Скачать документальную о Басмановых "Фёдор и Алексей Басмановы. Пять веков без права голоса" можно на Литресе
https://www.litres.ru/book/marina-anatolevna-po/fedor-i-aleksey-basmanovy-pyat-vekov-bez-prava-golosa-70284688/
Или на Бусти. Это еще лучше, потому что таким образом вы поддержите автора финансово
https://boosty.to/maraproza/posts/155513e5-add9-4b5d-b7c3-91854bfd7137
Художественный роман "Фёдор Басманов. Опричная жар-птица" можно скачать на Ридеро, если есть желание поддержать автора https://ridero.ru/books/fyodor_basmanov_oprichnaya_zhar-ptica/ (первые шесть глав!)
Или же читать здесь, на Избе-читальне, в свободном доступе. Главы выкладываются по мере написания https://www.chitalnya.ru/work/3187557/
Список моих материалов (рубрикатор) по Басмановым https://www.chitalnya.ru/work/3032698/
ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
Однажды, вьюжной февральской ночью, близ города Переславля-Залесского в семье русского воеводы Алексея Даниловича Басманова, храброго воина, участника множества битв, случилось долгожданное пополнение. Зажглась на небосводе яркая улыбчивая звездочка. Сын родился!
Может, ангелы пели в ту ночь, благословляя родителей, уже не чаявших познать простое человеческое счастье. Может черти раскинули карты, чтобы выяснить, кому впоследствии достанется эта странная душа. Однако ночь, когда мальчик появился на свет, выдалась звёздной и безмятежной. В такие ночи время застывает, воздух становится стеклянным, а небо пугает и восхищает своей бесконечностью. Такие ночи и сейчас в Переславле обыденность, что уж говорить о временах далёких…
Новорождённого нарекли Феодором. Фёдором. Фёдор – значит дар Божий, дар Господень. Очень может быть, в честь христианского святого Феодора Стратилата. В наше время несправедливо забытого. Но особо почитаемого русским воинством прошлых веков.
Ребёнок случился поздний. Когда Господь осчастливил Алексея Даниловича и супругу его, воевода находился в годах солидных даже по меркам современным. А уж по меркам века шестнадцатого ему не детей, а внуков впору было нянчить. Сажать малых на колени да терпеть, когда за бороду тянут. Внуки – это внуки! Рассказывать о легендарных битвах с татарами, ливонцами и прочей нечистью заморской. Кому, как не Алексею Басманову, знать про такое? Кому, как не Алексею Даниловичу, передавать опыт молодым? На лошадь сажать, сабельку в руку вложив.
Отличился воевода и на Судбищах, и под Казанью. На город Юрьев ходил, Ругодив брал. Хлебнул трудностей походных сполна. Пуд соли съел, цену побед честных и поражений горьких изведал. Знал, какой ценой победы достаются. Нигде и никогда не отсиживался. Не посрамил род Плещеевых. Тех самых, что несколько веков оставались для русских государей опорой. Опорой крепкой, надёжной. Плещеевы у всегда трона стояли, но скромно, чуть в сторонке. За славой и почестями поперёк остальных никогда не лезли, локтями остальных расталкивая. Зачем? Почёт и слава сами придут, ежели дело своё хорошо делаешь. Служба! Слово-то, какое правильное, хорошее.
Алексей Данилович, бесстрашный воин и талантливый воевода, лучшее от рода взял да преумножил. Выше других вознёсся, не возгордившись притом. Но тягучее, липкое проклятие, невесть откуда взявшееся, много лет следовало за ним. Сам вырос без батюшки, даже взгляда весёлого не запомнил. Один за другим умирали его малолетние дети, не дожив до возраста, который назывался отрочеством. И вот… отступило проклятие? Растаяло?
Сын родился! Первенец. Желанный. Наследник!
Все прекрасно знают, что поздние дети особо любимы. Баловни! Даже если родители уже неоднократно познали счастье отцовства и материнства. Алексею же такое счастье предстояло узнать впервые.
