Найти тему
NITI

ВОЛШЕБНЫЕ КУКЛЫ МЕЧТАТЕЛЯ, ИЗОБРЕТАТЕЛЯ, ХУДОЖНИКА – КАЗИМИРА БРЮ

Есть в мире антикварных кукол свои шедевры и легенды.

Французские куклы Bru Jne – почти несбыточная мечта для многих коллекционеров – слишком редки и дороги.



История фирмы и ее основателя – Леона Казимира Брю (
Leon Casimir Bru) – своего рода зеркало «золотого века» французских кукол, полного удивительной красоты, творчества, изобретательности, временами лишенных коммерческих амбиций ради достижения идеала.


Человек, создавший самых роскошных кукол для французских аристократов, появился на свет в небольшом захолустном городке Корде (
Cordes) в семье ткача Жана и Розали Брю. Законы «Второй Империи» давали возможность всякому, имеющему желание, а главное, идеи, попробовать себя в бизнесе. Леон Брю был третьим сыном в семье. Вооруженный юношеским задором и амбициями, двадцатилетний юноша, без денег в кармане, отправляется покорять Париж.

В наследство от отца ему достались знания.

Леон умел ткать и неплохо разбирался в тканях. Он без труда нашел место закупщика на фабрике одежды и быстро достиг руководящей должности.

В 29 лет он женится на дочери портного  
Аполин Комин. Девушка шила саваны у владельца конторы, обеспечивающей транспортом похоронные процессии.

Молодая чета поселилась в доме, принадлежавшем Андре и Мари Шотарам (
Chautard), в 50-е годы 18 века, создававших кукол. Не имеющие наследников, Шотары, предложили Леону заняться кукольным бизнесом, обещая финансовую помощь.

Как пишут источники, 1 февраля 1867 года, Леон Брю и некий “безымянный партнер” (вероятно 
Андре Шотар) основали товарищество по производству кукол ” Bru Juene et Cie” (“Брю Младший и К.”)

Буквально через несколько лет Леон Казимир Брю не только полностью рассчитался со своим благодетелем, но и смог делиться с ним прибылью.

Первыми куклами новоиспеченной фирмы стали так называемые “модные”куклы (“poupee”), с головами из бисквитного фарфора, резины, или твердой пасты. Бисквитные головы Брю заказывал у лучшего парижского фабриканта Евгения Борруа, выпускавшего свою продукцию без маркировки, или с инициалами E.B.

Брю понимал необходимость выделить свою продукцию и договорился с Борруа маркировать заказываемые им головы названием совей фирмы “B. Jne et Cie” или “B.J.” на обратной стороне плечевой пластины куклы.

Тела у первых кукол были кожаными или тканевыми и набивались пробкой и мелкими опилками. Головы прикреплялись к телу нитками. Одежда была несъёмная, зашивалась прямо на кукле. Парики и костюмы были различного качества и стоимости в соответствии с пожеланиями заказчика.

В 1869 году на фабрике стали делать модных кукол с деревянными телами с шарнирами на талии, локтях, коленях, запястьях и щиколотках.

Никто ранее не делал артикулированных тел для ” модных” кукол с таким количеством шарниров.

Куклы были очень красивы, грациозны. Их костюмы отличались изысканностью и хорошим кроем. Они пользовались огромным спросом у парижских аристократок.

Однако Брю не стал тиражировать своих кукол и наполнять рынок. Мастер предпочел разрабатывать новые модели.

В 1868 году он получил патент на выпуск модной куклы-сюрприза с двумя лицами (спящее и улыбающееся).

Затем Леон создал модель плавающей леди, а так же куклу с музыкальным механизмом внутри.

Но одной из самых знаменитых кукол этого периода стала “улыбающаяся Брю”, запатентованная в августе 1873 года.

Некоторые коллекционеры называют ее “Мона Лиза” из-за загадочной полуулыбки.

Считается, что моделью для этой куклы послужила императрица Евгения, жена Наполеона III.

Второй версией прототипа является улыбающийся ангел над входной дверью кафедрального собора XIII века в Реймсе.

