Найти в Дзене

УАЗ Профи модульного типа (часть 1)

«Модульная платформа» (далее МП) — в настоящее время одно из модных выражений в современном автопроме. МП — это конструктор, который позволяет быстро и недорого разрабатывать и запускать в производство модели автомобилей самых разных классов. Платформой в автопроме принято называть набор решений (конструктивных, дизайнерских, производственных, технологических), которые рассчитаны на создание на одной платформе нескольких моделей автомобилей, часто разных классов или типов. Основа готова — дальше фантазируй. Выигрыш заключается, однозначно, в экономии денег и времени на создание новой машины. Следующий не мало важный момент это организация производства. Модели одной МП идут по конвейеру вперемешку, рабочему не надо особо задумываться об различиях автомобилей, сборочные операции стандартизированы, необходимое оборудование постоянно на месте. УАЗ Профи появился на рынке в 2017 году по проекту ООО "УАЗ" как потенциальный конкурент ГАЗели Бизнес. Тем не менее, затея однозначно провалилась
3D проекции модуля
3D проекции модуля

«Модульная платформа» (далее МП) — в настоящее время одно из модных выражений в современном автопроме. МП — это конструктор, который позволяет быстро и недорого разрабатывать и запускать в производство модели автомобилей самых разных классов.

Платформой в автопроме принято называть набор решений (конструктивных, дизайнерских, производственных, технологических), которые рассчитаны на создание на одной платформе нескольких моделей автомобилей, часто разных классов или типов. Основа готова — дальше фантазируй. Выигрыш заключается, однозначно, в экономии денег и времени на создание новой машины. Следующий не мало важный момент это организация производства. Модели одной МП идут по конвейеру вперемешку, рабочему не надо особо задумываться об различиях автомобилей, сборочные операции стандартизированы, необходимое оборудование постоянно на месте.

УАЗ Профи появился на рынке в 2017 году по проекту ООО "УАЗ" как потенциальный конкурент ГАЗели Бизнес. Тем не менее, затея однозначно провалилась - по итогам года на каждый проданный Профи приходилось 10 ГАЗелей. На рынке спецавтомобилей ситуация выглядела иначе - здесь как раз конкурентов в классе нет.

Например в классе спецавтомобилей - автомобили скорой медицинской помощи (далее АСМП) - из отечественных марок присутствовали Ford Transit, набирающий обороты Гезель Next, основная машина Газель Бизнес, Соболь, ну и УАЗ представлял только буханку в двух исполнениях (низкая и высокая крыша). Реже изготавливались АСМП на базе Mersedes Sprinter, Volkswagen Crafter, Citroen Jumpy, Peugeot Boxer так как это уже база иностранных автомобилей.

До производства УАЗ Профи модульного типа, партнёр ООО "УАЗ" завод по производству спецавтомобилей ООО "АВТОДОМ" на базе УАЗ-3962 изготавливал АСМП тип 39623 класса А (низкая крыша) и класса В (высокая крыша). Модулем конечно это назвать нельзя, но установка стеклопластиковой крыши дала значительную прибавку высоты медицинского отсека.

Унифицированная крыша для тип 39623 для АСМП класс В на базе УАЗ-39625
Унифицированная крыша для тип 39623 для АСМП класс В на базе УАЗ-39625

Одновременно с этим для завода в Нижегородской области который изготавливал стеклопластиковые крыши, принятие участия в разработке и последующем изготовлении модуля для УАЗ Профи сюрпризом не было. Тем более стоимость первых модулей была "космическая".

В настоящее время достаточно часто появляются статьи про модульный УАЗ Профи (например: "Скорая помощь из УАЗ Профи, как тут все устроено", автор которой мягко говоря "лажает"), не скажу так за всю информацию прочих авторов, тем не менее неточности имеются в каждой статье. А дело было так...

Как было описано выше, на рынке спецавтомобилей образовавшаяся ниша подталкивала производителей к её заполнению. И ПАО "ГАЗ" со своими партнёрами-изготовителями спецтехники и ПАО "СОЛЛЕРС" с ООО "УАЗ" с партнёром ООО "АВТОДОМ" активно занялись разработкой. Не могу утверждать, был ли это государственный заказ или производители самостоятельно решили реализовать идею, тем не менее в конце сентября 2017 г. прототипы модулей были представлены Президенту РФ Путину В.В. в рамках выставки пассажирской техники. Нижегородцы представили школьный автобус, ООО "УАЗ" школьный автобус и АСМП.

Ранее об этом никто не писал и в этой статье изложено впервые.... Во первых это по настоящёму были первые прототипы. Штампы панелей пока оставляли желать лучшего. Технология создания модуля из частей была пока далека от идеала. К указанному сроку ни один завод не смог изготовить полный автомобиль. Если читатель присмотрится к фото и обратит внимание на полную тонировку и возможно спросит почему??? Ответ прост - потому что это муляжи. Т.е. модуль мягко говоря как то, сварен, установлен и как то закреплен, а тонированное стекло наклеено прямо на стеклопластик.

Торжественные речи и обещания произнесены, потребности рынка в связи с выходом статей о новых модульных машинах активизировались (медики однозначно заинтересовались машиной), времени на окончание работ осталось всё меньше. Не берусь сказать, чья версия модуля была перспективной, но почему то вспоминая приемку автоматического оружия в 1949 году где победил автомат Калашникова, ульяновская версия запустилась быстрее. Осталось получить разрешительные документы на производство автомобилей. Первый модуль Профи в серию пошёл как автомобиль скорой медицинской помощи.

