– Урс, где твой отряд? – ощерился главарь.
– Они все умерли, Грах, – опустил голову проводник.
– И ты, сучий сын, привёл этого человека сюда? Я зря не вырвал твой поганый язык сразу, когда взял тебя в свой отряд, Урс.
– Ладно, Грах, не заводись, – усмехнулся Виктор, – у каждого - своя судьба. Ты давай собери своих в кучу, а то уже темно скоро станет, а я ещё не ужинал.
Грах повернулся к лагерю и стал отдавать команды.
– Урс, – наклонился к проводнику Виктор, - если один боишься, то можешь взять с собой кого-нибудь из своих, и скачите, позовите сюда моих остальных товарищей, понял? Скажешь им, что ночевать здесь будем.
– Хорошо, – кивнул проводник, и, повернувшись, заспешил к лесу.
Воины Граха, бурча ругательства, сбились в кучу на краю лагеря и сели на землю.
- Мы можем идти, - показал рукой вожак, повернувшись к Виктору.
– Ну, пойдём, – кивнул мальчик и направился к крайнему костру. Проходя мимо сидящих бандитов, он слегка сжал пальцы левой руки, и те попадали в траву. – Грах, у тебя поесть что есть? – спросил Виктор, присаживаясь перед костром на валяющееся бревно.
– Эй, Муру, -обернулся он к стоявшим в стороне слугам, - принеси нам мяса.
– Угу, – кивнул тот и исчез в одном из шалашей. Вскоре оттуда выскочил другой парень с глиняными чашками, в которых лежали куски мяса.
– Грах, расскажи мне, откуда ты пришёл сюда? – попросил Виктор, принимая у парня чашку. Он взял валяющееся тут же копье и, наколов кусок мяса, поднёс его к огню.
– Мы пришли из сухих степей юга, – Грах повторил действия Виктора, - там кочует наш народ. У нас много коней, овец, коров и быков. Мы медленно переходили с места на место за своими стадами. Наши семьи живут в больших кибитках или в юртах, когда мы где-нибудь останавливаемся надолго. Жизнь наша спокойная и скучная, и вот, когда нам это сильно надоедает, молодые мужчины собираются в отряд и идут в набег в чужие края. В этот раз я собрал отряд, – самодовольно хмыкнул вожак, запихивая в рот кусок мяса.
– Грах, я смотрю у вас луки есть, давно?
– Года три, - подумав, показал три пальца вожак.
– А откуда они у вас?
– Как-то на нас тоже напал чужой отряд, и у них были луки. Но нас было больше, и мы переловили их арканами. Луки были у этих чужаков. Потом и мы подучились ими пользоваться.
– Грах, а на охоту вы ходите?
– Только на птицу, – кивнул вожак.
– А рыбу ловите?
– Рыбу, это что такое? – не понял тот.
– Ну, это в реке что живет? – пояснил Виктор.
– А, это нет, не ловим, не умеем, - помотал вожак головой, жуя мясо.
– А молоко у вас есть?
– Молоко есть, – растянул в улыбке набитый рот вожак, – и от коровы, и от лошади, и от коз.
– Вы, наверное, и сыр делаете? – прищурился мальчик.
– Делаем, – кивнул вожак, – мы брали с собой, но сейчас он уже кончился.
– Жаль,- вздохнул мальчик, - я бы сейчас с удовольствием попил молочка.
– Приглашаю, поехали к нам угощу, – засмеялся вожак.
– Грах, ты неплохой парень, – усмехнулся Виктор, - только зачем ты грабишь и убиваешь людей из других племен?
- Так, скучно же, – пожал вожак плечами, – а тут поездим, повеселимся, добычу, какую-никакую, привезём, - он хрипло засмеялся.
– Грах, вот ты тут развлекаешься, а в это время кто-то другой убивает мужчин твоего племени, грабит и насилует ваших женщин.
– Ну, что ж, значит, им не повезло, – равнодушно пожал плечами вожак.
– А на юг ты не ходил? – Виктор дожевал последний кусок и поставил чашку на траву.
– Нет, на юг я не ходил, – покачал головой вожак, - мой брат ходил, – он усмехнулся, – и вернулся оттуда с пятью волками, из тридцати, - он показал число на пальцах. - Поэтому на юг ходить не интересно.
– Там своих разбойников хватает, - усмехнулся Виктор. - Ты куда дальше собирался идти?
– Я ждал свой отряд и завтра хотел уходить на запад, – он показал рукой. – Там ещё никто из наших не был. Я хотел разведать всё, - вожак задумчиво дожевывал мясо.