В 1878 году Леон Казимир Брю получает серебряную медаль на выставке в Париже за своих “модных” кукол, проигрывая золотую медаль Эмилю Жюмо с его “Bebe”.

Брю замечает, что вкусы в кукольном мире начинают меняться. На пике популярности оказались куклы совершенно нового типа – “Bebe”, куклы-“дети”. Появившись примерно в 1876 году, кукла нового типа, с пропорциями ребенка, отвечала новым веяниям эпохи.

Это было время проникновения на Запад Восточной культуры. Почитатели знакомились с многовековой традицией японских кукол, внешне напоминавших ребенка. Немецкие и французские компании стали создать подобных кукол в 1851 году, впервые увидев их на выставке в Лондоне.

Разработал новые выкройки кожаных тел, с другими пропорциями, приближенными к пропорциям ребенка. (1:5, соотношение высоты куклы к высоте ее головы, вместо “взрослого” соотношения 1:7 у “модных” кукол).

Новый тип кожаного тела был запатентован Брю в 1879 году и назывался “Bebe Brevete.

Самый ранний вариант такого тела еще повторял дамский силуэт песочных часов, но, уже в 1880 году, тело подверглось существенным изменениям: талия расширилась, грудная клетка и плечи сузились, торс приобрел грушевидную форму, а три центральных шва на спине мягко сформировали округлые ягодицы.

Плечевая часть из бисквитного фарфора стала крепиться к торсу кожаной полоской с фигурной вырубкой с одного края, а нижние части рук от локтя тоже стали бисквитными. Эти ручки, с прекрасно проработанными пальчиками, настоящий фетиш у коллекционеров, так как выполнены на высочайшем уровне.  Дефекты или замены пальчиков являются серьезной утратой, почти наравне с изъянами головы.

Новый вариант тела стал окончательным и использовался долгое время для производства не только “Bru Brevete”, но и кукол “Bebe” второго поколения – “Circle and dot”. Он считается переходным между первым и третьим поколением тел «Bebe». Небольшая разница в крое была. У третьего поколения кукол впереди появились дополнительные вытачки для придания силуэту стройности.

Оригинальная форма головы новой “Bebe”- вот что сделало знаменитой фирму, а куклу – самой дорогой и желанной коллекционной куклой в наши дни.

Самые первые головки “Bebe Brevete”, предположительно, были сделаны скульптором Пьером Мари Франсуа Оге, неподалеку жившем с Леоном Брю. Достоверно известно, что головы кукол второго поколения создал один из самых известных скульпторов Франции – Фердинанд Барбедьен (Ferdinand Barbedienne, 1810-1892.)

В 1879 году появляется “Bebe Modele” на полностью артикулированном деревянном теле с пивотальными шарнирами.

За основу было взято тело от “модной” куклы, приведенное в соответствие детским пропорциям. Все детали были идеально подогнаны.

Позы куклы выглядели очень естественно. Хотя таких кукол фабрика выпускала довольно длительное время, до 1883 года, сделано их было не очень много, из-за дороговизны и сложного, длительного процесса изготовления.

Продолжалось производство и деревянных “модниц”. За это время “Bebe Modele” успевает сменить три головы – “Bebe Brevete”, “Circle and Dot”, затем раннюю  версию классической “Bru Jne”.

В октябре 1879 года Брю получает патент на “Bebe Teteur” или “nursing doll” – куклу “грудничка”, которую можно поить из бутылочки.

Бутылочка соединялась с эластичной трубкой, конец которой вставлялся в открытый рот куклы. Внутри головы находился эластичный резервуар, в который собиралась жидкость.

Сзади головы располагался специальный винт, поворачивая который, можно было опорожнить резервуар, и вода выливалась обратно в бутылочку.

В 1882 году на основе этой куклы была разработана модель “Bebe Gourmand”(“лакомка”), с открытым ртом и подвижным язычком. Ее можно было “кормить” сухой пищей, вроде печенья, или специальной игрушечной пищей. “Еда” попадала в трубку внутри туловища, проходила его насквозь и падала в ноги.

На подошвах обуви куклы были кожаные клапаны, через которые “еду” можно было достать.

Производство “Bebe Teteur” и “Bebe Gourmand” продлилось до 1888 года. Сейчас такие куклы очень большая редкость.

