26,2K подписчиков

10 самых дорогих картин Жана-Мишеля Баскии

3,1K прочитали

Если до 2002 года стоимость самой дорогой картины Баскии не превышала 3,5 миллиона долларов, то сейчас в топ-10 даже нет работ дешевле 35 миллионов.

La Hara (1981), 35 млн долларов

Если быть точнее, то сумма, уплаченная за работу Баскии на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в мае 2017 года, лишь немногим не дотянула до круглой цифры и составила 34 967 500 долларов США. В 1981 году Баския трудился в подвале галереи Аннины Носей в районе Сохо, где предположительно и была написана картина La Hara. Этим словом на уличном сленге в середине прошлого века пуэрториканцы обозначали полицейских, так как в 1940-х годах ирландская фамилия О’Хара была очень распространена среди представителей этой профессии в Нью-Йорке. Это один из редких случаев, когда на работе Баскии изображен светлокожий персонаж, причем в ипостаси свирепого представителя закона. Для художника, особенно в период его увлечения стрит-артом, столкновение с блюстителями правопорядка могло стать фатальным.

Ла Хара. Жан-Мишель Баския, 1981
Ла Хара. Жан-Мишель Баския, 1981

«Поле у другой дороги» (1981), 37,1 млн долларов

Одно из самых ранних монументальных (2,2×4 м) полотен художника было написано во время поездки в Италию. 20-летний Баския прибыл в Модену на свою первую персональную выставку в Европе по приглашению арт-дилера Эмилио Маццоли после того, как тот увидел его работы на выставке New York / New Wave в феврале 1981 года. Художник был совершенно очарован итальянским образом жизни и пышной средиземноморской красотой местной глубинки. Возможно, поэтому «Поле у другой дороги» настолько отличается от привычной атмосферы картин Баскии — нервных, хаотичных и переполненных фактурами и цветом. Спустя год после продажи картины в мае 2015 года аукционный дом Christie’s подал судебный иск на покупателей, которыми оказалась семья Муграби — пара, знаменитая своей коллекцией произведений искусства. Оказалось, они внесли за картину депозит 5 млн долларов, но так и не выплатили остальную часть, что им в итоге пришлось сделать в судебном порядке.

Поле у другой дороги. Жан-Мишель Баския,1981
Поле у другой дороги. Жан-Мишель Баския,1981

«Без названия» (1985), 37,2 млн долларов

18 июня 2021 года на аукционе Sotheby’s в Гонконге безымянный триптих стал четвертой картиной, вошедшей в топ-10 за последние шесть месяцев Картина известна тем, что появлялась на обложке журнала New York Times, когда в нем вышло большое интервью с художником в 1985 году.

Фото, которое поместил на обложку New York Times в 1985 году.
Фото, которое поместил на обложку New York Times в 1985 году.

Учитывая фактор «работы с обложки журнала», картина могла побить очередной рекорд, но в итоге финальные цифры оказались не так уж высоки.

Без названия. Жан-Мишель Баския, 1985
Без названия. Жан-Мишель Баския, 1985

«Воин» (1982), 41,8 млн долларов

В марте 2021 года картина установила рекорд на аукционе Christie’s в Гонконге, став самым дорогим произведением западного искусства на азиатском рынке. Масштабная деревянная панель подорожала более чем на 30 млн долларов за девять лет — с тех пор как известный ценитель искусства Эби Розен, американский магнат немецкого происхождения, заплатил за нее 8,7 млн долларов в 2012 году. Изображение зеленоволосого воина со свирепым оскалом и налитыми кровью глазами выполнено акрилом, аэрозольными красками и масляными мелками.

Воин. Жан-Мишель Баския, 1982
Воин. Жан-Мишель Баския, 1982

«Гибкость» (1984), 45,3 млн долларов

У картины, проданной 17 мая 2018 года на аукционе Phillips в Нью-Йорке, примечательная история создания. После открытия выставки Баскии в Западном Голливуде в 1983 году художник решил на какое-то время перебраться на Западное побережье, чтобы немного отвлечься от нарастающего стресса, в который его погружал арт-мир Нью-Йорка. Баския работал в своей студии недалеко от пляжа в районе Венеция. Однажды он вышел передохнуть на задний дворик студии, огороженный ветхим забором, и был напуган спящим бездомным, который каким-то образом ухитрился проскользнуть сквозь его перекладины. И тогда художник решил избавиться от ограды, ведь если не будет закрытого пространства, то и не будет страха от угрозы вторжения на частную территорию. А останки забора Баския решил использовать в качестве материала для написания картин: в период с 1984 по 1986 годы он написал 17 работ на деревянных рейках.

