Найти тему
Матвеев

Как НЕ стать Рок - Звездой (Продолжение - 3)

Этап II. Зарождение

Шаг 3. Поиск единомышленников

На начальном этапе создания команды важно, чтобы у участников была как минимум одна общая точка соприкосновения – желание создать рок группу. Будет замечательно, если к ней добавятся любовь к одному стилю музыки, умение играть на музыкальных инструментах….

При этом отношения между участниками могут быть различными: родственными (AC/DC, RAMONES), дружескими (METALLICA, MANOWAR), любовными (BLACKMORE’S NIGHT). Существуют также такие команды, участники которых вообще не были знакомы до создания группы (SCORPIONS, THE ROLLING STONES).

В любом случае, участники группы – не просто люди, играющие в одной команде – это одна семья. Они поддерживают друг друга и не бросают в беде.

Одним из самых трогательных примеров преданного отношения участников команды друг к другу можно назвать группу DEF LEPPARD. В 1984 году самые престижные залы и стадионы готовы были принять группу к себе на сцену…, но 30 декабря барабанщик Рик Аллен попал в автокатастрофу. Врачи были вынуждены ампутировать его левую руку. Оставшиеся участники единодушно решили не искать нового барабанщика, а дождаться выписки Рика из больницы и продолжить играть вместе. Выход альбома «Hysteria» был отложен до 1987 года. Для Аллена была заказана уникальная ударная установка. И вот, уже на протяжении многих лет, возможно, единственный в мире однорукий барабанщик не теряет веры в себя благодаря помощи друзей и подает пример остальным. Сюда же можно привести в пример гитариста Томми Айоми из BLACK SABBATH, когда Томми чуть не потерял пальцы во время работы на завод, но эту историю и так все знают.

Из личного опыта скажу следующее – играть с родственниками тяжкий труд, так же как вести бизнес или делать ремонт. Но и быть, просто чуваками, которые играют вместе на гитарах – не выход. Самый крепкий коллектив, тот который сплочен не просто общей идеей, но и какими-то ментальными скрепами. Если вас держит вместе просто желание тусить и бухать в этом антураже, а каждая репетиция превращается в пьянку, то может тогда не тратить деньги на репетиционную комнату, а просто пойти в тематический бар?

Когда вы играете в коллективе, для вас это должно быть не бременем, а отрадой. Если учить партии для вас – тяжкий труд, то зачем оно вам? Может быть, стоит пересмотреть приоритеты? Ведь своим отношением вы разваливаете коллектив. Остальные чувствуют ваше отношение и принимают решение заменить вас.

Да, замена участников коллектива, это нормальный процесс. Вы ищите не просто хорошего музыканта, но человека, который поддерживает общий энтузиазм и эмоциональный фон. В этом нет ничего предосудительного, и не надо мне рассказывать, что рок-группа - это семья. Рок- группа - это такой же коллектив, как и везде. Если участник тянет команду вниз, то его заменяют. Когда мне в пример ставят известные команды, которые по 30 лет играют вместе, то тут можно смело сказать – здесь замешаны БАБКИ,БАБКИ,сука,БАБКИ! Они могут ненавидеть друг друга, но пару лямов в месяц на счету сглаживают углы и для прессы и на сцене они супер-друзья, примеров много, перечислять не буду.

Так что да, желание играть музыку есть у каждого, но я сам не раз видел, как при написании материала парни грызутся, просто потому что гитарист любит классический хэви, а ударник индастриал и вместо того, чтобы найти компромисс, смешать жанры начинается возня на тему – мы играем то, мы не играем это, вот это не подойдет, вот это подойдет. Чуваки АЛЁ!!!! Вы тут собрались выяснять чье кунг-фу лучше или музыку играть? Взяли мясной риф как у Круспе, шлифанули соло-партией как у Лайхо, поверх положили речитатив, делаем мощные ударные сбивки и вот вам пожалста, новый подвид метала готов. Все довольны. Мне сейчас об этом легко рассуждать, потому что уже научен опытом, но десять лет назад, я был строго уверен, что нужно мощное грузилово, чтоб чернее черной черноты бесконечности. Сейчас даже смешно вспоминать о том, какие представления у меня были о музыке.

Обращаясь к своему опыту и опыту других музыкантов, скажу – мы всегда ищем то, что еще не звучало, тот риф, который еще не придумали, но в эпоху засилия интернета мы перестали удивляться. Включил ютуб и понеслась, это уже было, это пизжено у тех, этот бит был у этих. Скучно стали жить. Отсюда пропадает энтузиазм, пропадает первородная искра, которая вдыхает жизнь в нас и в наши творения. Я сам уже не помню, когда просто слушал музыку. Слушаешь и понимаешь, что везде идут самоповторы, все друг у друга пиздят рифы, мелодии, тексты. Не путать с данью уважения, когда музыкант намеренно включает «пасхалочку», чтоб взбудоражить ум слушателя.

Ладно, с мотивацией разобрались, идем дальше.

Шаг 4. Имя

Как судно назовешь, так в бирке на ноге и запишут. Название – есть суть вашего коллектива. Публика должна ВАС знать, чтобы иметь представление, на кого ходить, чьи записи покупать или качать в интернете. Важно, чтобы это было оригинальное название (нередки случаи одинаковых Имен, которые позже приходится менять во избежание путаницы или правовых проблем). Название должно устраивать всех участников и соответствовать стилю и духу группы. Играть black metal под названием РОЗОВЫЙ ПЛОМБИР или поп-рок под вывеской ГНОЙНЫЕ КРЫСЫ, по меньшей мере, нелогично, это обманет публику, а ей нужна определённость, слушатели должны сразу представлять себе, что от ВАС можно ожидать. А если ВЫ выбрали коммерческий путь, то для ВАС это исключительно важно. В противном случае, ВЫ не соберёте «свою» публику, а для «чужой» ВЫ и сами вряд ли захотите играть.

С выбором Имени группы нужно быть осторожными: иноязычное название может обладать неизвестным ВАМ разговорным, даже сленговым значением и его смысл может быть, мягко говоря, не совсем таким, какой ВЫ планировали заложить в название.

Выбирая Имя своей будущей группе, Фредди Меркьюри намеренно использовал слово «queen», обладающее помимо основного, разговорным значением. Queen – имеет основное значение «королева», а в разговорном варианте «гомосексуалист».

Выбор Имени – это творческий процесс и куда он вас приведет, зависит от ВАШЕЙ фантазии. Например, Имя группы HELLOWEEN - с буквой «e», а не «a» - сильно напоминает название праздника Halloween. Небольшое изменение в правописании является отражением концепции группы, которая решила быть чуть оригинальнее своих собратьев по металлическому цеху. Кроме того, они играют «музыку из ада» (по-английски «hell»), как заявил однажды Kai Hansen в интервью Metal Hammer.

HELLOWEEN является ярким примером гармоничного сочетания Имени и Легенды группы. О последней поговорим далее.

Еще одним тестом на проверку адекватности названия является следующее - встать перед зеркалом и произнести название в слух. Произнес «Я играю в «Ядерном Тербите»» и не заржал - значит все хорошо, можно открывать фотошоп и с благословения Дани Шаповалова рисовать себе лого. Или слышал еще такой тезис – если через десять лет тебе не станет стыдно за название своей группы, то можно оставить.

Когда Motley Crew придумывали себе название, одним из вариантов был X-MAS. Позже в интервью бас-гитарист Никки Сикс смеялся, каково было бы представляться – «Эй привет, я из Рождества». А название про рождество придумал именно он, просто чтобы побесить народ и вызвать гон со стороны общественности. Но это были 80-е, че с них взять. Не то что наш «Пионер Лагерь Пыльная Радуга».

Но тут мы натыкаемся на особенности нейминга. Это уже из сферы маркетинга и рекламы. Была одна девчуковая поп-панк группа из Омска «PeaseDolls», они сменили название и щас называются вроде «Dakini», но как они ловко обыграли фонетику произносимых слов в первом названии. Если переводить с забугорного, то будет «Мирные куклы», но на русское ухо ложиться матерная форма прилагательного описывающая плохое положение дел.

