«Сказали мне что путь этот приведёт меня к океану смерти и я на полпути повернул назад - теперь всюду меня преследуют кривые глухие окольные тропы»
Сколько карандашных грифелей сточила бумага, сколько скомканных ее клочков проглотили урны в ходе того как умнейшие из людей искали, интегрировали, анализировали, синтезировали информацию и паковали свой опыт в поисках жизненных смыслов и ориентиров. С тех самых пор как нервные ганглии высших животных смогли организовать систему, способную сформировать комплексные нейронные сети чтобы сгенерировать нечто уникальное, самобытное и казуальное - сознание, которое осмысляло и определяло само себя, что происходило впервые на этой планете - нечто было предоставлено само себе в поиске своего замысла. Помимо воистину уникальных суперспособностей к организации и преобразованию материи, а также к формированию вектора цели вкупе с внутривидовой социо-трудовой кооперацией, сознание обладало ещё одним неизбежным, в силу своей природы, знанием - знанием о своей смертности. Знание смертности ставит сознание в ужасное и ничем кроме него не испытываемое положение бесконечного одиночества, тоски, безнадеги, беспомощности и тщетности, что и определяет направление развития человеческой мысли и истории. Осознавая смертность, сознание стремилось организовать свою среду так чтобы сначала отделить себя от внешнего мира - источника смерти (биологическая безопасность - создание искусственной среды), а затем организовать общество так чтобы отделить себя от себе подобных, только более инстинктивных, чтобы бесконечно улучшить свою жизнь и как можно дальше отвести смерть (социальная безопасность - серый туман для толпарей и классовость). Так возникла толпо-элитарная формация того общества, в котором в конечном счёте мы и живем - чем больше инстинктов и меньше сознания, тем ниже в иерархии (и наоборот).
Положение в социальных стратах пусть и является социальным конструктом (как и все, созданное в социуме), но тем не менее оно оказывает определенное действие на индивидуума в т.ч и на биологическом уровне, определяя уровень его серотонина, а значит определяя его внутренний уровень тревоги, потенциал и картину ценностей. Чем ниже в иерархии, тем больше и страшнее проблемы и тем меньше времени на осознание своей самости.
Тем временем, независимо от положения в иерархии в сознании каждого индивида существует определенная система осмысления своего бытия, которая сводится к множеству историй, которые индивид сам себе рассказывает про свою жизнь и себя, а также их совокупный вектор, представляющий собой некую сквозную личную парадигму. Эти истории помогают нашей рациональной части обусловить свое существования путём генерации интенций и их последующим удовлетворением. Известная пирамида ценностей-потребностей это пусть и примитивный, но наглядный способ отразить анатомию внутренних сознательных смыслов, довлеющих над человеком и формирующих его интенции. По мере градуального улучшения жизни людей в социуме, пусть и дистанция между элитой и толпой расширяется, средний уровень жизни уже достиг того момента, когда физиологические потребности удовлетворены, сознание достигло точки невозврата и жаждет продвинуться на следующий уровень - уровень осмысления своего бытия. Здесь нужно сделать небольшую ремарку в сторону существующих психотипов чтобы понимать как осмысляют свою жизнь разные индивиды. Их 4, в зависимости от двух факторов - борьба с инстинктами (биологическое ядро) и борьба со структурными командами (социальное ядро):
Животное (высокая инстинктивная примативность; невозможность противостоять инстинктам и туману - управляющим структурным командам; управляемы, примитивны; смысл жизни - сатисфакция, размножение, доминация силой и ресурсом)
Зомби (средняя или низкая примативность; сопротивление инстинктам; полное подчинение туману - идеальный раб + посредник в управлении животными; смысл жизни - потребление, сатисфакция, управление животными, иерархический инстинкт)
Демон (низкая примативность, высокая осознанность; полное сопротивление как инстинктам так и контролирующим программам; планирование и управление; смысл жизни - власть, конкуренция и иерархия, управление животными и зомби; я-централь)
Человек (низкая примативность, высокая осознанность; полное сопротивление инстинктам и программам, диктатура совести; смысл жизни - снижение энтропии, идеологическое становление и самосовершенствование, планирование и управление во имя высших мотивов, воспитание детей и развитие семей ; мы-централь)
Итак, разобравшись с психотипами, я хочу сделать акцент на том, что дальнейшее касается и волнует только тех, кто метит в последний пункт, т.к для первых здесь слишком много букв, для вторых - слишком большой диссонанс, для третьих - лишняя болтовня об очевидном. Безусловно здесь присутствует элемент прокрустова ложа, но для наших целей этим можно пренебречь. Будучи человеком мыслящим, нравственным и находящимся в условиях диктатуры совести, особенно сложно осмыслять свою жизнь, а это абсолютная необходимость ибо осознание смертности влечёт за собой нужду в осмыслении. Развитое сознание, отрешенное от инстинктов представляет собой структуру, которая работает в двух модулях: ratio и emotio, в которых невозможно находится одновременно. Доля ratio - осмыслять, доля emotio - испытывать. Поскольку развитое сознание приводит к доминации рационального звена, emotio нас сейчас будет волновать в меньшей степени, несмотря на то что именно ему мы обязаны своими желаниями. Отметим, что стагнация в любом из состояний вызывает деградацию разума и разложения личности: для emotio это дофаминовые зависимости любого рода, что приводит к онемению и потере желаний и стремлений; для ratio - запутанные искания, осмысления и рассуждения - потеря смыслов, крах мотивации и саморазрушение. Крах и несостоятельность emotio на мой взгляд очевидны и их разбор оставим господам психотерапевтам, криминалистам и наркологам. С крахом же ratio дела обстоят сложнее.