Любовь к сыну воевода доказал не пустой звягой, а делом истинным. Испытав все горести тяжёлого продвижения по службе, познав, каково ждать милость судьбы, не иметь возможностей показать на что способен, Басманов стал тем самым человеком, который дерзнул изменить служебные механизмы эпохи. Железным кулаком он сломал систему и поднялся на недосягаемую высоту. Заодно обеспечил собственному сыну и другим талантливым молодчикам блестящее будущее, почётные должности и безбедную жизнь. Много или мало оставалось сделать самому Фёдору Басманову? Забегая вперёд, приоткрою тайну: много!
Удержаться на шаткой небесной лестнице и не упасть с высоты на земную твердь, утыканную кольями, а то и просто к ногам вчерашних собратьев, тут же превратившихся в шакалов и готовых разорвать на куски, сложно. Фёдор рос в молодом мире средневековья, где талантливым быть мало. Нужно каждый день доказывать, что лучший. Нужно уметь выживать.
Поздние дети любимы, но любовь эта порой представляет странное сочетание баловства и повышенной требовательности. Ты родился и теперь многое должен. Роду, отцу, государю, Отечеству. Нелегко приходилось юноше в шестнадцатом веке, а сыну такого отца вдвойне тяжелее. Быть не хуже. Быть ровней, стать лучше. Сделать то, что не сделал он, Алексей Данилович. А Басманов на недосягаемую высоту поднялся! Политик, воин, дипломат. Государев советник. Да какого государя! До сих пор об Иоанне IV Грозном спорят до хрипоты, копья ломают. Силу и ум, порядочность, упрямство, характер, военную доблесть, отвагу и смекалку – всё это Алексей должен был передать своему сыну. Позднему, любимому, желанному. Передать и научить. Сын же всё это принять, усвоить и соответствовать.
Яблоко падает от яблоньки недалеко. Но красивые, румяные и сочные яблоки желанная добыча червяков и другой нечисти. Не знал Алексей Данилович, сколько горестей ему достанется. Ещё больше горестей свалится на юную голову, светлую и вихрастую. Взбалмошный сын получился, с норовом. Даже в час собственной гибели, не пожелал покинуть грешную землю, раствориться в небытии, характер решил показать. Не последний раз.
Лишь притаилось то самое проклятие. Проклятие… А как ещё назвать то, что ползает за Басмановыми даже после их смерти, превращает память в них в чёрную и липкую грязь, отравляет души людей, которые эту грязь в себя впускают и растаскивают, пытаясь отравить других? Злая, лютая сила, которая не может остановиться даже сейчас, спустя несколько веков после трагической и загадочной гибели Фёдора и Алексея.
В те дни, проклятие предоставило воеводе и его семье небольшую передышку, чтобы позже, со всей силы ударить. Низвергнуть Басмановых в пучину человеческой злобы.
Фёдор Алексеевич Басманов-Плещеев родился под счастливой звездой и с «золотой ложкой во рту». Это потом настанут дурные времена, когда молодого мужчину, воина, полного сил и нереализованных талантов, предадут, оболгут и добьют где-то в сырых тюрьмах северного Белозёрского края. Разлучат перед этим с маленькими сыновьями, заставят лицезреть падение любимого отца. Единственного друга его и наставника. А других друзей и не было у него… Их не бывает у тех, кто находится на такой высоте.
Уничтожить, спесь сбить, гонора поубавить. Отнять всё то, к чему Фёдор привык с детства. Лишить даже отпевания, могилы и достойной памяти.
Это потом писатель А. К. Толстой напишет про сына воеводы «…отверженный Богом Басманов». Создаст художественный образ глупца и подлеца. А писателю все поверят, приняв этот лживый образ за действительность. Уважаемый Н. М. Карамзин, который завещал нам защищать мёртвых, оставит на измученной душе, скитающейся по свету, несправедливое и лживое клеймо отцеубийцы, пересказав своим читателям сплетню одной из самых желчных и злобных персоналий XVI века.