Разработанная для этих кукол голова, оказалось очень удачной. Использовалась и для простых кукол, без механизма внутри. Отверстия во рту и на затылке не вырезали, но техническая отметка в виде круга с точкой (место крепления винта) осталась.  Ранее считалось, что это своеобразная маркировка молда, поэтому среди коллекционеров эти куклы стали называть “Circle and Dot” (“круг и точка”).

Но самая прекрасная и совершенная модель, производство которой началось в 1882 году – это, несомненно, “Bru Jne”.

Кожаное тело ранних кукол изменилось на более стройное, за счет выточек впереди.

В 1883 году руки куклы стали подвижными. Верхняя часть, металлическая основа, обтянутая кожей, с круглым деревянным плечевым шарниром, крепилась к торсу. Нижняя часть из бисквитного фарфора удлинилась до локтя, оканчиваясь шарниром с двумя отверстиями по бокам.

Крепится к верхней части руки с помощью болтов.

Таким образом кукла могла очень естественно сгибать ручки в локтях. Новая “Bebe” маркировалась на затылке словами “Bru Jne” и номером размера. Изменилась лепка лица, кукла стала выглядеть более взрослой.

Ее особенный, словно погруженный в себя взгляд, волнует коллекционеров и любителей прекрасного по сей день.

Необычайную глубину взгляду придавали стеклянные глаза с очень выпуклой радужкой, так называемые “enamel”  или “paperweight”. Эти глаза, так называемые “human eyes”, в 1879 году изобрел Эмиль Жюмо. Хрустальный “купол”, закрывал радужку и зрачок, что придавало глазам объем и глубину. Производили их на фабрике Guepratte, занимавшейся до этого изготовлением искусственных глаз-протезов для людей.

Такие глаза делались в затемненных мастерских, часто – молодыми девушками, манипулирующими расплавленными эмалевыми стержнями.

Работа была вредной, часто девушки частично и полностью слепли.

Конец эмалевого стержня расплавлялся в пламени паяльной лампы, от него отделялся кусочек, снова опускался в пламя и затем – расплющивался на кулере.

Расплавленный кончик стержня из цветной эмали фиксировался в центре глаза. Затем осторожными движениями цветной слой смешивался с белой основой – так прорисовывалась радужка. Цветная область закрывалась прозрачным куполом – и казалось, что зрачок “висит” над радужкой, чем и достигался эффект “живого” глаза.

Эти глаза поистине завораживают

Лицо куклы третьего поколения и артикулированные фарфоровые руки с шарнирами стали последним творением Леона Брю.

На пике своего успеха Брю решает оставить бизнес. Не осталось сведений о мотивах подобного поступка, есть предположения, что творец и изобретатель по натуре, Казимир Брю стал тяготиться административной волокитой. Когда представилась возможность передать свое дело в хорошие руки, он использовал ее.

Анри Шевро не только сохранил славу имени Брю, но и прославил собственное имя.

Он неукоснительно придерживался, высокого уровня качества и изысканности, достигнутого ранее основателем. Но это уже совсем другая история.

В современном мире куклы Брю – это произведения искусства, являющиеся культурным феноменом.

В связи с их крайней редкостью и дороговизной, развивается искусство реплик этих чудесных кукол, некоторые из которых могут поспорить ценником с редкими антикварными куклами.

Сегодня мало авторов, которые могут достичь мастерства и утонченности антикварных кукол Bru своих работах. Среди признанных мастеров, специализирующихся на репликах Брю, выделяются японский мастер Саюри Синн (США)

Реплики этих авторов очень ценятся у коллекционеров и представляют собой подлинные произведения искусства.

В первый раз увидев фотографию Bru Jne, я твердо решила научиться делать реплики на максимально высоком уровне. Сейчас я расписываю кукол, собираю их, и создаю для них аутфит.




Но в будущем мне бы очень хотелось освоить изготовление этих кукол, соблюдая все старинные технологии производства. А это: снятие гипсовых форм с оригинала, изготовление и обжиг фарфоровых отливок, роспись фарфора специальными красками с поэтапным обжигом, пошив тела по антикварным выкройкам.