Найти тему
Александр Дедушка

Женщина как прообраз Бога. Уникальный случай, рассказанный Христом

Женщины вообще-то не слишком котировались в древнем мире. Их уделом было домашнее хозяйство и воспитание детей.

И тем не менее Иисус Христос несколько раз делает главными героями своих притч женщин. Мы можем это увидеть в притчах о закваске, десяти девах, о докучливой вдове и потерянной драхме.

В последней притче женщина напрямую становится прообразом Бога, то есть выступает в Его роли. И Христос делает на этом специальный акцент.

Давайте присмотримся к притче:

«Или какая женщина, имеющая десять драхм. Если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет месте комнату и искать тщательно, пока не найдет?

А нашедши созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною, я наша потерянную драхму.

Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15. 8-10).

Эта притча в Евангелии от Луки идет сразу вслед за притчей о потерянной овце, где говорилось о том же, что пастух, имеющий сто овец, пойдет искать, оставив 99 непотерявшихся, одну потерявшуюся. И найдя ее, будет радоваться более, чем о тех, которые оставались с ним.

Пастухами были мужчины, а в притче о драхме – новый поворот. Зачем Христу понадобилась женщина в сходной притче?

Обратим внимание, что изначально у женщины имелось десять драхм. Драхма – мелкая греческая монетка, примерно равная по покупательной стоимости римскому динарию – дневному заработку поденщика во времена Христа.

10 драхм – не ахти какое состояние! Но женщина, потерявшая драхму, не махнула на потерю рукой. Во-первых, она не богата, во-вторых, знает цену деньгам – дневной заработок просто так на дороге не валяется.

Она зажигает свечу, берет веник и начинает тщательно мести пол, шаря им по углам и внимательно вглядываясь в мусор.

Вот тут и становится понятным, почему в этой притче фигурирует именно женщина.

Многие мужчины в данной ситуации просто махнули бы рукой. Одна драхма – невелика потеря! Заработаю еще. Не мужское это дело – с веником шарить по углам и копаться в мусоре…

А вот женщина так рассуждать не будет. Для нее привычное дело – экономить деньги, да и мести пол – тоже входит в круг ее непосредственных обязанностей.

Тем более что потерянная драхма символизирует в притче Христа грешника. Мужчина, который может махнуть рукой на потерю драхмы, не подходит на прообраз Бога. Подходит именно женщина, которая не только не махнет рукой на потерю небольшой монетки, но будет тщательно ее искать.

Именно так поступает Бог. Он никогда не «махнет рукой» на заблудившегося грешника.

Он будет тщательно его искать, чтобы найти и вернуть в свой «денежный оборот». Другими словами – чтобы спасти его душу от вечной погибели и ввести ее Царство Небесное.

Настойчивость женщины в поиске, ее неравнодушие и небрезгливость – лучшая аналогия этим Божеским попыткам спасти каждого человека.

Но это еще не все.

Обратите внимание, как поступила женщина, найдя свою потерянную драхму! Она не обрадовалась в одиночку – она поспешила поделиться своей радостью с соседками и подругами.

Это еще один момент, почему в притче взята именно женщина.

Представить себе мужчину, который со свечой и веником все-таки будет искать потерянную драхму – в принципе возможно.

Но вот представить, что он после ее нахождения, побежит к своим друзьям и соседям делиться радостью – согласитесь, сложно. Уж наверно поостережется – повод-то невелик, как бы не посчитали за малахольного.

А вот для женщины опять здесь нет ничего необычного и экстраординарного. Как и для ее искренних подруг – порадовать за свою небогатую приятельницу.

И опять – лучше, чем женщина никто не может проиллюстрировать ту духовную истину, что Бог не радуется «в одиночку».

Что каждый потерянный и снова «найденный» грешник – это повод для радости не только Бога, но и Ангелов Божиих, как об этом в конце притчи говорит Сам Иисус Христос.

Это действительно сложно представить, но на небе процветает истинный коллективизм – все радости (как и все горести) там переживаются вместе и сообща.

Там нет неразделенной радости одного. Радость становится общим достоянием.

Слабая земная аналогия – ежегодные президентские послания. Когда собирается вся государственная элита, и президент делится всеми достижениями за прошедший год.
И аплодисментами поддерживается всякое достижение – как бы еще раз переживается совместная радость от общих побед и достижений.

На небе только ничего не откладывается и не приурочивается к определенным датам. Любая радость переживается тут же и всеми ее созерцателями и сопричастниками.

В общем, еще раз порадуемся за безымянную женщину, которая с веником и свечой в руках все-таки находит потерянную драхму и бежит поделиться своей радостью с подругами и соседками.

Она стала прообразом Бога в деле спасения каждого человека и открыла нам великие духовные истины.