Это потом, в наше время, юный защитник Рязани, отогнавший от стен осаждённого города стаю ненасытной татарвы, станет объектом развлечений поклонников альтернативной истории, скучающих домохозяек и любителей жарких сплетен. Будет испачкан грязными руками, будет зваться не по имени-отчеству, как должно звать предков, а «Федькой», «царской Федорой», «Федюшей».
А тогда… пыхтели зимней ночью дымницы и время стыло. В доме воеводы разразилось первым криком долгожданное счастье.
Звезда Фёдора Басманова набирала силу, освещая в одиночку небо заснеженного Переславля-Залесского и блуждая по кромке Плещеева озера.
***
Что нужно для того чтобы твоё имя не кануло в Лету и спустя долгие годы после гибели произносилось потомками с придыханием или проклятием, восхищением или живой неугасающей ненавистью? Ответ (вроде бы!) очевиден. Быть крупным полководцем, чья служебная биография насчитывает несколько выигранных (или скандально проигранных) битв. Можно даже одну-единственную (битву). Но оказавшую бесспорное влияние на страну и судьбы её граждан. Можно быть политиком или государственным деятелем. Положительным или отрицательным, не столь важно. Всё равно о тебе будут спорить. Любить и проклинать. Можно быть поэтом, прозаиком, музыкантом, философом. Оставить потомкам внушительное творческое наследие. Это наследие станут изучать биографы, выискивать скрытые смыслы, которых нет, а поклонники гадать: сам ты сунул голову в петлю или тебе помогли? Можно быть учёным, сделать важное открытие или жестоким садистом, чьё имя станет нарицательным. Нужно быть или героем, не выдавшим врагам военную тайну. Или, наоборот, предателем. Можно совершить один единственный поступок или проступок, имеющий значение если не для человечества, то для своего народа или обширной группы людей.
Можно быть Александром Невским, князем Владимиром, Сталиным, Гитлером, Грозным, Высоцким или Есениным, Чикатило или битцевским маньяком, Дж. Бруно или Королёвым, Зоей Космодемьянской или Рихардом Зорге, Пушкиным или Достоевским… Маратом или Че Геварой.
Имя Фёдора Алексеевича Басманова – опричника из XVI века, сына крупнейшего политика и сподвижника Ивана Грозного, отца-основателя опричнины Алексея Басманова, осталось в человеческой памяти случайно. По всем законам вселенского бытия оно должно было сгинуть и раствориться в пучине времени. Остаться призрачной и прозрачной канцелярской строчкой в документе, сухим сообщением о том, что у русского воеводы «жи-был сын Фёдор, который родился…».
А неизвестно когда родился. И неизвестно где умер. Но…Имя Фёдора Алексеевича Басманова – выжило. Словно медуза, выброшенная на берег. Вопреки всем упомянутым законам вселенной. Законы Фёдору Басманову вообще не указ.
Иногда он напоминает о себе осторожно и робко. Иногда кулаком опричного разбойника стучится в двери очередного зазевавшегося поэта, способного уловить «тонкие колебания» в пространстве, именуемые «вдохновением». А как ещё такие колебания называть, чтобы самому не было страшно и чтобы не прослыть психом? И чем подобная случайность является для опричника Фёдора – счастьем или тяжёлым проклятием?
Взял и родился в шестнадцатом веке мальчик. В замечательной семье служилой аристократии. Еще один представитель славного рода Плещеевых! Счастливая звезда, золотая ложка во рту, предопределенность в служебной карьере, крепкое положение, обусловленное статусом, выгодный династический брак, защитивший после опалы его сыновей. Положение не просто при дворе, а рядом с государем. В современном мире его назвали бы «мажором», представителем «золотой молодёжи». Заманчива, но легка ли такая роль? Золотая молодежь средневековой Руси – юноши из военных семей действительно являлись элитой общества. Они должны были знать, уметь и тащить на себе намного больше, чем отрок из крестьянской семьи, чьи обязанности ограничивались физическим трудом и христианской добродетелью. У этих мальчиков не было детства. В пять лет (а чаще, когда сабельку держать научился) их отлучали от материнского подола, забирали на отцовскую половину, и начинали обучать военному делу.
