Найти тему

Социальные навыки и школа: что хочет и чему учит

Оглавление

При поступлении ребёнка в школу проверяется ряд показателей, среди которых на первом плане #социальные навыки. Вот что говорится в Стандарте дошкольного образования РФ:

Развитие ребёнка в обществе направлено на то, чтобы он:

  • Усвоил общепринятые правила и нормы.
  • Умел общаться со взрослыми и детьми.
  • Становился самостоятельным, умел ставить цели и идти к ним.
  • Умел сопереживать, был готов к совместной работе.
  • Уважал окружающих.
  • Понимал и ценил свою семью, друзей, воспитателей, детский сад.
  • Охотно участвовал в труде и творчестве.
  • Знал и соблюдал правила безопасного поведения дома, в детском саду, на улице и на природе.

Это ориентиры развития, от которых реальный ребёнок может отличаться по темпам развития. Многие #компетенции опережают своими формулировками этапы развития личности, что не отрицает того факта, что ребёнка следует учить уважать окружающих и наращивать степень самостоятельности.

Так или иначе, при поступлении в 1 класс Вы как #родитель услышите от психолога общую картину готовности Вашего ребёнка к школе, и он может быть готов, готов частично, не готов.

Но в школу его все равно возьмут, если у него нет серьезных отклонений, а Вы считаете нужным отдать его в школу именно в этом возрасте. Как родитель Вы имеете право на определение образовательной траектории для своего ребёнка, и Вы знаете своего ребёнка лучше, чем оценивающие.

Вот ребёнок в школе, родитель горд и уверен, что ребёнок охотно участвует в труде и творчестве, умеет сопереживать, готов к совместной работе. Со всем этим не было проблем в детском саду, а теперь ребёнок в руках опытных учителей, которые научат его школьным правилам, а также базовым навыкам обучения - читать, писать, считать. Школа - именно та организация, которая умеет и будет это делать.

В школе родители сталкиваются с рядом возможных проблем, которые проистекают как будто бы от неумения ребёнка адаптироваться в коллективе. Например:

Ребёнок не может отвечать у доски, у него пропадает речь при мысли о публичном обсуждении его ответа или авторитетном взгляде учителя. При этом ребёнок усваивает материал, получает хорошие оценки за письменные задания.

Ребёнок, как это сейчас говорится, «гиперактивный». Помимо детей с диагнозом СДВГ в эту категорию записывают всех, кто не научился сидеть спокойно на протяжении заданного времени. С точки зрения школы это - не освоенный социальный навык подчинения распорядку.

❓ Или ребёнок «конфликтен». Например, дерётся с одноклассниками. Драться в школе нельзя - нужно рассказать учителю. В результате получается, что: 1) дети не решают свои проблемы, а учатся ябедничать; 2) конфликт разрешается не между его участниками, и зачинщик оказывается в проигрыше; 3) учитель отказывается быть арбитром, не может же он вечно разбираться в детских перепалках. Вердикт: ребёнок не умеет вести себя в обществе.

Не хочет учиться - тоже социальная проблема. Страсть к новым знаниям исходит из стремления выбиться в люди, добиться большего, показать экстраординарные результаты: «Смотрите, на что я способен!».

В современной школе возможность отличиться в лучшую сторону практически отсутствует, ведь оценка «отлично» - это свидетельство соответствия норме, а не «отличия» в лучшую сторону. Вдумайтесь в смысл слова «отлично». А если сделано, как ожидали - это «хорошо».

На моем опыте студенты, придя в МГУ после школы, рыдали над четвёрками. Вы понимаете, они плакали, когда их знания оценивали как хорошие! Это - неразвитые социальные навыки.

О чем говорят эти примеры? ⏩ О том, что #школа учит далеко не всем социальным навыкам, которые понадобятся человеку в жизни. А те, которым учат на практике, не соответствуют задачам самой школы как образовательной организации.

-2

Посмотрите, как образовательный стандарт РФ видит выпускника средней школы:

  • Любит свой край и своё Отечество, знает русский и родной язык, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции.
  • Осознаёт и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.
  • Креативно и критически мыслит, активно и заинтересованно познаёт мир, осознаёт ценность образования и науки, труда и творчества.
  • Владеет основами научных методов познания окружающего мира.
  • Мотивирован на творчество и инновационную деятельность.
  • Осознаёт себя личностью, социально активный, уважает закон и правопорядок, осознает ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством.
  • Уважает мнение других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.
  • Осознанно выполняет и пропагандирует правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.
  • Подготовлен к осознанному выбору профессии, понимает значение профессиональной деятельности для человека и общества.
  • Мотивирован на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Развивают ли все эти социальные навыки в школе?

Избирательно 🤔

⚠️ Поймите меня правильно: Просто находясь в школе, человек осваивает многие правила и способы общения. Поэтому я глубоко убеждена в том, что школа предпочтительна перед другими формами обучения - при наличии осознанного подхода к обучению и готовности решать возникающие проблемы.

Понимать эти навыки, осознавать потребность в них и развивать на перспективу - дело самого ученика. И его родителя. Главное - знать, что взять, а от чего отказаться.

О том, какие социальные навыки принесут реальную пользу ученику и взрослому человеку - в следующей статье 🧡

#образование #навыки будущего #ученик #стандарты образования #развитие личности