Найти тему

Толуй–четвёртый (младший) сын Чингисхана, блистательный и воинственный полководец не ставший полноценным правителем

Сын Великого Хана – блистательный и воинственный

Толуй, младший сын Великого Хана, основателя величайшей за всю историю планеты Земля империи, не стал полноценным и полноправным преемником своего великого отца Чингиза по простой причине: талант военачальника вовсе не предполагает административно-управленческого таланта.

И в трудном выборе Чингисхана в том, кому оставить созданную им империю в управление, выбор пал на третьего сына Угэдэя. Который гораздо лучше разбирался в хитросплетениях политики – благо у него для этого были поднаторевшие в таких хитросплетениях учителя из покорённого недавно Китая. Покорённого во многом благодаря воинскими талантам того же Толуя.

Хорезмский поход

Становление его как военного, так и личности происходило в первое десятилетие начала 13 века. Напомним, что именно происходило в эти годы.

  • Хорезмская компания, завоевание областей под правлением хорезмшахов. Толуй всё время находится радом с отцом, и вплоть до взятия города Балха в 1221 году самостоятельных решений не принимал – только учился, выслушивая наставления и впитывая образ мыслей и действий отца.
-2

Балх в этом отношении стал поворотным пунктом карьеры: после его взятия среднеазиатские тумены передаются в полное управление младшего сына, и он начинает брать города-крепости один за другим.

  • Двигаясь на север вдоль русла Кушки, Толуй с войсками 25 февраля 1221 года подходит к Мерву и с группой особо приближённый несколько раз объезжает вокруг крепостных стен, оценивая их способность выдержать штурм. И после недели тщательной разведки начинает его. После двух неудачных вылазок горожан, которые ещё не в полной мере осознали, какая армия пришла в их земли, город был сдан наместником, поверившим обещаниям пощады жителям. Обещания не были выполнены – ибо сопротивляющиеся, по принятым монголами законам, подлежали уничтожению – что и было проделано в чистом поле, куда выгнали всех жителей. В живых были оставлены только 4000 тех, кто владел ремёслами, да небольшое количество детей было угнано в рабство.
  • В рамках этих обычаев не стоит удивляться и отказу Толуя принять капитуляцию города Нишапура. Дело в том, что за год до этого нишапурцы успешно отразили атаку туменов под руководством монгольского военачальника Тогачара. Настолько успешно, что убили и самого командира войска. Таким образом, отказ Толуя принять капитуляцию был актом мести за его смерть. С жителями города поступили также, как с мервцами. Более того: город было приказано разрушить, а землю – перепахать с солью, чтобы на этом месте не смогли жить даже одичалые собаки и кошки.
  • Завоевание Центральной Азии завершилось взятием Герата. Не обошлось без эксцессов: отправленное к правителю города и провинции посольство было казнено не без влияния приказов султана Джелал ад-Дина. Толуй принимает решение о штурме города, отправив, однако, перед ним ультиматум гератцам: немедленная сдача, и в этом случае пощада жителям. Городские ворота после ультиматума были открыты, войско вошло в город…и Толуй держит слово. Однако оно не касается 12 000 воинов султана из городского гарнизона – они все были перебиты. После этого Толуй оставляет в городе своего наместника хоросанца и ещё одного человека из своего ближнего круга, монгола по национальности. И отбывает в ставку отца, посчитав свою миссию в Центральной Азии завершённой.

Война с империей Цинь

После смерти Великого Хана курултай по выборам и утверждению нового собрался не сразу, а только через 2 года, в 1229 году. Всё дело в том, что престолонаследие в империи Чингисхана было не только делом глубоко бесспорным по части передачи власти, но и тщательнейшим образом расписанным. Так, Толуй, как младший сын, становился в период междуцарствия регентом – хранителем власти и традиций. При этом без каких либо попыток узурпации этой власти.

Поэтому дела в империи (как и война) шли своим чередом. Разве что руководство военными действиями в империи Цинь взял на себя сам Толуй. Отстранив от него Субэдея, командовавшего юго-западными армиями. И дела сразу пошли на лад. Что в дальнейшем, уже после смерти Толуя, стало поводом для Мункэ, его первого сына, посмертно объявить отца сначала «доблестным и воинственным императором», или Ин-у Хуан-ди. Позже, через 14 лет, четвёртый сын Толуя Хубилай продолжил традицию возвеличивания имени и добавит к титулам давно умершего отца ещё один посмертный Цзинь-сян Хуан-ди – «блистательный и помогавший император».

-3

Заслуженно ли? А почему нет? Ведь к 1232 году тумены Толуя ворвались во внутренние районы государства чжурчженей и полностью взяли их под свой контроль, завершив, таким образом, оккупацию основных административных районов Срединного Китая.

Регентство

Согласно завещанию Чингисхана его преемником становился Угэдэй. Всё время до его утверждения на престоле курултаем обязанности правителя исполнял именно Толуй. «Регентом» называем его мы – в соответствии с западноевропейской традицией. На самом же деле титул временного правителя в монгольской империи звучал как «отчигин», то есть «хранитель очага». Кроме всего прочего, такое звание автоматически передавало под вечное управление Толуя личный юрт Чингиза – коренную Монголию, откуда и брала начало сама Империя.

Смерть и начало легенды

Символом сыновьей и родственной верности имя младшего сына Чингиза стало, однако, не благодаря военным победам – как бы их не оценивать. Смерть в возрасте 41 года (по другим данным – в 46 лет), была вызвана обрядом приближённых к власти шаманов. Обряд состоялся во время разгара тяжёлой болезни правителя Угэдэя, которая по мнению врачей-китайцев была смертельной. Однако Толуй настоял на обряде дзолик гаргаху, во время которого болезнь переходит на того, кто выпьет воду, заговорённую специальным образом.

И он её выпил. И Угэдэй выздоровел. А Толуй стал чахнуть и спустя несколько месяцев, осенью 1232 года, скончался.

Посмертно Толую было присвоен титул Великий Нойон, имя его, согласно монгольским поверья, перестало употребляться в официальных хрониках, а прах его был упокоен в месте захоронения его отца, называемом Бурхан-Халдун. История была подробно описана в хрониках Юань-ши, где повествуется о Юаньской династии, и стала изустным эпосом народа Монголии вплоть до сегодняшнего времени.

Прошу поделиться публикацией в социальных сетях, со знакомыми и близкими я буду вам очень признателен! Читайте другие публикации нашего канала! Чтобы не пропустить выходы новых публикаций, подпишитесь на канал "Величайшие исторические события"

Хулагу–внук Чингисхана, один из самых талантливых полководцев времён ордынского нашествия на Европу, Ближний Восток и Азию

Коллапс Бронзового века: почему погибли древние цивилизации, давайте выясним

Царь Пирр: величайший полководец после Александра Македонского