Несмотря на статус живого классика, который он имеет в России и в значительной части мира Джон Карпентер остается режиссером недооцененным как минимум в США. Да, неудачных фильмов у него не меньше, чем жанровых шедевров, но количеству последних позавидовали бы многие более именитые режиссеры. Проблема с Карпентером в другом: он как бы застрял в восприятии критиков и киноведов где-то между голливудским мейнстримом и эксплуатационным кино. Вместо того, чтобы как Ридли Скотт снять жанровые шедевры (фантастика и ужасы), а потом уйти в более "серьезное" кино, Джон Карпентер остался на своем волне и продолжил работать в нише, изначально принесшей ему успех. Голливуд 80-х и 90-х такого не прощает: можно заработать много денег на "Парке юрского периода", но затем в качестве "индульгенции" снять "Список Шиндлера". Карпентер в эти игры не играл, поэтому и остался в штатах недооцененным.
Ну а во время прочтения, почему бы не послушать ретровейва от сына Джона Карпентера, Коди? Кстати, один из немногих, кто пишет интересный ретровейв.
Тёмная Звезда (Dark Star), 1974
Режиссерский дебют Карпентера - очаровательная контркульткурная фантастика, снятая за 60 тысяч долларов. Что-то среднее между еще не снятым "Чужим", "Космической одиссеей" и "Госпиталем МЭШ", но снятая хиппарями, очевидно употреблявшими во время съемок разное. Фильм непередаваемого очарования.
Нападение на 13-й участок (Assault on Precinct 13), 1976
Один из важнейших экшнов 70-х, который вдохновил немало будущих боевиков, включая даже первый "Рейд". Согласно легенде, которая вполне может оказаться не просто легендой, Карпентер хотел снять спагетти-вестерн в духе фильмов Леоне, но 100-тысячного бюджета не хватало ни на что, поэтому у него получилась классика минималистического ультражестокого боевика, действие которого происходит в замкнутом пространстве.
Хэллоуин (Halloween), 1978
Фильм, коммерческий успех которого открыл Карпентеру дорогу к большим голливудским бюджетам. Хоть я и терпеть не могу слэшеры, не оценить мощь "Хэллоуина" невозможно. Для своего жанра он сделал не меньше, чем "Космическая одиссея" Стэнли Кубрика для твердой фантастики. Кстати, эти 2 фильма объединяет и то, что они сняты гораздо лучше, чем того требовал жанр.
Кто-то наблюдает за мной! (Someone's Watching Me!), 1978
Следующие 2 фильма Карпентер снимает для телевидения. Принимая во внимание этот факт, понятно, что визуальных изысков в "Кто-то наблюдает за мной" не будет, что совсем не означает что кино вышло плохим. Это неплохой герметичный триллер, снятый под явным влиянием Хичкока, однако такое кино в 70-е гораздо лучше снимал Брайан Де Пальма.
Элвис (Elvis), 1979
Самый нехарактерный фильм во всей фильмографии Карпентера. Биопик Элвиса Пресли с Куртом Расселом в роли Короля. Ценность фильм заключается в том, что именно на его съемках свели знакомство Курт и Джон.
Туман (The Fog), 1980
Последний фильм перед большим голливудским рывком 80-х. "Туман" не принято относить к творческим удачам Карпентера, но мне этот фильм определенно нравится. У него есть проблемы со сценарием, но снят он невероятно атмосферно.
Побег из Нью-Йорка (Escape from New York), 1981
Если бы я составлял топ лучших боевиков 80-х, то "Побег из Нью-Йорка" определенно попал бы в первую пятерку. Это один из определяющих фильмов десятилетия, в котором есть лучшее от кино 70-х и 80-х. Даже актерский состав подобран очень умно: восходящую звезду боевиков Рассела оттеняет ветеран спагетти-вестерна Ли Ван Клиф. Вообще именно спагетти-вестерны в своих наиболее темных и циничных проявлениях более всего повлияли на современную постапокалиптику.
Нечто (The Thing), 1982
Второй бесспорный шедевр за 2 года. На мой субъективный взгляд, "Нечто" получилось даже более впечатляющим фильмом, чем "Чужой" Ридли Скотт. Если там приходилось бороться с жутким, но в целом понятным к финалу существом, то в "Нечто" героям приходится иметь дело именно с непонятной, а оттого более пугающей, сущностью.
