Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин ЗАТУЛИН — один из постоянных участников Ливадийского форума. Его выступления всегда яркие и затрагивают самые злободневные темы Русского мира. В этот раз он обстоятельно разъяснил, на чём следует сосредоточить усилия при формировании законодательной базы, направленной на взаимодействие с соотечественниками за рубежом.
— Есть два пути. Первый — поддержать активистов организаций соотечественников за рубежом. Этим с большим или меньшим успехом занимаются МИД, Россотрудничество и другие структуры.
Но гораздо более продуктивным считаю принять такие законы и решения, которые бы автоматически работали на поддержку наших соотечественников, потому что никогда мы не накормим «семью хлебами» тысячи русских организаций за рубежом. И не сможем, работая с поверхностным слоем активистов, проникнуть в глубины всей нашей многомиллионной диаспоры, которая необязательно участвует в деятельности тех или иных организаций. Из-за того, что у них свои дела, или что-то их не устраивает, или они в принципе люди другого склада. Но в любом случае — это наши соотечественники, и надо предложить такие условия, которые бы вовлекали их в нашу орбиту. Мы говорим о двух главных вещах: гражданстве и репатриации, а также о русском языке, который приобщает к общему древу.
Не раз слышал о карте поляка, которую на разных встречах нам ставят в пример. Карта поляка — фальшивая, «краплёная» карта. Она не выдаётся в Западной Европе и Америке — исключительно на постсоветском пространстве. В отличие от поляков, которые любят играть в карты, у нас другие названия.
В Законе о государственной политике в отношении соотечественников, принятом в 1999 году, записано о выдаче им удостоверения. Запись продержалась до 2014 года, но ни одно удостоверение выдано не было, потому что с самого начала правительство и, прежде всего, Министерство иностранных дел заявили, что не станут заниматься этой работой, иначе будут заблокированы посольства и консульства. И в 2014-м закон изменили, убрав из него слово «удостоверение». Я, будучи депутатом, предлагал тогда ввести декларацию соотечественника, поскольку нам необходимо администрировать понятие соотечественников, если мы хотим дать им реальные права, обещанные в законе, прежде всего — получение гражданства. Не буду рассказывать, что нам пришлось предпринять, чтобы жители ДНР и ЛНР могли это сделать, не выходя из гражданства Украины или своих республик (на других соотечественников это правило пока не распространяется). Только в прошлом году его получили все иностранцы, которые уже живут на территории России. А по моему мнению, его следовало бы распространять только на соотечественников. Никак не удаётся добиться признать соотечественников особой категорией. Поэтому сейчас я вношу закон о репатриации. Это касается не кого-то вообще, а только соотечественников. Рискую навлечь на себя какие-то подозрения, но извините: узбеки и киргизы — не наши соотечественники, а бывшие сограждане. Для них должны быть предусмотрены возможности получения российского гражданства, как и для других народов, имеющих национальный очаг. А соотечественниками являются те, кто жил на территории России, будь то татары, адыги и другие, плюс украинцы и белорусы, поскольку мы считаем их народами единого с нами корня. Так и записано в проекте закона.
Кроме того, необходимо поддерживать организации соотечественников, вкладывая максимум души и заботы. Создайте условия, откройте «шлюзы» и дайте возможность въехать в Российскую Федерацию соотечественникам (это репатриация), получить российское гражданство, в том числе и тем, кто остаётся жить за рубежом. Что плохого в том, что там будут жить граждане России?!
Если бы мы провели эту работу до 2014 года, никакого конфликта на востоке Украины не было бы, потому что половина проживающих там обзавелись бы российскими паспортами, не выходя из гражданства Украины. И кто бы тогда посмел заниматься переворотами и гражданскими войнами?! Вовремя этого не сделали, и только сейчас начали этим заниматься относительно Донбасса. А надо распространить это на всех наших соотечественников за рубежом. И тогда множество людей будет интересоваться не только русским языком, но и российским паспортом, и смотреть на Россию. Деятельность организаций соотечественников этому поможет, но не наоборот. Не заслоняйте работой с организациями необходимость этих общих правил, которые должны быть утверждены.
Подготовила Людмила РАДЕВА
Фото Игоря Охрименко