Найти тему
Carrera RS

Внедорожник, который покорил америку. Ford Bronco

Сегодняшнее всеобщее помешательство внедорожниками полвека назад начала та же компания, которая начала всеобщее помешательство автомобилями в целом. В 1965 году Ford выпустил на рынок автомобиль, сделавший массовым сегмент компактных автомобилей повышенной проходимости. Автомобиль этот назывался Ford Bronco.

Ford Bronco 1965
Ford Bronco 1965

Если вы хотели приобрести себе внедорожник в Америке середины 60-х годов прошлого века, опций у вас было немного. Jeep предлагал CJ5 без дверей (фактически, полную копию военного Willys) и премиальный Wagoneer.

Jeep Wagoneer 1965
Jeep Wagoneer 1965

Те, кто не накопил на Wagoneer, могли также рассмотреть к покупке International Scout. Именно International впервые пришла к мысли сделать брутальные военные джипы относительно комфортными и пригодными для гражданской эксплуатации, оснастив их, например, крышей и дверьми. Ford им удалось опередить аж на 5 лет. Помимо SUV, International выпускала коммерческие грузовики, знаменитые красные пожарные машины, а также технику для сада, что никак не способствовало ни силе её бренда, ни наличию широкой дилерской сети и внятной маркетинговой стратегии для легкового подразделения. Как-то умудрившись продать полмиллиона "Скаутов" за двадцать лет, International благополучно загнулась в начале 80-х, не выдержав последствий топливного кризиса. Тем не менее, за свой статус родоначальника всех современных внедорожников, "Скауты" пользуются определённым спросом на рынке классики в Штатах, где хороший экземпляр может легко стоить 35-40 тысяч долларов.

International Harvester Scout 80 1961
International Harvester Scout 80 1961

Впрочем, желающих приобрести SUV в вышеописанные времена было немного. Продажи Bronco в первые года производства стабильно были в 10 раз ниже чем у среднеразмерного седана Fairlane. Вот настолько другим был мир 50 с лишним лет назад и настолько тёмен и неизведан был рынок, на который выходил Ford Bronco.

Просили за Bronco 66-го модельного года в базовой комплектации две с небольшим тысячи долларов (эквивалентно двум третям RAV 4 в переводе на современные деньги). За эти деньги покупатель получал рядную шестёрку с традиционно высоким для американских движков тех времён КПД на 2.8 литра и 105 л.с., только передний ряд сидений, а также дизайн, отчасти подсмотренный у International, отчасти оказавший гигантское влияние на абсолютно все SUV, которые вышли после него. Естественно, за дополнительные деньги в машине могли появиться задний ряд сидений, радио и, конечно же, V8. 289 кубических дюймов, 200 сил, практически такие же ставили на Мустанги и Shelby Cobra. А ещё на седьмом году производства в Bronco появилась автоматическая коробка. В целом, неслыханный набор излишеств для внедорожников тех времён.

Ford Bronco 1970
Ford Bronco 1970

Через пару лет на рынок вышли ответы конкурентов — Chevy Blazer, тот самый Cherokee из сериалов про Сашу Белого и Dodge Ramcharger. Ford же обновил Bronco только в 1978 году в связи с общей депрессией на авторынке в период топливного кризиса.

Ford Bronco 1978
Ford Bronco 1978

Новый Bronco сохранил три двери и мосты спереди-сзади, однако серьёзно увеличился в размерах и набрал жирку (почти полтонны) а также, в соответствии с трендами эпохи, приобрел ещё более нарочито квадратный и угловатый стайлинг. В списке опций появился кондиционер, а V8 стал базовым двигателем, правда экологические нормы и экономия топлива отжали у него сорок с лишним лошадиных сил. Вообще, линейка моторов второго Bronco поражала своей продуманностью — покупатели выбирали из двух, на 5.8 и 6.6 литров. Второй был мощнее первого на две лошадиные силы.

Линейка двигателей настолько понравилась клиентам, что новая генерация Bronco вышла в производство всего через два года, слегка освежился дизайн, топовый движок снова стал выдавать 210 сил. Кроме того, Ford внезапно осознал, что абсолютно прямых дорог не бывает, и оснастил автомобиль независимой передней подвеской.

Ford Bronco 2 1984
Ford Bronco 2 1984

В 1983-м Ford выпустил "маленький" Bronco под названием Bronco II "для молодых потребителей". Создан он был силами исключительно маркетингового департамента Ford, без малейших затрат трудочасов инженеров, с целью дополнительной эксплуатации весьма успешного на тот момент бренда Bronco. В сравнении со старшей моделью, Bronco II укоротился на полметра, получил V6 от европейского подразделения и, прости Господи, турбодизель от Митсубиси на 80 л.с. (напомним, в авто весом полторы тонны). А ещё, из-за просчётов в конструкции подвески, он переворачивался. Переворачивался настолько хорошо и регулярно, что за все 6 лет производства Ford получил по этому поводу исков на 2.5 млрд долларов.

К середине 80-х в Ford окончательно поняли, что одну и ту же машину можно продать не один, и даже не два раза, поэтому начисто прекратили всякие попытки серьезного обновления Bronco. К 1987-му модельному году, очередная генерация получила новую морду, интерьер и инжекторы во всю линейку двигателей. Из опций в машине появилась АБС (правда только на задней оси), кожа в салоне и отключение полного привода с кнопки.

Ford Bronco 1987
Ford Bronco 1987

В 1992-м вышло последнее, до недавнего времени, поколение Bronco. Рестайлинг вышел совершенно ленивым, техническая часть, которая практически без изменений выпускалась уже более 10 лет, снова осталась нетронутой, зато автомобилю опять слегка обновили морду и накидали плюшек, навроде электрозеркал, подушек безопасности и сигнализации с брелоком в жирных комплектациях.

