По мере приближения к своему завершению строительства газопровода «Северный поток-2» в Польше все чаще и громогласней заявляют, что эта страна скоро не будет вообще нуждаться в российском природном газе. Потому, что на смену ему придет истинно европейский демократический газ из Норвегии, который будет поступать по новому «Балтийскому газопроводу». Его проект появился еще в далеком 2001 году, но тогда по чисто экономическим причинам он было положен «на полку», поскольку оказалось, что покупать тоталитарный российский газ все же выгодней.
Затем еще несколько раз происходила реанимация «Балтийской трубы» и вот в конце 2010-х годов, когда СП-2 начал обретать реальные перспективы, Польша взялась за альтернативный газовый маршрут уже вполне основательно. После целого ряда формальностей и согласований, в апреле 2021 года польский президент Анджей Дуда наконец официально объявил о начале строительства, которое по предварительным планам должно завершиться в конце 2022 года.
Некоторые подрбности проекта «Балтийской трубы»
Строительные работы в Северном море начало специализированное судно-трубоукладчик «Castorone», которое в течение первого месяца уложило по дну 104 км труб, полностью завершив данный участок трассы. Казалось бы, все идет как по маслу и для соединения магистрали с идущим из Норвегии в Германию газопроводом Europipe II вышел другой трубоукладчик — судно Lorelay. Однако, внезапно в дело вмешался Датский апелляционный совет по вопросам окружающей среды, отозвавший ранее данное разрешение на строительство. И теперь компании-оператору газопровода предстоит разбирательство — в какой мере будут защищены.. летучие мыши и сони, которые в ЕС охраняются специальной директивой? Да, вот такие вот внезапные препятствия возникли на пути демократического газа из Норвегии в Польшу..
Правда, 28 июня трубоукладчик все же возобновил свою деятельность и достаточно успешно — за первые трое суток ему удалось пройти 5.7 км. А его владелец заявил, что работы на участке в Балтийском море технически возможно будет завершить до конца текущего года. Конечно, если опять не вмешаются экологи или произойдет что-то другое.
Что самое интересное — база обслуживания «Балтийской трубы» расположена в Мукране - том же немецком порту, где дислоцирован логистический центр СП-2. Да, немцы ребята хозяйственные и денежки считать умеют — если можно заработать их не на одном газопроводе, а на двух — почему бы и нет?
Кстати, когда американцы в прошлом году угрожали СП-2 санкциями, они присылали владельцам порта (его главный акционер — город Засниц) предупреждение, требуя отказать в обслуживании российским трубоукладчикам. Но тогда немцы не поддались на давление, а сейчас этот вопрос снят с повестки дня и по факту потерял свою актуальность, к огорчению как Польши, так и других транзитных стран-лимтрофов.
Немного о перспективах норвежского газа для Польши
Итак, по факту налицо пусть незримая, но все же конкуренция двух проектов, один из которых был принят явно в пику другому. Тем не менее, хотя оба практически наверняка будут введены в эксплуатацию, уже сегодня можно предсказать, что перспективы СП-2 куда более оптимистические. Почему так?
Да потому, что газовые запасы Норвегии постепенно истощаются и уже через несколько лет добыча в этой стране начнет падать. Это уже произошло с норвежской нефтью, добыча которой хоть и достигнет пика в 2024 году, но затем начнет постепенно падать. То же самое произойдет и с природным газом, хоть и несколько позже — ориентировочно на рубеже 2020-х и 2030-х годов. Причина предельно простая — истощение известных месторождений, эксплуатирующихся уже полвека. А новых крупных запасов не находили уже давно, прирост идет за счет всякой мелочи. Так что еще некоторое время Норвегия побудет углеводородным экспортером, а затем эта ее функция уйдет в историю.
И тогда будет очень интересно - откуда Польша физически начнет брать газ для заполнения трубопровода? Российские месторождения не опустеют еще как минимум несколько десятилетий, но весь объем их экспортных поставок наверняка будет забронирован. А продлевать действующий до конца 2022 года контракт поляки не хотят. Такая вот экономическая близорукость получается во имя чисто политических целей, не имеющих никакого отношения к интересам и выгодам страны.
Да, когда русофобия затмевает разум, в итоге всегда получается очень глупо, невыгодно и больно..