Алексей Данилович Басманов входил в число лучших людей своего века. Сына он, ожидаемо не пощадил – привёл в самый эпицентр новой военной и политической реальности. Выражаясь современным языком, помимо внутренних богатств, переданных «по крови», воевода устроил отпрыску прекрасный «старт-ап», который способен стать предметом зависти и в шестнадцатом веке, и даже сейчас. Например, историк Д. М. Володихин открыто и откровенно упрекает А. Д. Басманова за кумовство, устройство сына и прочих родственников. Упрёк более чем несправедливый и странный. Покажите мне отца (из любого века!), не желающего устроить свою кровиночку максимально хорошо. Особенно, если возможности имеются. Сам же Володихин в своих работах регулярно приводит примеры «семейных подрядов», но лишь Басмановы вызывают у историка нездоровое раздражение. Вопрос в том, что в глазах каждого конкретного человека является «лучшим» и максимально «хорошим». Для одних это поле боя, нахождение в самой гуще военных событий, честные боевые награды и шрамы, украшающие мужчин. Символ доблести и соучастия. Для других – безопасность, возможность быть поближе к «государевой кухне», непыльная и несложная работа, при этом приносящая как можно больше шкурных выгод. Для третьих – не поле боя и не кухня, а возможность спокойно отсидеться на задворках собственного имения, подальше от всяческих безумных проектов государя и его непонятных новин. Уверена, большинство из осуждающих не смогли бы и месяца прожить в том темпе, в котором приходилось существовать юному Фёдору Басманову и его ровесникам. Очень точно охарактеризовал такую ситуацию Ю. Г. Алексеев:
«Доблестная служба отца и его близость к великому князю были для службы сына только предварительным условием, предпосылкой. Эту предпосылку надо было реализовывать своей собственной деятельностью. Далеко не всегда детям выдающихся родителей удавалось занять место, соразмерное с местом отца».
Тёмная полынная звезда опричников Басмановых, зажглась над Русью внезапно, но сияла, к сожалению недолго. Фёдор даже по меркам шестнадцатого века прожил мало. На момент гибели ему было не более двадцати четырех-двадцати пяти. После себя юноша оставил клубок неоднозначных и поражающих своим цинизмом, сплетен, придуманных очевидными врагами нашего Отечества. Теми же, что сочинили ряд проплаченных пропагандистских проектов. Но разве мало в истории скандальных личностей о злодействах коих известно намного больше и известно наверняка? Разве не знает история порочных людей, чьи деяния давно изучены вдоль и поперёк под лупой, а сами деяния являются фактами, а не бездоказательными домыслами? Да и можно ли этот мир, видавший всё, удивить и раззадорить лишь намёком на какие-то абстрактные неблаговидные поступки, доказательств которых не существует? До нашего времени дошли лишь смутные отголоски о неких злодействах Басманова-младшего, перебивающиеся фактами о его славных делах, взятыми из куда более репрезентативных источников. Тем не менее, имя Фёдора каким-то образом инициировало в XXI веке появление довольно специфической субкультуры откровенно развращенных и не слишком развитых людей. О данной субкультуре мы поговорим в самом конце. Уже после того как я покажу вам того самого, настоящего Фёдора Басманова. И у каждого будет возможность сравнить.