Послышался топот копыт, на поляну выехал отряд Виктора. Вожак окинул их оценивающим взглядом. – У тебя хорошие воины, шаман, – поцокал он языком. – Хорошо держатся в седлах и луки тоже есть, а вот арканов я не вижу.
- У нас их ещё нет, - кивнул Виктор.- Ребята, ночуем здесь, располагайтесь, - крикнул он подъехавшим. Воины спрыгивали с коней, стреножили и отпускали их на луг. Сами же подсаживались к кострам, доставая еду.
- Ты с ним беседуешь, - подошёл к Виктору Краб.
– Пока только беседую, - пожал плечами мальчик.
– А с воинами его что? – посмотрел Краб на лежащих воинов.
- Отдыхают, - хмыкнул Виктор.
– Ну, и до чего вы тут договорились? – Краб присел рядом с Виктором.
– Да, я вот тут думаю. Грах - боевой парень, ему скучно в своих степях. Он сюда приехал просто повеселиться. Грах, а если я предложу тебе со мной идти на запад, но ты не будешь никого грабить. Ты будешь что-то, вроде моего охранного отряда, а? – Виктор пристально посмотрел на вожака.
– И далеко ты собрался идти на запад, - задумчиво спросил вожак.
- Далеко, Грах, очень далеко. Может получиться так, что обратно ты потом и сам возвращаться не захочешь.
– Я даже не знаю, – пожал плечами вожак, - у половины моих воинов остались в степи семьи, они захотят вернуться.
– Не бери их, Вик,- наклонившись, шепнул на ухо Виктору Краб, - я лучше сам с тобой пойду.
– Ладно, Грах, давай спать, утро вечера мудренее, - Виктор поднялся, - а ты пока подумаешь.
– Угу,- кивнул вожак, оставаясь сидеть.
Виктор с Крабом отошли к своим воинам, устраивающимся на ночь. – Установи дежурство, – посоветовал мальчик Крабу, - и предупреди, что если хоть один его воин встанет, – Виктор кивнул в сторону лежащей в траве шайки, – пусть сразу будит меня.
– Хорошо, - кивнул Грах и стал распределять воинов на ночное дежурство. Завернувшись в шкуру, Виктор лёг на приготовленные Тимом еловые ветки. Тим и Рон пристроились по бокам. Вскоре лагерь уже спал. Лишь часовые бродили у костров, да сидел, о чём-то думал Грах. В полночь лёг спать и он. До утра все спали. С первым лучом солнца лагерь уже был на ногах. Виктор присел на вчерашний ствол и с интересом наблюдал, как Грах, собрав вокруг себя свой отряд, что-то тихо им объясняет. Виктор уже получил от Рона свой завтрак, а спор в отряде Граха не затихал. Наконец, до чего-то договорившись, вожак, оставив воинов сидеть на месте, подошёл к Виктору.
- Как я тебе и говорил, половина отряда хочет вернуться домой,- присел он рядом с мальчиком.
- Это их право, – Виктор равнодушно пожал плечами. – Отдай им всю добычу, своим оставь только коней, снаряжение и оружие. Пусть завтракают, через час выступаем.
Грах, кивнув, отошёл опять к ожидавшему его отряду.
К Виктору тут же подсел Краб,- что решили?
– Половина отряда идёт со мной, остальные возвращаются с добычей в степь,- говоря это, Виктор наблюдал за Крабом.
- Значит, они уйдут безнаказанно?- сузил глаза Краб.
- Ну, не совсем, – пожал плечами Виктор. – Но ты пойми и меня. Я иду на Запад в неизвестные края. Мне воины нужны.
– Да, я тебя понимаю, – уныло кивнул воин, – но и я что-то должен доложить своему вождю.
– Так я тебе и толкую, - Виктор огляделся и понизил голос, – ты сейчас бери своих воинов и уезжай. Ну, к примеру, в ту сторону, – показал Виктор подбородком. – Как отъедете из вида, спрячьтесь. Я через час уведу отсюда тех, кто идёт со мной. Ну, а оставшиеся - твои, - Виктор усмехнулся, - годится?
– Ну, если так, то годится, – улыбнулся довольный Краб, - тогда я пошел. Да, я могу тоже пойти с тобой?
– Ну, наш караван идёт медленно. Так что, если успеешь сделать все свои дела, то догонишь. Если не передумаешь, – пожал плечами Виктор.
- Договорились, - кивнул Краб. Он ушёл к своим воинам, и через пятнадцать минут те уехали. На поляне остались товарищи Виктора и отряд Граха. Все завтракали. Виктор также сидел на бревне и наблюдал за лагерем, жуя мясо. Рядом сидели Тим с Роном.
