Ностальгия или жизнь?

 "Тоска по прошлому" - какое слово здесь определяющее? Я думаю, что первое - тоска. А тоска, как мне представляется, есть тяжёлая форма безделья.

"Времена не выбирают,
В них живут и умирают,
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять,
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять…"

(Александр Кушнер)

"Хватит ностальгии,
Всё равно нулю.
Времена другие -
Их теперь люблю"...

(А это уже я)

"Тоска по прошлому" - какое слово здесь определяющее? Я думаю, что первое - тоска. А тоска, как мне представляется, есть тяжёлая форма безделья. Тоска по утраченному, умершему, распавшемуся - есть продолжение утраты, умирания, распада. Тоска по прошлому и представление его в розовом, слишком розовом цвете – не есть ли уничтожение нашего настоящего и будущего?

Эффект «розового прошлого» - очень опасный самообман.

А можно ли к прошлому подходить по-другому? С пользой для настоящего и будущего? Можно, если учиться помнить светло, тепло, с благодарностью. Если так вспоминать, к примеру, своё детство - своих родных и друзей. Если вспоминать так свои прежние славные дни; если так вспоминать ту любовь, которая у вас была и когда-то грела. Это и вам прибавит сил, и станет хоть чуточку легче и лучше тем, о ком вы т а к вспомнили. Пусть даже кто-то из этих людей... уже далеко.

Да, такая работа с прошлым потребует усилий - как и всякое движение вверх. Тоска же накатывает сама собой - как всякое движение вниз.

Советское время во многом было замечательным. Это действительно так. Я лично считаю гибель Советского Союза одной из величайших трагедий в нашей истории. Последствия этого аукаются нам до сих пор. Не люблю, когда кто-то с презрением говорит слова «совок», «совковый». Советская цивилизация дала жизнь нашему поколению, и во многом до сих пор мы пользуемся её наследием. И мне очень стыдно за то, что я в годы перестройки, будучи школьником, поддался «демократической пропаганде» и был активным антисоветчиком, поддерживая националистов и сепаратистов в Прибалтике, Молдавии, на Украине и в Закавказье.

Тем не менее, я почему-то уверен, что если бы какой-нибудь добрый волшебник махнул бы палочкой и перенёс бы всех недовольных и тоскующих из нынешнего времени в советское – эти люди остались бы такими же недовольными и тоскующими. Если не хуже.

Тот, кто недоволен сейчас - будет недовольным всегда. Вернувшись в "розовое прошлое", он бы наверняка стал роптать на очереди - километровые и многочасовые (а они тогда были). Сейчас, если уже пять человек на кассе супермаркета соберётся, мы уже склонны верещать и требовать дополнительного кассира. А стоять, как тогда, целыми днями и писать номерки на руке - как-то уже не очень хочется.

Пусть младшее поколение спросит у старшего – и пусть старшие поднапрягут память и расскажут, что даже кажущийся ныне допотопным стационарный проводной телефон дома был доступен далеко не каждой семье, нужно было вставать в очередь и ждать порой много лет! Пусть расскажут о том, что такое «заказывать междугородный разговор», как часами приходилось ждать ответа от межгорода в специальных переговорных пунктах. Ни о каких электронных почтах и соцсетях никто даже и помыслить тогда не мог. Комментаторами тогда называли исключительно тех, кто разбирал на радио или на телевидении политические или спортивные события. Это сейчас данная профессия овладела массами.

Могли ли мы, например, в те времена представить себе, что можно будет ехать домой в общественном транспорте и при этом смотреть кино – какое хочешь? Многое из того, что мы имеем сейчас, лет тридцать-сорок назад представлялось фантастической мечтой…

Помню, как где-то в пятом классе там дали задание написать сочинение о своей самой заветной мечте.
- Пишите честно, - сказала нам учительница, - не надо писать про то, "чтобы мир наступил во всём мире". Пишите, как на самом деле вы думаете.

Я тогда честно написал (это был 1987 или 1988 год), что мечтаю о видеомагнитофоне, чтобы смотреть фильмы про Кинг-Конга или про чудовищ. А вот сейчас я бы, наверное, выбрал мир во всём мире…



Слушая (приходится) недовольные высказывания окружающих меня знакомых, я вдруг заметил две вещи. Первое – очень многие недовольные, как правило, люди материально обеспеченные. По крайней мере, по сравнению со мной. Второе – недовольство человека зачастую является его привычкой замечать в первую очередь плохое. Это естественная склонность души – точно так же, как естественным образом прорастают на земле сорняки. А вот чтобы выросло что-то культурное, землю надо возделывать.

Никогда, никогда тоскующие и недовольные люди не двигают жизнь к лучшему. Не бывает тоскующих и недовольных созидателей, молитвенников, подвижников, это несовместимо!

Мы не выбираем время, в котором нам жить, но у нас всегда есть выбор, как прожить то время, что нам отпущено.

Любое время - подходящее для того, чтобы мечтать о большом и светлом будущем. И делать его.

И, разумеется, учитывать при этом опыт прошлого, - как славный, так и трагический. Пусть светлое прошлое подпитывает нас и даёт силы жить и творить, а тёмное прошлое пусть делает нас осторожнее и внимательнее. Если на прошлое смотреть не со слезами и тоской, а как на средство для строительства великой России в н ы н е ш н и х условиях – то тогда есть все шансы для того, чтобы наша страна расцвела и преобразилась в будущем. Уже по-новому. Между прочим, и в советское время многое из дореволюционного прошлого было возрождено в том или ином виде и успешно применено уже в новых условиях.

Древней мудрости ещё никто не отменял: нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Как бы мы ни тосковали, мы уже не сможем вернуть СССР в том виде, как это было. Равно как и не вернём мы царское время (по которому тоже многие тоскуют, хотя, в отличие от советского, даже и в глаза его не видели). Но мы можем с опорой на прошлое делать всё возможное, чтобы было хорошо – и в настоящем, и в будущем. А можем вместо этого выбрать тоску и ностальгию...
___________________________
Тимофей Михайлов (г. Самара) - писатель, поэт, композитор, сценарист. Автор канала "Достигать. Служить. Вдохновлять".

Подписки на канал, лайки, репосты и адекватные комментарии решительно одобряются!