Гибкость. Жан-Мишель Баския, 1984
Гибкость. Жан-Мишель Баския, 1984

«Пыльные головы» (1982), 48,8 млн долларов

Название картины, поставившей рекорд на аукционе Christie’s в мае 2013 года, отсылает к сленговому обозначению для любителей «ангельской пыли» — наркотика, также известного под названием PCP. Считается, что обе фигуры — автопортреты Баскии, и для этого есть основания. Вся его творческая жизнь прошла в сопровождении наркотиков, и они стали причиной его преждевременной смерти в возрасте всего 27 лет. Картина «Пыльные головы» объединяет сразу два характерных для автопортретов Баскии образа: героя в стилизованной африканской маске и святого с некоторым подобием нимба над головой. Возможно, таким образом художник пытался вместить в себе две противоположные ипостаси — разрушительную и созидающую.

Задурманенные головы (Dustheads). Жан-Мишель Баския, 1982
Задурманенные головы (Dustheads). Жан-Мишель Баския, 1982

Versus Медичи (1982), 50,8 долларов

Картина влетела в чарт самых дорогих работ Баскии буквально на днях: 12 мая 2021 года американский магнат и коллекционер Стив Винн выложил за «Versus Медичи» (versus — значит «против» на латыни) почти полсотни миллионов долларов, что вывело ее сразу на пятое место в списке. По словам Стивена Тортона, бывшего ассистента Баскии в его студии, во время написания этой картины художник был страстно увлечен искусством эпохи Возрождения. В качестве возможного источника вдохновения для «Versus Медичи» Торнтон называет монаха-доминиканца Джироламо Савонарола, который стал единственным лидером Флоренции после свержения правящей семьи Медичи в 1494 году.

Versus Медичи. Жан-Мишель Баския, 1982
Versus Медичи. Жан-Мишель Баския, 1982

«Без названия» (1982), 57,3 миллиона долларов

В мае 2016 года безымянная картина Баскии, также известная под названием «Дьявол», побила очередной рекорд на аукционе Christie’s. Ее владельцем стал японский миллиардер Юсаку Маэдзава, который спустя год приобрел еще одну рекордную картину Баскии, но о ней пойдет речь ниже. Это вторая работа в списке самых дорогих, написанная во время пребывания художника в итальянской Модене и самая масштабная из них — ее размер составляет 2,4×5 метров. Работа считается еще одним автопортретом Баскии, на сей раз в образе дьявола. Новый владелец предпочитает не скрывать искусство от глаз публики и охотно предоставляет «Дьявола» для участиях в различных экспозициях.

Без названия. Жан-Мишель Баския, 1982
Без названия. Жан-Мишель Баския, 1982

«В этом случае» (1983), 93,1 млн долларов

Еще один свежий рекордсмен в списке — работа была продана на Christie’s в Нью-Йорке в мае 2021 года. Прошлым ее владельцем был Джанкарло Джамметти, сооснователь дома моды Valentino. Баскии потребовалось непривычно много времени, чтобы закончить это полотно. Обычно он работал стремительно, словно творя под воздействием сиюминутного импульса, но «В этом случае» он откладывал на несколько месяцев, прежде чем вернуться к ней снова. Как и во многих других работах, изображение содержит анатомические подробности: подбородок и зубы персонажа показаны словно разрезе, будто на рентгеновском снимке. Возможно, такая любовь Баскии к анатомическим нюансам связана со случаем, когда он лежал в больнице после автомобильной аварии в детстве, и мама принесла ему экземпляр «Анатомии Грея» — классического учебника по анатомии, впервые изданного в Великобритании в 1858 году.

В этом случае. Жан-Мишель Баския, 1983
В этом случае. Жан-Мишель Баския, 1983

«Без названия» (1982), 110,5 млн долларов

В мае 2017 года на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке картина Жана-Мишеля Баскии почти в два раза превысила начальную стоимость в 57 млн долларов.

В настоящее время она занимает восьмую строчку в списке самых дорогих картин мира, проданных на открытых торгах, и третье место среди работ послевоенного времени.

Ажиотаж вокруг полотна был вызван тем, что оно не выставлялось публично с того момента, как в 1984 году картина была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 19 тысяч долларов. Помимо этого, это одна из самых яростных работ Баскии, материальное воплощение его неукротимой энергии, злости и бунта. Японский миллиардер Юсаку Маэдзава, за год до этого купивший позицию номер 3 из нашего списка, боролся за свой новый трофей авторства Баскии в течение 11 минут с Николасом Маклином — соучредителем нью-йоркской и лондонской галереи Eykyn Maclean. Полгода спустя он предоставил картину Бруклинскому музею (расположенному как раз в том районе, где родился художник) для участия в выставке «Один Баския». «Было бы безумием хранить это сокровище только для себя», — говорил он в интервью газете «Нью-Йорк таймс».

Без названия. Жан-Мишель Баския, 1982
Без названия. Жан-Мишель Баския, 1982

Оригинал статьи размещен по адресу artchive.ru