Найти тему
Пермские Истории

Татьяна Вечеслова: Молотов - голубой город

[1942 год.] Началась жестокая уральская зима. Пятидесятиградусный мороз.

Дорога через Егошихинский лог. 1940-е годы. Фото с сайта www.pastvu.com
Дорога через Егошихинский лог. 1940-е годы. Фото с сайта www.pastvu.com

Приехал из Ленинграда писатель Израиль Меттер. Он еле ходил. Далеко в коридоре гостиницы слышна была его медленная, шаркающая походка. Каждый из нас старался хоть чем-нибудь согреть, накормить его. Он радовался всему: теплу, свету, куску сахара, улыбке людей. Ленинградец был для нас самым любимым, самым желанным гостем. С собой он приносил не только горе, он нес частицу Ленинграда, страдающего, но не сдающегося. В этом, едва заметном дыхании города, в его железном сопротивлении чуялась победа нашей Родины.

Израиль Меттер, писатель, сценарист, педагог
Израиль Меттер, писатель, сценарист, педагог

И чем больше стервенел враг, тем мужественнее становились люди; чем отчаяннее была борьба, тем страшнее и унизительнее было вражеское поражение. Этот мировой пример истории часто вспоминается и в нашей сегодняшней жизни.

-3

А уральский город был хорош весь оледенелый. Голубой город — так я называла его в зимнее время. Деревья в саду перед театром стояли недвижимо. Их заснеженные ветви переплетались, как кружево, и воздух по вечерам был сине-голубой...

В один из таких вечеров я писала:

«Гостиница спит. В ней умолк гул шагов и скрип дверей, только изредка доносится стук костылей - это прошел раненый. Тускло горит лампочка без абажура... В маленьком, тесном номере — четыре человека, они спят — это моя семья. Нет ни одного свободного уголка, все заставлено чемоданами, корзинами, хозяйственной утварью. На спинках кроватей сушится выстиранное белье. На стуле у шкафа стоит огромный чайник, нам дорогой и необходимый. Он сохраняет тепло не хуже термоса, если его спрятать в подушки. В условиях 1942 года — это счастье! Жить и бороться, жить и трудиться, жить и победить! Жить и радоваться будет тот, кто победит! Победит тот, кто прав — значит, победа будет за нами!
17 марта 1942 года».

Центральная библиотека Молотова (Перми). 1940-е годы.
Центральная библиотека Молотова (Перми). 1940-е годы.

Время шло, театр расширял свой репертуар. В его списке значилось до двадцати названий. Группа солистов балета неоднократно выезжала на гастроли по Уралу. Мы были в Свердловске, Челябинске, Оренбурге. Руководители партийных и общественных организаций во всех городах с большим вниманием и заботой относились к нам, актерам.

Мы давали и свои сольные концерты и смешанные, которые состояли из фрагментов спектаклей и самостоятельных номеров.

1 мая 1943 года шел балет «Три мая» в постановке Н. Анисимовой. Первое действие разворачивалось в 1913 году. К. Сергеев исполнял роль студента, я играла роль подпольщицы. Второе отделение - 1936 год — мир. А потом в разгар бала врывался протяжный вой сирены — началась война. Под звуки рахманиновского «Прелюда» я танцевала мать, потерявшую ребенка. В те дни этот танец звучал, как патриотический клич. О нем сохранилась рецензия:

«Искусство, зовущее к мести. Вечера Ленинградского балета. Мягкие тона бархатных голубых драпировок, окаймляющих сцену, в лучах красных прожекторов принимают мрачный багровый оттенок далекого лесного пожара. Беспокойные звуки прелюдии Рахманинова вещают что-то недоброе. На сцене женщина... Сначала вы видите только глаза — «как у испуганной орлицы». Она застыла. Она что-то ищет... И трепетно пробирается вперед, как будто ступая по неостывшим углям. Теперь вы замечаете, что она в рубище, что в ее распущенных, давно нерасчесанных волосах пролегли пряди несвойственно белых седин. Такие седины рождаются вдруг — после пыток и смертного ужаса. Несколько робких шагов и все стало ясным. Тайна неведения раскрылась — и, охваченная ужасом и горем, не знающим границ, ибо нет меры горю матери, потерявшей своих детей! — она в отчаянии, граничащем с безумием. ..Ив ритме трагического танца она передает чувства и переживания матери, у которой фашисты замучили детей. Ноги подкосились. Она ползет, как раненая львица, к своему логовищу и среди хлама находит детскую рубашонку... Еще один вихрь отчаяния, которому, как гром, вторят рахманиновские аккорды. Зал цепенеет в напряжении... Глаза орлицы наливаются кровью. Слезам уже нет места. И вот она застыла — готовая к отмщению. И с нею — весь зрительный зал сливается в едином чувстве.
— Кровь за кровь! Без пощады!»

Татьяна Вечеслова. Лезгинка.
Татьяна Вечеслова. Лезгинка.