«Отверженный Богом Басманов…» скажет про Фёдора в своей поэме «Василий Шибанов» А.К. Толстой. Что ж… за солидную порцию «отверженности» нужно поблагодарить самого литератора. Ведь именно А. К. Толстой придумал и выпустил в пространство первоначальный художественный образ исковерканного до неузнаваемости Фёдора (роман «Князь Серебряный»), сотворив из юного русского воина глупого шута, танцующего перед царём в бабском платье и отправляющегося на бой с зеркалами, подушками и другим шмотьём. Писатель не выдумал персонаж, не выудил его из глубин собственной фантазии, он использовал имя реального человека, отнял у него подвиг защиты Рязани 1564 года и отдал этот подвиг героям выдуманным. Цель у либерального писателя была вполне конкретная – прогосударственные служащие, причем служащие такого уровня как Басмановы, не должны были иметь ничего человеческого. Толстой готовил им вполне конкретную участь – остаться в памяти читателя однозначным опричным злом. Какая неоднозначность? Какой героизм или ведущая роль в обороне Рязани в 1564 году? Опричник в глазах либерала Толстого по определению не мог быть Человеком. Роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» станет началом множества бед Фёдора Басманова, свалившихся на его несчастную голову в XXI веке. Но не будем забегать вперёд.
«Отверженный Богом Басманов». В этой строке, которая пронзительнее всей поэмы «Василий Шибанов» и тем паче всего лубочно-фанерного романа «Князь Серебряный», слышится то ли заупокойный колокольный глас, то ли страшная предопределенность человеческой жизни. Отверженность. Что это такое? И может ли она иметь место, если мы говорим о Боге? Всемогущем и прощающем. Бог любит всех своих заблудших детей, а «разбойников», особенно нежно. И какая она, отверженность, если говорить о жизни не выдуманного литературного героя, а настоящего Фёдора Басманова?
Страшная гибель в юном возрасте, на взлёте всех жизненных программ и энергий? Когда возможности не использованы, таланты не раскрыты, славные победы не добыты, бои не выиграны, а чаша молодецкого счастья не испита даже до половины. Предательство тех, кого ты любил и кем восхищался? Кому служил, аки верный пёс, стоял у плеча. Предательство внезапное. Удар в спину? Эх, плевать на клеветников, на доносчиков. Но как можно пережить то, что человек, перед которым ты опускался на колено, так легко и просто им поверил? Изломали грязными руками исполнители, которые не достойны даже ползать возле тебя! Не то, что прикасаться…
Может быть, отверженность – это разлука с молодой женой и маленькими сыновьями? Никогда ты не сможешь дать отцовское благословление, наставление и не увидишь, как они выросли. Но увидишь, как погибли. Не узнаешь, что погибли героически – не посрамили род Плещеевых! Может быть, «отверженность» это… безмолвное исчезновение со сцены истории? И никто из потомков не узнает правду о том, что случилось! А возможно, всё это сущая ерунда по сравнению со страшным и беспочвенным обвинением в отцеубийстве. Грех – тяжелейший во все времена. Грех, который ты не совершал.
Отверженность… Отсутствие права даже на достойное погребение и отпевание. Не имея могилы, навсегда остаться где-то подле туманных берегов Белого озера.
А может быть, это когда в ссылке приходит отчаянная мысль «казнили бы лучше сразу»? Опала, равная забвению, моральному уничтожению, выжигающая молодую, гордую душу. Падение с невероятной высоты, пытки, устроенные вчерашними соратниками, которые на самом деле соратниками никогда и не были. Теперь, когда ты кажешься им слабым и сломленным, они не скрывают ликования, сдирая с ненавистного «дворцового выскочки», вчерашнего фаворита и царёва ближника, получившего всё самое лучшее по праву рождения, дорогие меха. Втаптывают в грязь, разбивают лицо до крови, наслаждаясь возможностью унизить того, до кого доплюнуть сложно было, а дотянуться и подавно! А нынче…Нет больше твоей особенности, твоего высокого положения. И счастливой звезды тоже больше нет.
