Простое светлое платье с декольте, рукав, заканчивающийся выше локтя, примерно на середине плеча. Браслет в конце рукава. Три нитки жемчуга на запястье, яблоко в левой руке. Это описание наряда одной из светских дам девяностых годов восемнадцатого века. В моде простые, свободные платья, гладкие, белые ткани, небрежно падающие локоны.
Простое светлое платье с декольте, рукав, заканчивающийся выше локтя, примерно на середине плеча. Браслет в конце рукава. Три нитки жемчуга на запястье, яблоко в левой руке. Стоп. Что это? Ошибка? Автор снова вставил тот же кусок текста? Ничего подобного. Это описание наряда ещё одной из светских дам девяностых годов восемнадцатого века.
Говорят (сам не пробовал) что для модниц хуже нет, чем увидеть кого-то в таком же наряде, что и у неё самой. А теперь посмотрите на два фрагмента портретов Владимира Лукича Боровиковского (листайте галерею и ищите отличия)
Конечно, опытный взгляд кое-что заметит. У второго браслета есть дополнительные аксессуары. А так, пожалуй что и всё. Ужас! Бедные женщины. Столько стараний и всё прахом. Так ведь не просто были в одинаковых платьях на одном балу, а прямо так и вошли в историю.
Впрочем, пора познакомиться с героинями портретов в полном виде, без штучек с кадрированием.
Про изображённую на первом портрете известно очень мало. Не известно её имя, отчество, возраст. Известно только, что Скобеева была дочерью кронштадтского матроса, которая девочкой попала в дом сановника Дмитрия Трощинского. Впрочем, хозяин дома не происходил из знатного рода. Мелкопоместный украинский шляхтич, дальний родственник Мазепы – не самая хорошая характеристика для того, чтобы сделать карьеру. Он начинал со скромной должности полкового писаря. И тем не менее, выслужился. Не будем сейчас про подробности – талантом ли, везением ли, каким-ли иным способом, характерным для позднеекатерининских времён. В 1793 году он получает «министерскую» должность статс-секретаря (кабинет-секретаря) Екатерины II, то есть заведующего личной канцелярией «матушки», сменив на этом посту самого Гавриила Романовича Державина. Именно в дом к Трощинскому и попала дочь кронштадтского матроса Скобеева. А вот, кстати, и он сам. И тоже на портрете кисти Боровиковского.
Воспитанница стала фавориткой сановника. Обычное дело по тем временам. Но, не спешите с возмущенными возгласами. Судя по портрету, я не могу сказать, чтобы она была очень недовольна своим положением. А потом, прекрасная часть населения нашей страны, ещё недавно рыдавшая над всякими там изаурами и прочими латиноамериканскими сопледавилками вряд ли сочтёт такой метод попадания в высшее общество экзотическим.
Если мы вновь вернёмся к портрету, то можем составить собственное впечатление о его героине. Несмотря на полное отсутствие биографических сведений, можно утверждать, что перед нами характер волевой, цельный, энергичный. Почти self made woman. Помните, это XVIIIй век и для того, чтобы попасть на холст не в качестве модели, надо что-то представлять (по положению или по размеру кошелька).
Но, пора и ко второму портрету.
Катенька Арсеньева запечатлена художником примерно в 17-летнем возрасте. Про неё известно многое. И имя-отчество – Екатерина Николаевна, и год рождения – 1778. Родилась в семье генерал-майора Н.Д. Арсеньева, начальника штаба Суворова. Скорее всего портрет написан в честь окончания «курса» в Воспитательном обществе благородных девиц. Того самого, в Смольном. Так сказать, подарок на выпускной.
Лёгкость, жизнерадостность, весёлость, чистый и светлый, пусть и немного легкомысленный характер. Вот то, что рассказывает нам портрет Екатерины Арсеньевой.
Вы чувствует, что имеете дело с разными людьми? С разными личностями. И совершенно неважно, что они почти одинаково одеты, с идентичными причёсками и предстают перед нами в одинаковых позах.
Вы по-прежнему думаете, что это случайное совпадение? Хорошо, вашему вниманию (пусть и без подробностей) галерея женских образов от Владимира Боровиковского. Тут конечно совпадение не на 99%, как в уже описанном случае, но наряды, причёски и аксессуары не сильно разнятся (насколько я могу судить)
Снова скажу, я не вижу существенной разницы в нарядах. А вот в личностях, характерах, вижу. Значит, личность – всё. Имидж — это так, мелочи, рябь на поверхности. По большому счёту, «прикинуться по-модному» не так уж и сложно. И кстати, все портреты исполнены примерно в одно и то же время. В период с 1795 по 1799. Последние годы царствования Екатерины 2 и правление Павла 1. Может быть стоит перестать порицать и нынешних дам за однообразие? Но, тут я уже вступаю на опасную дорожку, а посему умолкаю.
Напишите, что вы думаете по этому поводу. Кстати, вариант о том, что даже такие мастера как Боровиковский весьма экономно использовали художественные приёмы, также рассматривается