Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Советские актёры, которых никто не видел молодыми в кино

Оглавление

Эти актёры начали кинокарьеру в зрелом возрасте.

Мы никогда не видели их в кино молодыми, но это не помешало стать этим прекрасным талантливым артистам настоящими звёздами советского кино и любимцами аудитории.

И эти люди в очередной раз доказали всем, что счастливый случай может произойти в любой момент, и важно не упустить возможность взлететь.

Андрей Болтнев

Начал сниматься в 37 лет. Первый фильм — «Торпедоносцы» (1983).

Кадр из фильма «Торпедоносцы»
Кадр из фильма «Торпедоносцы»

Строго говоря,для кино Андрея Болтнева открыл режиссёр Алексей Герман. В 1981 году он начал снимать драму «Мой друг Иван Лапшин». На главную роль пробовались многие успешные актёры, но

Герман предпочёл дебютанта — артиста из Новосибирского театра Андрея Болтнева.

Однако фильм долго не выпускали на экраны, и пока Герман боролся с цензорами, Андрей успел сняться в военной ленте «Торпедоносцы», которая вышла в 1983 и прославила его.

Но всесоюзную известность принёс Болтневу многосерийный детектив «Противостояние» (1985), где он сыграл роль преступника. Его герой настолько страшен и мерзок, что и сейчас на него без мурашек не взглянешь.

Андрей Болтнев рано ушел из жизни (в 49 лет), однако в его фильмографии несколько десятков картин, в которых ему доставались полярные образы от военных до фантастических персонажей.

Юрий Кузнецов

Начал сниматься в 37 лет. Первый фильм — «Торпедоносцы» (1983).

Кадр из фильма «Торпедоносцы»
Кадр из фильма «Торпедоносцы»

История Юрия Кузнецова схожа с историей Андрея Болтнева.

Кузнецов, которого нашли в Омском драмтеатре, даже конкурировал с Болтневым за главную роль в драме «Мой друг Иван Лапшин», но ему достался другой герой.

Новой работой для Юрия стали всё те же «Торпедоносцы», которые и ему принесли узнаваемость. Потом коллеги встретились ещё раз (в «Противостоянии»), и карьера Кузнецова буквально взмыла. Ежегодно выходило по нескольку фильмов с его участием, а сегодня его послужной список насчитывает больше сотни картин.

Кстати, режиссёры практически с первого появления актёра на экране эксплуатируют его обаяние —

Юрию Кузнецову почти никогда не доставались отрицательные персонажи.

Юрий Никулин

Начал сниматься в 37 лет. Первый фильм — «Девушка с гитарой» (1958).

Кадр из фильма «Девушка с гитарой»
Кадр из фильма «Девушка с гитарой»

Юрий Никулин мечтал о кино, но

даже его мама в сына не верила, считая, что его внешность не подходит для кинокамеры. Это же подтвердила приёмная комиссия ВГИКа,

куда пришёл, вернувшись с фронта, Юрий. Поэтому карьеру он начал в цирке, где его внешность была как раз кстати. Но в конце пятидесятых режиссёр Александр Файнциммер рискнул пригласить клоуна Никулина на эпизодическую роль пиротехника-неудачника. Удивительно,

но проведший всего несколько минут на экране артист зрителям тут же запомнился.

Заметили его и режиссёры, и в первую очередь Леонид Гайдай, сотрудничество с которым сделало Юрия Никулина одним из первых актёров страны.

Больше двадцати лет актёр постоянно снимался, и негармоничные черты лица не помешали ему обзавестись многомиллионной армией поклонниц. В девяностые Никулин ушёл из кино, сосредоточившись на телевидении и цирке, которым он руководил до последнего дня.

Пётр Вельяминов

Начал сниматься в 45 лет. Первый фильм — «Тени исчезают в полдень» (1971).

Кадр из фильма «Тени исчезают в полдень»
Кадр из фильма «Тени исчезают в полдень»
Невозможно поверить, но один из самых известных, уважаемых и любимых актёров СССР так и не получил профильного образования.

Ещё в юности Пётр оказался в заключении по обвинению в антисоветчине, почти десять лет провёл в лагере, а выйдя на свободу принялся активно участвовать в самодеятельности. Так он оказался на сцене драмтеатра в Свердловске. Как-то на представлении оказались режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский, который уже отчаялись найти актёра для масштабной работы, к которой они готовились, — многосерийной саге «Тени исчезают в полдень». Увидев на сцене Петра Вельяминова, они тут же поняли, что герой у них есть.

Центральная роль в фильме моментально вывела артиста в число популярнейших.

Образ настоящего мужчины, немногословного, но в любой ситуации умеющего найти выход и взять на себя ответственность, навсегда закрепился за Петром Вельяминовым.

Потом у него были не менее звёздные роли в телесериале «Вечный зов» (1973-1983), мелодраме «Сладкая женщина» (1977), боевике «Пираты ХХ века» (1979), но почти везде герой Вельяминова — герой, которым хочется любоваться.

Владимир Толоконников

Начал сниматься в 45 лет. Первый фильм — «Собачье сердце» (1988).

Кадр из фильма «Собачье сердце»
Кадр из фильма «Собачье сердце»

Владимира Толоконникова можно назвать актёром одной роли — звёздный час для него наступил, когда вышла экранизация романа Михаила Булгакова «Собачье сердце».

Полиграф Полиграфович Шариков в его исполнении стал каноническим и нельзя даже представить его каким-то иным.

Режиссёр Владимир Бортко предпочёл безвестного исполнителя из Алма-Аты другим, более именитым претендента и рискнул снять Толоконникова, почти не имеющего киноопыта (прежде исполнитель появлялся на экране, но то были буквально секундные мелькания, которые никто не заметил и не запомнил). Итогом стал

кинохит, классика советского кино, фильм, растасканный на цитаты,

а органичность Толоконникова, сыгравшего пса, переделанного в человека, нельзя не оценить.

Потом Владимир много снимался, но, увы, достичь той же планки не смог. В его активе несколько десятков кино- и телеработ, но все и сегодня помнят как недалёкого Шарикова.

Вацлав Дворжецкий

Начал сниматься в 58 лет. Первый фильм — «Щит и меч» (1968).

Кадр из фильма «Щит и меч»
Кадр из фильма «Щит и меч»

Вацлав Дворжецкий — бесспорный лидер рейтинга актёров, стартовавших поздно. Первую роль ему предложили тогда, когда многие карьеру завершают. Режиссёру Владимиру Басову, снимавшему военный детектив, требовался актёр на роль пожилого немецкого аристократа-интеллектуала. Ассистенты сбились с ног, разыскивая кандидатов.

Вацлава Дворжецкого приметили в Горьковском драмтеатре и пригласили его на пробы.

Басов оценил стать возрастного актёра, которую тот, потомок польских дворян, сумел пронести даже через исправительный лагерь (в тридцатые Дворжеций попал за решётку по обвинению в шпионаже),

и дал ему роль. Дебют Вацлава оказался очень успешным, и все последующие годы он много снимался, несмотря на возраст. Роли ему предлагали разные, но, как правило, персонажи Дворжецкого были интеллектами, учёными, как, например в фантастической истории «Через тернии к звёздам» (1980), военными — людьми, на которых хочется равняться.

Кстати, в последний раз он появился на экране в 1993 году, когда ему было уже 82, и это тоже своего рода карьерный рекорд.

А каких актёров, которые начали карьеру совсем не юными, но добились признания, помните вы?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-7

В новых выпусках:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме с автором блога Блог-монолог:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:

Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):

Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):

Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):