– Вик, а ты не боишься их брать? – спросил Рон.
– Ну, тебя же я не испугался взять? – улыбнулся мальчик.
– Ну, то я -пацан, а они, всё ж, воины, – пожал плечами Рон.
– Не переживай, разберёмся, – хлопнул Виктор парня по спине, - принеси-ка лучше, что попить. Кивнув, Рон направился к костру, где что-то варили их воины. А отряд Гроха начал делиться. Одни воины, в основном молодые, собирали своё оружие, обмундирование, седлали коней и отходили на край поляны. Другие, выносили из шалашей награбленное добро, паковали в тюки, привязывали их к запасным лошадям. Видя, что отряд Гроха почти готов, Виктор велел Тиму поднимать своих. Кивнув, парень убежал. Через пять минут его люди уже верхом стояли на краю поляны. Рон привёл коня Виктора. Взобравшись на него, Виктор подъехал к Граху. – Грах, если готов, веди людей наверх, Тим за тобой.
– Мы готовы, – кивнул воин и, вскочив на коня, махнул своим воинам. Выждав, когда все сядут верхом, направился к выходу из долины. Следом потянулись воины Тима. Оставшиеся люди Граха сбились в кучу, махая уходящим шапками, и крича пожелания. Виктор, не спеша, ехал последним. На опушке он остановил коня и повернулся к оставшимся.
– Извините, братцы, но вы не должны принести на юг весть, что здесь можно безнаказанно безобразничать. Виктор поднял левую руку и, сжав пальцы, махнул в сторону смотрящих на него воинов. Те подрубленными деревьями попадали в траву. Оглядев поляну, Виктор поспешил за ушедшим отрядом. Выбравшись на равнину, они перестроились. Впереди стал Тим. После недолгих поисков нашли хорошо видимый след каравана и поскакали его догонять. В авангарде каравана их встретил хорошо вооружённый отряд воинов. Но, узнав Тима, пропустили. Виктор представил Валу воинов Граха и, осмотрев пришельцев, Вал одобрительно кивнул и тут же объявил условия нахождения их в караване. Ничего нового для себя воины не услышали и согласились без споров. Вал пообещал выделить им для вещей и отдыха несколько запряженных волами кибиток. Пока воины Граха знакомились с караваном, Виктор рассказал Валу, кто они и откуда, скрыв про участь второй половины отряда.
– Ничего удивительного, - пожал плечами мужчина, - молодежь от скуки и не на такое ещё способна. Но, ничего, у нас им скучать не придётся.
Сообщил Виктор и о встреченном дозоре местного племени, и о том, что может и от них придёт к ним отряд.
– Пусть приходят, – кивнул Вал, - люди нам не помешают, тем более, воины. А вот поменять наши железные изделия на коней не мешало бы,- почесал он затылок.
–Если Краб придёт, предложим, - пожал плечами Виктор.
- Будем надеяться, что приедет, –кивнул Вал. - Я вот что думаю. Раз здесь много поселений, не помешает нам теперь посылать вперёд разведывательные дозоры, чтобы не нарваться вслепую на таких удальцов, как этот Грах, а? – Вал посмотрел на Виктора.
– Это правильно, - согласился мальчик. – Но, нужны ещё по два-три небольших дозора и по бокам. Караван-то наш длинный теперь. Налетят сбоку, награбят и исчезнут, пока с головы или хвоста воины подоспеют.
–Твоя правда, и это надо, – кивнул Вал, - я уже и так всех предупредил, что в окрестностях разбойники, пусть держат оружие под рукой. - Они еще обсудили мероприятия по обеспечению безопасности каравана, и Виктор, навестив свою кибитку, и обняв «жену», поскакал в голову каравана. Отряд Граха находился уже там.
– Нам что делать? – встретил тот мальчика вопросом.
–То, что и раньше, – улыбнулся Виктор, - осуществлять поиск по пути движения, но больше ни на кого не нападать и никого не грабить.
–Хорошо, – кивнул воин, - я разобью отряд на три группы, и мы пойдём как бы полосой, строго на Запад.
– Хорошо, – кивнул Виктор, - но разбивай на две группы. Третьей будет отряд Тима. Он пойдёт посередине, твои - по бокам. Удаление от каравана - на полдня.
– Понял,- кивнул воин, – а как с питанием?
– По пути охотьтесь. Если будет много дичи, сдавайте в караван, а здесь будете брать другую еду. На ночь можете возвращаться в караван.
– Я понял, – улыбнулся Грах, – ну, мы поехали, на сегодня еда у нас ещё есть. И он отъехал к ожидавшим его воинам.