Из не очень удачных примеров, группа из штата одинокой звезды TEXAS HIPPIE COALITION. Чуваки рассказывают, что название выбрали «чтобы позлить этих долбаных ковбоев со своим ебаным кантри». Почем позлить? Просто в Техасе не любят хиппи. К самой эстетике и посылу группы название не имеет никакого отношения и песенок про мир и одуванчики вы не услышите. Мощное музло, сиськи, бухло, все в лучших традициях метала, но чет ребятам не прет и они, на протяжении своего существования, а это уже почти двадцать лет, являются группой второго эшелона.

Если брать легендарные группы, то в пример пойдет DEEP PURPLE. Про них и так дофига чего написано, но все же, они взяли такое название, просто потому что Ричи Блекмору нравится пурпурный цвет.

Шаг 5. Легенда

У каждого бренда своя легенда – гласит народная рекламная мудрость и это действительно так. Музыкальная группа такой же бренд, а музыка такой-же товар, как например газировка. Если посмотреть на знаменитые группы, то здесь через одного можно услышать историю, как они начинали в гараже, жрали с помойки, а потом покорили своей музыкой какого-то продюсера, который случайно зашел в бар на их выступление пивка выпить. Для чего это делается? А все просто, так слушателю проще себя ассоциировать с музыкантами, так лучше продаются песни и товары, ведь они такие же парни из рабочих районов.

Группы продвигают музыкальное оборудование, инструменты, напитки. Тот же виски JACK DANIEL’S был дешевым сивушным пойлом и музыканты пили его, потому что на другое не было денег, но рок-культура возвела его в статус культового. Так же как в наших широтах, благодаря ленинградским рокерам портвейн «777» получил легендарный статус.

И вот, вы собрались, простые парни, работающие на заводах, в офисах, на стройках и держа в голове идею, чем вы хуже этих забугорных грифодрочеров начали пилить музыку. Но этого мало. Вы должны создать образ и успешно поддерживать легенду.

Легенда должна соответствовать настроению, с которым ВЫ хотите войти в мир рок-музыки. И творчество группы, и его восприятие публикой во многом определяются легендой. Легенда – это серьезная составляющая ВАШЕГО проекта, которая в дальнейшем может оказать большое влияние на музыку, тексты песен, логотип, внешний вид участников команды, Ваше поведение на сцене, оформление сайта…

Примером гармоничного сочетания легенды и эстетики группы можно назвать, к примеру тот же Black Sabbath - Черный Шабаш. Околобиблейские и демонические тексты песен, в сочетании с томными, мрачными рифами и атмосфера полной апатии первых альбомов, только усиливает эффект от коллектива в целом. Вспомните как звучит их первый альбом,обложку этого альбома и дальше объяснять не придется.

Противоположным же примером может послужить название группы NAZARET, которое часто ассоциировали с библейским городом Назаретом. В конце концов, в 1978 году команда выпустила альбом под названием «No Mean City» («Не означает город»), раз и навсегда подчеркнув, что Имя группы не связано с библейским городом.

Легенда – на то она и легенда, что бы жить в веках и завораживать услышавших ее.

Проявите творчество без границ, но на столько, на сколько ВЫ в этих БЕЗГРАНИЦАХ будете уверенно себя чувствовать.

Шаг 6. Формирование состава

Допустим, ВЫ собрали команду людей, объединенных идеей создания рок-группы, придумали имя и легенду.

Следующим шагом необходимо определить, на каких инструментах ВЫ будете играть. Обычно состав рок-группы состоит из барабанщика, басиста, одного или двух гитаристов, вокалиста, клавишника.

Замечательно, если в группе будет человек, владеющий несколькими инструментами (например, сподвижник Бориса Гребенщикова и Вячеслава Бутусова, профессор Санкт-Петербургской консерватории Олег Сакмаров играет на тридцати разновидностях духовых и клавишных инструментах), но этим ВЫ, скорее всего, удивите МИР в будущем. На начальном же этапе хотя бы знание музыкальной грамоты и какое-то владение инструментом приветствуется, однако…если сильно хочется, то Вперед.

Здесь давайте остановимся на музыкальной грамотности. От малолеток часто слышу такой тезис: «А Курт Кобейн вообще нот не знал». Да, и че? Будь круче этого обоссаного нытика, сидевшего на хмуром. Лично я до сих пор плохо знаю нотную грамоту и играть партитуры с листа не умею, но прекрасно читаю табулатуры, что помогает играть на гитаре с листа. Табы в плане гитары удобней, как мне кажется, но даже они записываются на основе нотной грамоты и без знания основных правил записи нот, ты не прочитаешь даже табулатуру. Ключи, форте, пиано, вибрато, леггато, все это надо знать. У любой музыки есть структура, свои этапы развития мелодии и без знания подобных вещей создать целостное произведение достаточно сложно.

И вот ВЫ сидите со своей «новой командой» и обсуждаете, кто же на чем будет играть. В большинстве случаев каждый хочет быть или вокалистом, или гитаристом, что сильно усложняет процесс формирования традиционного состава рок-группы. Каждому хочется быть заметнее для публики.

Многие полагают, что самые заметные участники команды – ВОКАЛИСТЫ и ГИТАРИСТЫ. Однако привлечь внимание публики может любой участник группы своей харизмой или хорошим владением инструмента. Можно вспомнить Лемми из Motorhead или Фли из RHCHP. Говоря о прекрасной половине ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, не возможно не упомянуть о том впечатлении, которое производят на девушек голые торсы барабанщиков или поднятый корсетом эффектный бюст вокалистки. А если девушка, да еще и шпарит на гитаре как фрезировщик шестого разряда, при этом, не теряя своей не уловимой женственной красоты, то тут все парни заляпают слюной футболки, (а может не только слюной и не только футболки) в надежде познакомится с ней, а девушки в зале будут завидовать и думать «почему не я на ее месте».

Если общее желание создать группу будет сильнее личных амбиций, то, в итоге, состав команды будет сформирован.

Теоретически ВАМ будет достаточно вокалиста (можно с гитарой), басиста, гитариста и барабанщика. Но, если ВАМ этого мало, то можно поискать ещё кого-нибудь.

Профессионалам в этом случае чуть проще, они собираются вместе с достаточно конкретным пониманием, кого нужно набрать. Не хватает, скажем, клавишника или скрипача, его и ищут. Так и следует поступать, если вы хотите создать группу – вести целевой поиск. Можно клеить на столбах объявления, писать в газеты, музыкальные журналы, искать в Интернете.

Шаг 7. Начало

Итак, ВЫ создали группу, сформировали состав, знаете, зачем ВАМ это, ВЫ придумали имя, легенду. Что же делать дальше? – Приготовиться к увлекательным, но суровым будням жизни АРТИСТА… Поскольку занятие музыкой – это не праздное время препровождение, а тяжелый труд.

Про Шаляпина (лирическое отступление)

Фёдор Шаляпин всегда приводил в пример людям, считающим, что труд артиста лёгок, историю, которая случилась однажды с ним самим.

Ехал он как-то раз на извозчике – надо было, значит, куда-то срочно добраться. И спросил его извозчик:

– А вы, барин, чего делаете-то?

– Пою, – ответил Шаляпин.

– Барин, я, когда мне весело, тоже пою, – ответствовал извозчик. – Я вас спрашиваю, делаете вы чего?

Это к тому, что поверхностные люди часто думают, что тяжёл только физический труд. На самом же деле интеллектуальная работа часто бывает намного изнурительнее, поэтому с вредной иллюзией насчёт лёгкости труда артиста следует расстаться, если ВЫ решили избрать этот путь. Колхоз, конечно, дело добровольное, но раз впряглись в упряж, то придется пахать вот с этого места и пока не помрешь. Музыка - это не хобби, это образ жизни, образ мысли. Если ты не готов, то можешь дальше не читать.

Ну если готовы, то поехали!