Найти тему

Кто убил Льва Толстого? Дзен-сериал

Сцена 4.

ЯСНАЯ ПОЛЯНА. ТЕРРАСА. УТРО.

Солнечное июньское утро на открытой террасе. За большим столом ДУШАН, СОФЬЯ АНДРЕЕВНА, САША и ее подруга ВАРЯ.

СОФЬЯ АНДРЕЕВНА, вооружившись очками и счетами, изучает отчеты управляющего. На террасу входит секретарь Булгаков.

ВАЛЕНТИН БУЛГАКОВ

Там Илья Ефимович уже мольберт поставил, а Льва Николаевича все нет.

СОФЬЯ АНДРЕЕВНА

Он в библиотеке работает. Сейчас позову.

ВАРЯ

А правда, что вечером Гольденвейзер заедет?

САША

И Гольденвейзер и Чертков. И сестра Таня с мужем.

ВАРЯ

Вот здорово! Значит, будет музыка и веселье.

СОФЬЯ АНДРЕЕВНА встает и под неодобрительные взгляды девушек, выходит с террасы.

В гостиной она сталкивается с ТОЛСТЫМ. У него в руках новый дневник.

Кадр из фильма "Последнее воскресение"
Кадр из фильма "Последнее воскресение"

СОФЬЯ АНДРЕЕВНА

Левушка, там уже Репин тебя заждался на пашне.

ТОЛСТОЙ

Соня, взгляни. Я обещал вчера. Это мой новый дневник. И в нем первая запись о тебе.

СОФЬЯ АНДРЕЕВНА (читает вслух)

«Хочу попытаться бороться с Соней добром и любовью.» … Отчего же обязательно надо со мной бороться?

ТОЛСТОЙ

От того, что у нас с тобой разногласия по всем вопросам: земле, религии, продажи прав.

СОФЬЯ АНДРЕЕВНА

Левушка, ну неправда. Какие у нас разногласия? Землю я не могу отдать, она не моя – родовая. Отнять наследство у детей, я считаю, высшая несправедливость. А религиозный вопрос нас не разъединяет. Мы оба верим в бога и добро. Мы оба против насилия и смертной казни. И, наконец, мы оба против роскоши и живем в деревне.

ТОЛСТОЙ

Но ты не хочешь идти дальше: отказаться от прав, все раздать крестьянам и жить свои трудом.

СОФЬЯ АНДРЕЕВНА

А я разве не работаю? Обшиваю тебя и себя, веду все хозяйство. Наконец, я твоим переписчиком работаю. Шесть раз «Войну и мир» переписала, одиннадцать «Анну Каренину»…

ТОЛСТОЙ

Все, что ты переписала чушь и благоглупости.

СОФЬЯ АНДРЕЕВНА

Слава богу, миллионы читателей по всему миру так не думают…

У нас с тобой только одно противоречие, и я не знаю, как его решить. Я не люблю Черткова и люблю тебя. А ты… Ты любишь Черткова и не любишь меня.

БУЛГАКОВ стоит за дверью и все записывает.

ЯСНАЯ ПОЛЯНА. ПОЛЕ. ДЕНЬ.

Девушки - САША и ВАРВАРА, подглядывают за тем, как великий русский художник пишет с натуры великого русского писателя.

Вместе с ними за «чудачествами барина» наблюдают деревенские бабы и мужики.

Впрочем, РЕПИН этого не замечает, он полностью захвачен живописью. Да и как можно отвлечься от такой картины? Высокий, худой, с раздувающийся как парус на ветру рубахе, главный дед России, идет за лошадью, вонзая железные клыки допотопной сохи в суглинистую тульскую землю.

Лев Толстой на пашне. Картина Ильи Репина. Третьяковская галерея.
Лев Толстой на пашне. Картина Ильи Репина. Третьяковская галерея.

ЯСНАЯ ПОЛЯНА. ДОМ. ТЕРРАСА.

Отвлекшись на секунду от бумаг, СОФЬЯ АНДРЕЕВНА смотрит на эту картину в бинокль.

СОФЬЯ АНДРЕЕВНА

Какая бессмысленная растрата творческих сил. Как подумаю, что вместо пахоты да шитья сапог он мог бы еще одну Каренину написать…

ВАЛЕНТИН БУЛГАКОВ

Александр Блок с вами бы не согласился.

СОФЬЯ АНДРЕЕВНА

Кто, позвольте?

ВАЛЕНТИН БУЛГАКОВ

Александр Блок. Поэт. Вот его слова специально выписал:

«Пока Толстой жив, идет по борозде за плугом за своей белой лошадкой, еще росисто утро, свежо и нестрашно, упыри дремлют и слава богу».

И дальше послушайте…

«Толстой идет – ведь это само солнце идет. А если закатиться солнце, умрет Толстой, уйдет последний гений. Что тогда? Дай, господи, долго ему жить».

СОФЬЯ АНДРЕЕВНА

Городскому человеку, конечно, позволено.

ВАЛЕНТИН БУЛГАКОВ

Что, простите?

СОФЬЯ АНДРЕЕВНА

Невежество такое. Во-первых, это соха, а не плуг. А во-вторых, белой масти у лошадей в природе нет. Только серая.