Подъехал Тим, улыбаясь, – а ты?
– А я с тобой, – Виктор хлопнул Тима по плечу, - куда же я без вас? - Дождавшись всех воинов, отряд Тима ушёл вперед, строго на Запад. На второй день объявились воины Краба, и караван остановился. По совету Краба были отобраны железные изделия для его соплеменников, и Вал в сопровождении Краба и отряда Тима отправился к поселянам, для обмена изделий на коней, в которых очень нуждался караван. Виктор поехал с ними. Поселяне встретили гостей приветливо, обрадовавшись привезённому товару. Железных изделий у них было мало, и в основном, привезённых с юга. Поэтому за такое количество они щедро расплатились своими конями и быками. Сторговал Вал и несколько хороших кибиток. Отведя Краба в сторону, Виктор попросил его проследить, чтобы в отобранный табун не попали лошади людей Граха.
– Понял, – смекнул воин и направился к табуну. Расторговавшись, Вал не стал задерживаться и, попрощавшись с новыми знакомцами, вернулся к каравану. С прибытием нового табуна теперь все молодые мужчины табора заимели лошадь. Тренируясь в пути обращению со своим новым «другом», они становились настоящими воинами и наездниками. Примкнувшие к каравану воины Граха и Краба щедро делились воинскими навыками с воинами каравана. Вал, следящий за дисциплиной и обучением, почти каждые пять-семь дней устраивал то соревнования по скачке, то по стрельбе из лука, то ещё что-нибудь, чтобы держать отряд в боевом духе. Молодёжь с удовольствием участвовала в воинских забавах, показывая своё мастерство и удаль, и развлекая стариков и женщин. Так они двигались ещё месяц. По пути встретили ещё два крупных поселения, где также поменяли железо на нужные вещи и еду. На исходе третьего месяца подошли опять к большой реке. На этот раз переправились быстрей, сказался предыдущий опыт. Переправившись и оглядевшись, решили на совете здесь зимовать. Выбрали подходящее место и стали обустраивать поселение. Опять рыли землянки, погреба, ставили защитную изгородь от диких зверей и лихих людей. Виктор, быстро соорудив большую землянку для себя и своих друзей, стал вновь заниматься охотой. К зиме требовался запас мяса. Нужны были и дрова. Девушки ходили в недалекий лес за ягодами, грибами, их тоже требовалось охранять. В общем, подготовка к зиме отнимала всё время и много сил. Но их старания зря не пропали. Снег и мороз они встретили в землянке с приличными запасами дров и пищи. Но и зимой в землянках не отсиживались, охотились, готовили новые кибитки. Как только река замерзла, стали ловить рыбу. Краб научил местных делать сети, и дело пошло веселей. Воины ходили в дальние дозоры. Селений поблизости не обнаружили. Зато рудознатцы нашли приличные запасы угля и руды. Стали поговаривать о том, чтобы задержаться здесь подольше. Совещались и прикидывали долго, и решили, что остаются. Принялись заготавливать лес. Виктор показал местным умельцам, как ставить избы. Первая вышла, конечно, неказистой и перекошенной. Но, с учётом ошибок, другие стали получаться складней. До весны заготовили почти два десятка срубов. Кузни и литейные мастерские Виктор предложил ставить из камня. Нашлась и подходящая глина. И, лишь сошёл снег, работа закипела. Выбрали большой взгорок и стали свозить на него камень. Ставили из камня ограду и в ней сразу кузни, мастерские для литья, обжига посуды. Напротив - дома для жилья. В центре - загон для скота, там же и сараи для них. Места было много. Улицы выходили широкие просторные. Виктор, вспоминая Озёрное, подсказывал правильную планировку. Вырыли несколько колодцев, провели за пределы селения сточные канавы, обложив их камнем и перекрыв каменными плитами. Получилось чисто и надёжно. В общем, лето ушло на обустройство селения. Зимой работы продолжились. Но тут добавилась добыча руды и её выплавка. Виктор со своей командой вновь занимался охотой, обеспечивая селение мясом и рыбой. К следующей весне селение было готово. И Виктор, собрав воинов, предложил разведывательный поход на юг. Набралось два десятка. Взяв вьючных коней, отправились, как только просохла земля. Чем ближе спускались к югу, тем становилось теплее. Кончились леса. Перед воинами раскинулись уходящие за горизонт бескрайние степи. Сейчас они цвели. Виктор первый раз видел цветущую степь и теперь впитывал в себя всю её красоту. Другие воины тоже не остались равнодушными и во все глаза рассматривали окрестности.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЕСТЬ.