Многие видели, что поверхность некоторых тормозных дисков покрыта сквозными отверстиями, а также продольными канавками. Для чего это вообще нужно? И какую практическую пользу это несет?
Изначально перфорация появилась на гоночных автомобилях, сверлились вентилируемые варианты, так как охлаждение у них лучше, и таким образом улучшали торможение. Стоит отметить - торможение действительно улучшалось, тормозной путь сокращался на 5-10%, что действительно помогало водителям в разных ситуациях.
После этого перфорация стала распространяться и на обычные машины в повседневной эксплуатации, однако все же это осталось элементом тюнинга, а не стандартной опцией производителей. Причиной тому была стоимость таких дисков, металл и технологии производства там другие, что значительно увеличивает стоимость производства.
Для чего нужна перфорация?
Отверстия и канавки, которые сверлятся и наносятся на поверхность, нужны для лучшего охлаждения.
Принцип перфорации следующий: сверлятся от 30 до 50 равномерно расположенных отверстий, которые насквозь проходят тормозной диск. Это увеличивает «продуваемость» всей конструкции, особенно если она вентилируемая, что однозначно хорошо сказывается на охлаждении. Износ тормозных колодок снижается примерно на 10 процентов.
Однако, помимо охлаждения, отверстия эффективно отводят газы, образующиеся при соприкосновении тормозной колодки и металлической поверхности тормозного диска. Такие газы возникают при перегреве самой тормозной колодки, образуется так называемый «граничный слой» между колодками и диском. Аналогичное явление можно наблюдать с шайбой в «Аэрохоккее», когда она с легкостью скользит по поверхности. В случае с тормозами - это скольжение тормозной колодки по металлической поверхности, которое препятствует эффективному сцеплению именно в экстремальные моменты наибольших нагрузок. Перфорация эффективно отводит эти газы, увеличивая сцепление соприкасающихся поверхностей. Также на поверхность могут быть нанесены продольные не глубокие канавки глубиной до 2 мм. Обычно они «косые» и направлены в сторону вращения колеса по ходу движения. Они также отводят газы, хотя не так эффективно, а основное их назначение это борьба с загрязнением колодок. То есть, если образуется пыль или грязь они очень быстро ее убирают, очищая плоскость.
Стоит ли покупать или перфорированные диски или сделать самому?
Многие водители, не разобравшись, своими руками делают такой тюнинг. То есть, сверлятся отверстия собственноручно, а не покупаются новые специальные диски. Правильно ли это? Скорее всего, нет. Большинство таких случаев заканчивается лопнувшей поверхностью тормозного диска. Конечно, купить новые специальные не всегда возможно. Как правило, производством таких дисков занимаются специальные фирмы, которые производят доработанные компоненты для автомобилей из специальных материалов. Поэтому цены выше в 3-4 раза штатных вариантов. Например, на Приору перфорация может стоить от 7000 рублей за пару, тогда как обычные просто вентилируемые, можно купить за 2000 рублей. Если говорить об импортных автомобилях, то цены могут доходить до десятков и сотен тысяч рублей.
Если вы решили сделать перфорацию самостоятельно, то вот несколько советов:
⁃ Не нужно сверлить уже используемый комплект, ведь его скоро нужно будет менять, да и поверхность может быть уже не ровной. Продольные канавки сделать не получится.
⁃ Не сверлите дрелью, отверстия получатся плохого качества - косые. Все работы нужно делать на специальных стационарных сверлильных станках.
⁃ После перфорирования нужно на каждом отверстии снять фаску, иначе задиров на колодках не избежать. Это придаст им дополнительный износ, а не продлит им жизнь.
⁃ Делайте не 50 отверстий, как на профессиональных дисках, это снизит стойкость металла. Достаточно 20-30 штук.
⁃ Заранее планируйте перфорацию. Отверстия не должны быть рядом, расстояние должно быть достаточным. Помимо этого, они не должны проходить в «ребрах» диска, иначе есть вероятность появления трещин и, как следствие - разрушения.
Как и любой механизм, несмотря на свою продуктивность, перфорированные диски имеют свои плюсы и свои недостатки.
Плюсы перфорации:
⁃ Наилучшее, по сравнению со стандартными элементами, замедление автомобиля. Повышается эффективность всей системы за счет увеличенного трения поверхностей.
⁃ Внешний вид. Многие автомобилисты, увлекающиеся спортивным тюнингом, предпочитают такой элемент.
⁃ Во время движения по мокрой дороге на плоских дисках образуется тонкий слой воды. При снижении скорости он ухудшает работу всей тормозной системы. Наличие отверстий позволяет отводить влагу, в результате чего процесс снижения скорости становится более эффективным.
⁃ При торможении, во время трения колодок, резко повышается температура и образуются газы от ее воздействия. Сквозные отверстия позволяют охлаждать тормозную систему и отвести эти газы.
⁃ На колодках появляется тонкий слой, образовавшийся из частиц металла, оседающий при трении поверхностей. Отверстия позволяют очистить поверхность и отводят продукты сгорания.
⁃ Тормозной путь автомобиля при использовании перфорирования ощутимо снижается.
Недостатки перфорирования:
⁃ При движении по некачественному дорожному покрытию, грязь и частицы грунта забиваются в отверстия. Загрязнение приводит к тому, что колодки неплотно прилегают к диску и достоинства перфорирования не проявляются.
⁃ Требуется постоянный уход. Во время мойки автомобиля удалить загрязнения в перфорации затруднительно.
⁃ Сквозные отверстия делают поверхность рельефной, колодки подвергаются быстрому износу.
⁃ Диски изготавливаются из более тонкого металла и требуют частой замены.
⁃ Цена стандартных дисков в два раза меньше.
⁃ Диски с отверстиями склонны к появлению трещин. Подбирать тормозные колодки нужно более качественные.
⁃ Предлагаемый в продаже ассортимент гораздо меньше, чем у стандартных элементов тормозной системы.
При спокойной манере езды, для передвижения в городе подойдут стандартные тормозные диски, которыми комплектуют машины заводы изготовители. Эти комплектующие вполне пригодны для штатных ситуаций и имеют достаточный запас прочности. Несмотря на это, среди достойных автопроизводителей встречаются такие модели, тормозные системы которых не очень эффективно справляются с нагрузками ежедневного трафика. К таким можно отнести Toyota Land Cruiser и Highlander.
В случаях, когда водители предпочитают агрессивный или спортивный стиль вождения, при передвижении по пересеченной местности или по специальной гоночной трассе, лучше поставить перфорированные или слотированные элементы тормозной системы.