Первая версия УАЗ Профи АСМП
Первая версия УАЗ Профи АСМП

Впервые полностью готовый и укомплектованный автомобиль скорой медицинской помощи УАЗ Профи был предъявлен на обозрение в декабре 2017 года на выставке "Здравоохранение - 2017", проходившей в ЦВК «Экспоцентр» (г. Москва). Достаточно подробно материал по этому поводу изложен в журнале АВТОРЕВЮ в статье "Профи-медик: первая профессия ульяновской полуторки", имеют место некоторые неточности, а именно: правильное название юридического лица ООО "АВТОДОМ" (без маленьких букв, цифр 73, прибавки к названию "фирма" и т.п.)."Сделан обтекатель, а проблесковые маяки интегрированы в структуру кузова. Выглядит стильно и оригинально.". Первый прототип модульной АСМП не соответствовал положениям ГОСТ и положения Технического регламента в части требований к специальным световым и звуковым сигналам (встроенный в модуль вариант). К моменту выпуска АСМП в серию автомобиль был доработан, требованиям соответствует.

"...Реанимобили будут окрашены в лимонно-желтый цвет..." - процесс окраски модуля в лимонный цвет был временный и непродолжительный (первые панели были только белого цвета), к серийному выпуску производитель панелей модуля выпускал лимонный (для АСМП класса С) и жёлтый (для школьных автобусов) RAL-цвет уже в массе, основной цвет панелей белый.

Проход между кабиной и медицинским салоном - во-1, нужен только для класса С; во-2, и ГОСТ и Технический регламент не делает проход для класса С однозначным для исполнения, наличия сдвижного окна допускается для модульной конструкции (см пункт 1.6.14.6. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877 "Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 018/2011").

Сравнение модулей версий нижегородцев и ульяновцев:

Версия производителя "СТ Нижегородец" (г. Нижний Новгород)
Версия производителя "СТ Нижегородец" (г. Нижний Новгород)
Версия производителя ООО "АВТОДОМ" (г. Ульяновск)
Версия производителя ООО "АВТОДОМ" (г. Ульяновск)

Более подробно о версии СТ Нижегородец рассказывает Грузовик Пресс в статье "Два в одном объёме" . Базовое транспортное средство переработано, что говорит о вмешательстве переработчика в базовое ТС (у версии из Ульяновска базовое ТС без изменений), модуль состоит примерно из десятка частей, в то время (у версии из Ульяновска две боковины + крыша + правая дверь + две задние двери), к сравнению можно добавить ещё одно немаловажное отличие это правая боковая дверь - у Нижегородца она сдвижная широкая, а у АВТОДОМ распашная узкая. Тем не менее, ульяновская версия АСМП УАЗ Профи модульного типа производится серийно (тип 464642 ООО "АВТОДОМ" и тип 128881 ООО "УАЗ"). С 2018 по июль 2021 г.г. отгружено в службы Минздрава РФ в целом по регионам около 1 тыс. автомобилей. Следует отметить что последние пару лет, этот тип АСМП получил популярность и спрос в Казахстане и Беларуси.

Пока ульяновскому модулю конкуренцию нижегородская версия не представляет, так как ещё не запущена в серию. По моему мнению, версия нижегородцев по умолчанию получиться дороже ульяновской.

Несмотря на комментарии читателей и статьи авторов, в которых УАЗ тип 39623 "буханочка" разноситься в пух и прах и говориться что "снята с производства" этот тип автомобилей производится ООО "УАЗ" и активно используется ООО "АВТОДОМ" в качестве базового ТС для производства АСМП и прочих спецавтомобилей. За аналогичный с период с 2018 по июль 2021 г.г. АСМП тип 39623 реализовано около 2 тыс. автомобилей как внутри страны, так и в ближние зарубежье. То есть за многолетний период машина нашла своего потребителя и продолжает пользоваться спросом за счёт более низкой стоимости и проходимости.

В качестве итога изложения, хочу напомнить о том, что предложение всегда рождает спрос. Пока в нашей стране есть деревни, отдалённые районы и бездорожье УАЗ всегда найдет своего покупателя. Жёсткая конкуренция как на потребительском рынке, так и на рынке спецавтомобилей не позволит производителям расслабиться и делать некачественные автомобили.

В следующей статье планирую рассказать о развитии модульной платформы на базе УАЗ Профи и создании других моделей и типов

Модульная АСМП производства СТ Нижегородец
Модульная АСМП производства СТ Нижегородец
Модульные АСМП тип 464642 или 128881 на базе УАЗ Профи, внизу тип 39623 на базе УАЗ СГР. Производитель ООО "АВТОДОМ"
Модульные АСМП тип 464642 или 128881 на базе УАЗ Профи, внизу тип 39623 на базе УАЗ СГР. Производитель ООО "АВТОДОМ"
Медицинский отсек АСМП тип 464642 или 188881 на базе УАЗ-Профи.
Медицинский отсек АСМП тип 464642 или 188881 на базе УАЗ-Профи.
Левый борт медсалона АСМП тип 464642 или 188881 на базе УАЗ-Профи.
Левый борт медсалона АСМП тип 464642 или 188881 на базе УАЗ-Профи.