт и Икс обгоняли друг друга 5 раз но последнее слово все же осталось за Йохеном. Жаки Икс финишировал всего лишь в 7 десятых секунды позади.

Победа Йохена Риндта на трассе Хоккенхайм 1970 год
Победа Йохена Риндта на трассе Хоккенхайм 1970 год

После этого поражения Жаки Икс проигрывал Йохену Риндту целых 35 очков за пять этапов до окончания сезона. По меркам тех времен это была целая пропасть, так что даже досадно отказ мотора на родном гран-при Австрии не мог поколебать его положение в чемпионате. Но потом наступил гран-при Италии, еще более скоростная чем Хоккенхайм. Монца отлично подходила Феррари, к тому же это был домашний гран-при итальянской команды и местная публика во все годы болела только за красных. У Лотуса дела шли не очень здорово с самого начала. Йохен не был уверен в машине и изначально даже не хотел стартовать в монце на Лотусе 72. Йохен настаивал что он сядет за руль только 49-го, но 49-го там не было. Риндт проехал квалификацию и показал лишь 12 время против первого у Жаки Икса, но создатель Лотуса Колин Чепмен сдавать не собирался. Перед воскресной тренировкой он приказал снять со своих машин антикрылья. Ведь прижимая машину к земле они создавали дополнительное лобовое сопротивление, которое замедляла машину, а скорость в Монца была залогом всего. Йохен Риндт, который не раз публично критиковал машину своего босса, был не в восторге, но согласился опробовать идею и сел за руль. На торможении перед скоростным поворотом Параболика, машину сорвало с трассы и бросило об ограждение. Монца была оснащена барьерами безопасности, но они оказались слишком высокими для низкого клиновидного Лотуса 72, так что машина при ударе фактически поднырнул под барьер.

Как вы помните Йохен Риндт не любил пятиточечные ремни безопасности и традиционно не стал пристегивать самую нижнюю лямку. Смертельную травму, гонщику, нанес не сам удар о барьер, а замок ремня под который поднырнул Йохен. После гран-при Италии, которую выиграл новичок Феррари, Клей Регаццони, до конца сезона оставалось еще три этапа. Набранных Йохеном Риндтом очков хватило для того чтобы стать единственным чемпионом мира который завоевал свой титул посмертно. Чемпионский кубок по итогам сезона получила вдова Йохена, Нина.

Жена Йохена Риндта, Нина, получает кубок чемпиона мира. 1970 год
Жена Йохена Риндта, Нина, получает кубок чемпиона мира. 1970 год

Гонщик это очень эгоистичная профессия, и каждый кто выезжает на трассу болида Формулы-1 в последнюю очередь думает о благородстве и подобных вещах. Единственное о чем думают пилоты в этот момент это о том, как опередить тех кто находится на трассе рядом с ним. Жаки Икс боролся в том сезоне до конца и смог выиграть две из оставшихся трех гонок сезона. Гибель Йохена Риндта стало толчком для серьезных изменений в безопасности гонок, которых отчаянно добивался Стюарт. В течение следующих нескольких лет, были серьезно ужесточены стандарты, касающиеся использования ремней безопасности, шлемов и несгораемых комбинезонов. Появились общие стандарты для трасс которые регламентировали не только барьеры, заборы и маршальские посты, но со временем и действия самих маршалов а также порядок оказания первой помощи пилотам и наличие мед-центра. Борьба Джеки Стюарта за безопасность наконец-то дала свои результаты. Джеки Стюарт стал трехкратным чемпионом мира, но ушел из гонок уже в семьдесят третьем, находясь в самом расцвете сил, сразу же после гибели своего партнера по команде Франсуа Севера. Жаки Икс так и не стал чемпионом мира, во многом из-за очередного спада формы Феррари, но зато он стал настоящей легендой гонок на выносливость, шесть раз выиграв 24 часа Ле-мана. 1983 году ему покорился также покорился Райт рейд париж-дакар. Под конец восьмидесятых Жаки Икс стал пилотом французско-советской команды Лада Пок и проехал дакар за рулем нивы, а после пересел за руль прототипа Лада Самара Т3, построенного на базе агрегатов Порше.

-22

С вами был канал Autoworld про самые интересные истории из мира автомобилей, пока.