Логос манит людей с древних времён. Смыслы, идеи, поиск ответов, суть, знания, причины и следствия - это основные атрибуты современной массовой и доминирующей среди думающих людей религии - науки (разумеется наука это точно такая же религия только с другой центральной фигурой)
Вся система пропитана восхвалением логоса, все пронизано восхищением логикой, строгостью и последовательностью человеческой мысли, ее жёсткими требованиями и законами. Тем не менее ничто из имеющегося арсенала не позволяет ответить на основной вопрос - зачем? Язык, понятия и смыслы, которые изобрели люди бесконечно запутали и отдалили людей от лона природы и природных источников информации. В итоге любой мыслящий человек, который решил проникнуть в суть вещей неизбежно столкнётся со следующим:
- невозможно получить точечное отражения реальности в разуме - объективность не более чем выдумка;
- конкретные и универсальные смыслы определить нельзя, поскольку они разбиваются об индивидуальные паттерны потребностей;
- ничто не является ценным по своей сути в отрыве от самого человека;
- осмысляя и очищая свои потребности от туманного мусора, стараясь быть максимально рациональными, мы получаем пустое множество;
В итоге мы оказывается в смысловой ловушке - очевидно, что какой-либо универсальный и нативный смысл отсутствует - жизнь просто начинается и просто заканчивается, оставляя сознание лишь перед фактом оного. Тем временем вся система мотивации человека думающего и совестливого сформирована идеологически - для оправдания собственной деятельности нужен смысл - только ответив на основной вопрос ratio - ЗАЧЕМ, возможна какая-либо деятельность, чья мотивация будет очищена от шумов эмоцио. Очевидно что не ответив на основной вопрос, никакая деятельность, которая будет сонаправлена вектору развития Человека невозможна. Бесконечный поиск без ответов, рациональная стагнация - идеологический тупик.
Помимо краха мотивационно-смысловой основы, вторым компонентом саморазрушения является ещё одно свойство развитого сознания - жадность до потенций.
Под этим мы имеем ввиду тяготение нашего сознания к возможности сохранения множеств вариантов ипостасей и актов внутри нас и недопущение их фактической реализации - мы называем это богатой внутренней жизнью. Воплощение нас самих в чем-то конкретном, выбор чего-то одного всегда означает утерю возможностей для всего остального и неизбежное отождествление себя самого со своей реализацией. Согласно товарищу Н.Бахтину и его размышлениям о боваризме - всякое бытие склонно считать себя чем-то большим чем оно есть. Что до нас, то сам факт наличия богатой внутренней жизни - это трюк развитого мозга, нежелание сознания отождествляться с чем-либо реальным, поскольку внутреннее богатство всегда кажется более обширным чем его реальное выражение, а реальность - вынужденное умаление его возможного величия. Данные положения существенно осложняют выбор деятельности, ее осуществление, а самое главное блокирует осмысление. В итоге деятельность не только не имеет смысла, но также и сам факт ее осуществления противоречит стремлениям сознания сохранить свои внутренние потенциалы нетронутыми премерзкой и мелкой реализацией. Тем не менее, как мы уже говорили выше, стагнация в чистой потенции и отказ от реализации приводит к деградации и разрушению, а значит выводы и интенции ratio должны воплощаться в реальность иначе цикл запускается снова и снова, затаскивая сознание в порочный круг - петлю.
Какой выход из этого круга, как решить идеологический вопрос и оправдать акт реализации - об этом во второй части.