...Мы выезжали на гастроли и с солистами оперы: Кашеваровой, Нелеппом, Яшугиным, Фрейдковым. Концерты имели большой успех. В нашу труппу была зачислена балерина Малого оперного театра Г. Кириллова. Поступила к нам молоденькая И. Зубковская, окончившая училище Большого театра. Приближались выпуски Л. Войшнис, Н. Петровой, В. Ухова, И. Бельского, А. Макарова.

Балерина Алла Шелест. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шелест,_Алла_Яковлевна
Балерина Алла Шелест. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шелест,_Алла_Яковлевна

Приехала из Ленинграда молодая, талантливая Алла Шелест. Долго не могла она привыкнуть к тишине, к отсутствию затемненных окон. Она ходила молчаливая, замкнутая. Ужасы бомбежки, обстрелов повлияли на молодую, впечатлительную душу. Постепенно артистка приходила в себя, и с весной она совсем ожила. Часто я наблюдала, как по вечерам в аллее маленького сада Алла, думая, что её никто не видит, танцевала, громко пела, точно пробуждаясь, расцветая, обретая новые силы. Молодость настойчиво требовала жизни, творчества.

Зарема. Алла Шелест. 1942 год. Источник: http://gallery-mt.narod.ru/pages-b/shelest.html
Зарема. Алла Шелест. 1942 год. Источник: http://gallery-mt.narod.ru/pages-b/shelest.html

Помню ее первое выступление в партии Заремы. Она танцевала почти без репетиции, выручая заболевшую актрису. Этот спектакль был у нее как откровение, как торжество вновь обретенной жизни. Радостно было смотреть на одухотворенное юное лицо, на красивые, полные экспрессии пластичные движения. Это было одно из самых пленительных её выступлений в роли Заремы.

А.Я.Ваганова. Фото из архива Академии Русского балета им. Вагановой.
А.Я.Ваганова. Фото из архива Академии Русского балета им. Вагановой.

В Пермь приехала из Ленинграда А. Я. Ваганова. Театр наш работал интенсивно, все набирая и набирая темп. Были поставлены балеты «Гаянэ» и «Три мая», опера «Пугачев» и много концертных номеров. Часто в Пермь приезжали артисты московских театров, музыканты, артисты балета, чтецы. Приезжала О. Лепешинская с П. Гусевым. Их концерты в постановке Л. Якобсона имели огромный успех, особенно у нашей балетной труппы. Разнообразие номеров, мажорное дарование Лепешинской — все это доставило нам, актерам, большую творческую радость.

Сцена из спектакля «Емельян Пугачев». В центре Иван Яшугин (Пугачев). Молотов (Пермь). 1942 Архив Мариинского театра.
Сцена из спектакля «Емельян Пугачев». В центре Иван Яшугин (Пугачев). Молотов (Пермь). 1942 Архив Мариинского театра.

Побывали в Перми Я. Флиер, Д. Журавлев. Сколько замечательных часов провела я, присутствуя на вечерах Журавлева! А после концерта он дарил нас, своих друзей, чудесным продолжением своего вечера, но уже в другой обстановке. Его творческого запала хватило бы еще на целый вечер. Он читал нам и «Кармен», и стихи Пушкина, и «Даму с собачкой». С тех военных лет мы стали большими друзьями. Я очень люблю его талант, манеру чтения. Его необычайная простота, умение проникать в самую глубину образа заставляют меня волноваться, восторгаться, верить. Он умеет самой простой фразе придать особый сокровенный смысл и не только раскрыть мысль автора, но и дополнить её силой своего видения чтеца-артиста.

Дмитрий Журавлёв, советский и российский актер, режиссер, педагог-профессор и чтец. Источник: https://www.kakprosto.ru/amp/967883
Дмитрий Журавлёв, советский и российский актер, режиссер, педагог-профессор и чтец. Источник: https://www.kakprosto.ru/amp/967883

Останавливался в гостинице «Семиэтажка» и М. Царев. Ему негде было жить, он приехал с заболевшей дочкой Машенькой, и мы с мамой приютили его у себя. Помню, однажды вечером он читал у меня в номере монолог Чацкого. И мы, слушая его, понимали, как он стремится работать, как изголодался без театра.

Михаил Царёв. Фотооткрытка. https://ruskino.ru/art/4798
Михаил Царёв. Фотооткрытка. https://ruskino.ru/art/4798

Останавливался и кинорежиссер Лев Арнштам, с которым у нас тоже установилась теплая дружба. Отношения с этими людьми, возникшие во время суровых лет, до сих пор живы и никогда не исчезнут. Я могу подолгу не видеть их, но думаю, что если встречу, то сразу возникнет та ниточка, которая протянулась между нами в суровую годину войны.

Мы будем рады, если вы предложите свою тему для Пермских историй или поделитесь своими воспоминаниями ЗДЕСЬ

Лев Арнштам. Источник фото: https://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43566074209/Lev-Arnshtam.-Iz-kompozitora-v-rezhissyoryi
Лев Арнштам. Источник фото: https://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43566074209/Lev-Arnshtam.-Iz-kompozitora-v-rezhissyoryi

Из книги воспоминаний Татьяны Вечесловой "Я - балерина" (М.,1964).