Я с детства увлечён военной тематикой, поэтому знаю не только о разновидностях вооружений, но и о героях, отличившихся в период боевых действий. Фильмы на эту тему привлекают моё внимание.
Недавно на экраны вышла картина «Девятаев». До её просмотра я мало, что знал о пилоте. Яркая рекламная кампания, в которой принял участие даже сам Тиль Линденманн, обещала захватывающий блокбастер! Что ещё нужно для мотивации посмотреть новый фильм!? Увы, как это часто бывает, киноистория расходится с реальностью. А создателям не удаётся держать в напряжении весь фильм.
В реальности Михаил Петрович Девятаев родился в 1917-ом в крестьянской семье и был 13-ым ребёнком. Окончив 7 классов, он поступил в Казанский речной техникум, потом – в военно-авиационное училище имени Ворошилова. К моменту начала войны Девятаев уже в строю Красной армии.
Свой счёт сбитым самолётам противника Девятаев открыл 24 июня 1941 года, сбив пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87. Вскоре его переводят из Могилёва в Москву, награждают Орденом Красного Знамени.
23 сентября 1941 года был атакован немецкими истребителями. Один из самолётов противника он сбил, но получил ранение в левую ногу, и врачи отправили его в тихоходную авиацию.
Только в 1944 после встречи с Маршалом авиации с А. И. Покрышкиным вернулся за штурвал истребителя.
Воевал на Первом Украинском фронте, попал в плен. Сразу после допроса его отправили в Лодзинский лагерь военнопленных, где совершил первую попытку побега.
Чтобы понять, что хотели сделать Михаил и его компания, стоит всего лишь вспомнить фильм «Побег из Шоушенка». Да, Девятаев и компания сделали настоящий подкоп и у них бы всё получилось, если бы на них не «настучали» (разумеется, это не идёт ни в какое сравнение с «кроссом» из фильма).
За это он должен был быть казнён. Но парикмахер подменил его карточку на другую, и его отправили в концлагерь на острове Уэздом, одной из особенностей которого были испытания новых ракет «Фау-1» и «Фау-2».
Здесь я кину ещё один "камень в огород" фильма, а точнее главного актёра. С работами Прилучного я не знаком, но лично меня очень сильно отвлекало, что Девятаев до плена был стройнее, чем Девятаев в плену. Учитывая, что дело происходит в нацистском концлагере и в реальности Михаил весил менее 40 килограммов. Словом Прилучный не Кристиан Бэйл.
После долгой подготовки нескольким пленникам, в числе которых был и Девятаев, удалось сбежать. 8 февраля 1945 года 10 узников лагеря угнали немецкий бомбардировщик Heinkel111. За штурвалом, разумеется, находился Девятаев. За ними в погоню отправился немецкий истребитель, но пилот не смог их заметить. Зато это получилось у другого представителя Люфтваффе. Он возвращался с боевого задания. Однако и здесь беглецам повезло – вражеский самолёт не смог атаковать бомбардировщик, из-за отсутствия боеприпасов.
В фильме этот эпизод представлен воздушным боем между бомбардировщиком и истребителем, чего в действительности не было. Да и сложно представить, как это могло происходить, учитывая разный тип и назначение самолётов.
Проблемы беглецов на этом не закончились. Они находились на немецком воздушном судне, из-за этого по ним начали стрелять советские ПВО. Девятаеву пришлось экстренно сажать самолёт на брюхо. Приземлились они в Польше, в небольшом посёлке Голин. Девятаеву удалось не только вырваться из плена и доставить весь экипаж беглецов до занятой нашими войсками территории. Везение и на этом не закончилось. В самолёте находились бесценные карты, с отмеченным на них точным расположением нацистских военных баз. Переоценить важность таких данных сложно! Используя полученные данные, по базам ударил советский флот.
Кстати говоря, после возвращения Девятаева допрашивало КГБ, да и в принципе на него завели дело. Дабы проверить достоверность показаний о побеге. И в фильме это отображено, но как принято у наших «киноделов», что-то из разряда: «Ух какая злая Гыбня докопались до нашего Миши».
В реальной жизни это было вполне логично: пилот в концлагере в котором не было пилотов; угнал бомбардировщик хотя всегда летал на истребителях; погони не было.
После возвращения в СССР семеро из сбежавших снова пошли на фронт. К маю 1945 года в живых осталось только четверо. Один из них – Девятаев. После окончания Великой Отечественной войны у него были проблемы с трудоустройством. В какой-то момент всё же смог стать сначала помощником капитана баркаса «Огонёк», а затем его капитаном. Выпустил две книги о своем побеге. В 2002 году встретился с немецким пилотом, который должен был сбить бомбардировщик Девятаева и в конце того же года умер в Казани.
Кроме упомянутых, в фильме есть и другие несоответствия реальной истории советского пилота. Которая, как мне кажется, гораздо интереснее той, что показана на экране.
Артёмка Матвеев // Очкастые истории