Кристина (Christine), 1983
После двух шедевров подряд "Кристина" разочаровывает. Да, это в меру жуткий, в меру забавный, отлично поставленный фильм ужасов по Стивену Кингу, но вместе с тем это чисто жанровая работа, не претендующая на что-то большее.
Человек со звезды (Starman), 1984
Фантастическая мелодрама с Джеффом Бриджесом в роли оказавшегося на земле Инопланетянина. Спилберговский "IT" для немного более взрослой аудитории.
Большой переполох в маленьком Китае (Big Trouble in Little China), 1986
Разудалый фэнтези-боевик, с треском провалившийся в прокате и, как это часто бывает в подобных случаях, ставший в будущем культовым. У фильма немало поклонников, но себя к ним отнести не могу. Фильм застрял где-то между комедийный экшном и откровенной пародией, причем не совсем понятно: так ли было задумано или Карпентер не сдюжил?
Князь тьмы (Prince of Darkness), 1987
Странный фильм. Странный не только тем, что одну из главных ролей исполнил Элис Купер, но и своей концепцией, которая явно опиралась на "Зловещих мертвецов" Сэма Рэйми. Проблема в том, что Карпентер снимал почти серьезное кино; добавь он сюда побольше черного юмора, вышло бы значительно лучше.
Чужие среди нас (They Live), 1988
После провала "Переполоха" Карпентер снимает аналогичное по настроению кино, но с на порядок меньшим бюджетом. Результат получился заметно лучше. Все-таки подобные фильмы получаются лучше всего, когда средства на съемки есть, но они ограничены.
Исповедь невидимки (Memoirs of an Invisible Man), 1992
После двух малобюджеток Карпентер возвращается в "Большой" Голливуд. Его интерпретацию истории человека-невидимки трудно назвать однозначно плохой, но она не работает там, где работать должна. Да, и выбор на главную роль крайне сомнительного комика Чеви Чейза ситуации не помогает. Надо было приглашать Билла Мюррея.
В пасти безумия (In the Mouth of Madness), 1994
Триумфальное возвращение в форму и один из лучших хорроров 90-х, который многие пропустили. Карпентер берет идеи Стивена Кинга и говарда Лавкрафта и создает из них что-то одновременно хорошо узнаваемое, но при этом уникальное и абсолютно свое.
Деревня проклятых (Village of the Damned), 1995
Следующий фильм Карпентера, напротив, оказался посредственностью. Это ремейк очень достойного британского фантастического хоррора 1960-го. И именно тот случай, когда ремейк является бледной тенью оригинала, не схватывающей его крутость и не привносящей ничего своего нового и крутого.
Побег из Лос-Анджелеса (Escape from L.A.), 1996
А вот это пример фильма с репутацией гораздо худшей, чем он того заслуживает. Да, конкуренции с "Побегом из Нью-Йорка" он не выдерживает, но эпоха безвозвратно ушла, а для середины 90-х и 50-миллионого бюджета кино получилось абсолютно авторским, да и количество знаковых актеров в ролях второго плана не может не радовать: Пэм Грир, Питер Фонда, Стив Бушеми, Брюс Кэмпбел.
Вампиры (Vampires), 1998
Последний крутой фильм Карпентера. Только в конце 90-х он наконец осуществил мечту снять спагетти-вестерн. Правда, действие в нем происходит в условной современности и в сюжете принимают участие вампиры и охотники на них. Есть стойкое ощущение, что фильм смог состояться только из-за популярности работ Роберта Родригеса, которого можно с полным правом назвать наследником Карпентера, хотя талантом "учителю" он уступает.
Призраки Марса (Ghosts of Mars), 2001
Трудно сказать, что с этим фильмом не так, но выглядит и ощущается он не как фильм Карпентера, а как типичная бэшка конца 90-х. Заменить Стэттема на Оливье Грюнера, а Айса Кьюба на Эрни Хадсона и не скажешь, что смотришь фильм для большого экрана.
Палата (The Ward), 2010
Казалось, что после провала (во всех смыслах) "Призраков Марса" Карпентер окончательно ушел на покой, поучаствовав только в телевизионной хоррор-антологии "Мастера ужасов". Но он зачем-то вернулся. Зря. "Палата" принадлежит к тому типу фильмов, которые снимаются ради неожиданного сюжетного поворота в финале. Худший тип хоррора.