Ford Bronco 1992
Ford Bronco 1992

А ещё Ford "изобрёл" нативную рекламную интеграцию. В 1994 году футболист и актёр О. Джей Симпсон, которого обвиняли в убийстве бывшей жены, решил прокатиться на своём Bronco по хайвею с парой десятков полицейских машин на хвосте. Покатушка активно показывалась телевидением (активно по меркам американского ТВ — это порядка 100 млн зрителей прямой трансляции). В итоге Симпсон сдался, а Bronco ещё раз вошёл в историю.

О. Джей Симпсон на Bronco 5-го поколения
О. Джей Симпсон на Bronco 5-го поколения

К концу 90-х в Ford пришли к совершенно правильной мысли, что внедорожники скоро перестанут быть нишевым продуктом для любителей разного рода активного отдыха, а станут мейнстримными семейными автомобилями, практичность и функциональность в которых будет превыше имиджевой составляющей. Трёхдверный Bronco никак не вписывался в эту парадигму и в 1996-м покинул конвейер спустя тридцать лет и миллион с лишним выпущенных автомобилей.

Одна из множества комплектаций Ford Bronco 2021
Одна из множества комплектаций Ford Bronco 2021

В 2020-м, на фоне безумных продаж SUV в целом, и Wrangler у Jeep в частности, Ford анонсировал возвращение Bronco в двух вариантах — компактном, Bronco Sport, и полноразмерном. Дизайн от самого первого Bronco, турбо-4 на 270 сил и битурбо-V6 на 310, МКПП для самых конченых ценителей и широкий спектр комплектаций, включая злые внедорожные версии с 35-ми колесами на внедорожной резине, блокировками и размыкаемым стабилизатором поперечной устойчивости (зачем заставлять потребителя платить за тюнинг, когда можно заставить его платить нам?). Первые машины Ford обещает начать отгружать клиентам в 2021-м году.

Одна из причин, несомненно толкнувшая Ford на воскрешение Bronco — интерес к Bronco старым. Несмотря на огромное количество выпущенных машин, ценник на них аномально высокий. Хорошо отреставрированный образец первого поколения? $50 000. Очень хорошо? 60+. Капсулы времени из моделей 80-х или 90-х с маленькими пробегами совершенно спокойно могут стоить полтишку. За просто ухоженную машину поздних выпусков с пробегом 150-200+ тысяч километров вполне могут попросить 20-25 тысяч долларов.

Отреставрированный Ford Bronco 1972 ($41 000)
Отреставрированный Ford Bronco 1972 ($41 000)

Причин такому ценообразованию несколько. Во-первых, старые джипы в принципе становятся очень модным аксессуаром в Штатах. Отчасти из-за бурного роста рынка новых SUV, отчасти из-за ностальгического фактора (когда-то в детстве, давным давно, у бати был такой же…). Вторая причина — относительная простота обслуживания. Bronco — простые и надежные, запчасти на них не нужно искать годами и они не стоят пятизначных сумм в долларах как на классические Ferrari. Их можно просто пойти и купить. За копейки, что делает Bronco вполне вменяемой машиной в плане затрат на содержание. На какой ещё столь же модный классический автомобиль из 70-х можно купить комплект сцепления за 100 баксов?

Третья причина — на них ездили. Много. Их никто не жалел, никто не сдувал с них пылинки. Коллекционный интерес к ним начался совсем недавно, порядка пяти лет назад, следовательно дожила до наших дней в добром здравии весьма небольшая часть от выпущенного миллиона. А в коллекционном состоянии и того меньше.

Ford Bronco 1971 с двигателем от Shelby ($70 000)
Ford Bronco 1971 с двигателем от Shelby ($70 000)

Отдельное движение в культе Bronco — рестомоды, восстанавливают так чаще всего самое его первое поколение. Доработки обычно включают в себя установку более свежего и производительного V8, а также внедорожную подготовку: лифт подвески, резина, блокировки дифференциалов — список ограничивается исключительно хотелками заказчика. Ну и его финансовыми возможностями. Требования к финансовым возможностям при покупке готового решения варьируются от качества исполнения — от 45-50 тысяч за варианты без особых изысков до трёх сотен за изделия очень крутых контор, вроде ICON.

Ford Bronco 1972 Custom с двигателем Shelby ($134 400)
Ford Bronco 1972 Custom с двигателем Shelby ($134 400)

К примеру, на недавнем аукционе RM Sothbey’s рестомод на базе Bronco 1972 года был продан за $134 400. Изыск данного автомобиля заключается в сердце от Shelby на 331 кубический дюйм. Тот самый V8, которым можно включить сигнализации у всех машин на парковке. Ну и пугать юных девиц на тротуарах. Помимо двигателя, автомобиль получил традиционный перечень тюнинга в виде дисковых тормозов в круг, задранной подвески и колес неприличных размеров, дабы владелец мог заехать на любой поребрик в Южной Калифорнии, а также каркаса безопасности, на случай, если при покорении поребрика что-то пойдёт не так. Да, как не прискорбно, самое страшное бездорожье, которое теперь увидит в своей жизни этот автомобиль - парковка у торгового центра. Тем не менее, сам факт продажи подобного автомобиля в одном помещении с Enzo и классическими Bugatti говорит о признании “серьёзной” частью автомобильного комьюнити таких проектов. И не только проектов, но и самого Bronco как части высшей лиги классических автомобилей.

Также наш контент можно читать в телеграме и инстаграме. Подписывайтесь!