Или… это только кажется? Можно избить, унизить, сломать рёбра. Можно посмеявшись и зверствуя, на твоих глазах убить отца. Можно издеваться над тобой по государеву приказу или, наоборот, лживо прикрываясь таковым. Всё равно ты уже никогда не узнаешь, что государь твой, расплачиваясь за доверие, пережил собственные горькие минуты, хоть и недолгие (его горечь, в отличии от твоей, не растянется на века). Или узнаешь? Увидишь, стоя за его плечом (совсем как раньше!), оплывающую одинокую свечу у походного киота. Но не сможешь ни шелохнуться, ни позвать. Голоса нет. Рук нет. А татары близко… Скоро сожгут столицу дотла. Ты знаешь, кто виновен и что делать…Ты знаешь, что никто не сможет их остановить. Нет ни тебя. Ни отца. Но…
Те, кто пытался тебя уничтожить – ошиблись. Они старались. То зло, те бесы, которых они породили, стараются и сейчас пить из тебя соки. Пять веков спустя. Но у тебя хватит сил, оставшись без достойного погребения и отпевания, дождаться на берегах Белого озера того, кто тебя услышит. Услышит, хотя у тебя нет голоса. Услышит и позовёт по имени. Ты дождёшься своего слишком наглого или слишком глупого поэта, которому будет плевать на все россказни и сплетни о тебе.
Федька, Федора, Федюша, развратник, содомит, потаковник, демон, ворон, отцеубийца… Кем ты только не был, столкнувшись, очередной раз с талантливыми режиссерами и писателями и бездарными их последователями. Осталось стать самим собой.
Фёдором Алексеевичем Басмановым. Молодым русским воином, верным слугой государевым, русским прекрасным мужчиной, сыном великого отца.
Каким же он был? Кем же он был? Этот загадочный юноша, не совершивший ни выдающихся подвигов, ни жестокостей, поражающих воображение. Но снискавший странную известность в нашем веке. Оставивший огненный след после своей смерти.
Жестоким опричником, не знавшим жалости к изменникам и случайным встречным? Послушным исполнителем самых кровавых царских приказов? Потаковником циничного и безудержного во всех своих начинаниях государя? Его верным спутником и наперсником? Чудовищем из пыточных Александровской слободы, которого проклинали сотни вдов и матерей? Отцеубийцей, содомитом, собутыльником, каким попытался изобразить его Н. М. Карамзин? Порождением инфернальной тьмы? (любимый образ литераторов и режиссёров). Порочным садистом и развратником со страниц литературных пасквилей? Жеманным, уставшим и разочарованным придворным интриганом, похожим на героя романа «Князь Серебряный»?
Кажется, что ответа на этот вопрос не существует. Так давно это было. И, тем не менее, ищущий да обрящет. А имеющий уши, глаза и сердце – узнает и поймёт.
У современного историка Д. М. Володихина в предисловии к труду «Воеводы Грозненской эпохи» имеется великолепная, пронзающая своей остротой и верностью мысль о безгласности людей грозненского периода.
«Есть ли что-нибудь, столь же сильно разжигающее интерес к личности, как сопереживание?»
Сопереживание и способность слышать – это именно то, что к чему я не устаю призывать людей вокруг себя, увлеченных или заинтересованных темой Фёдора Басманова. Коллег – авторов, поэтов – почвенников, читателей, поклонников Фёдора, которые набрели на это имя через книги и фильмы, но заподозрили что-то неладное. И наоборот тех, кто остановился, залипнув в грязной бурлящей жиже, отказавшись следовать дальше, к настоящему человеку – удивительному, глубокому, способному потрясти и через пять столетий после собственной гибели. Ибо это долго, сложно, тяжело. Проще и уютнее оставаться в теплом болотце.
Когда такое сопереживание случается, мир меняется. И для ушедшего человека и для нас. Однажды наступает момент, когда исторический персонаж перестает быть персонажем. Он становится человеком – снова живым, радостным, спокойным, счастливым. Выпуклым и многогранным. У него появляется голос. И не фантастический голос вашей поэтической фантазии (будь она сколь угодно гениальной), а свой собственный – тот самый, настоящий, который принадлежал человеку при жизни. Отчаянный, смелый, дерзкий. В мире всегда есть место чуду. Если не бояться испачкаться сажей и застаревшей кровью опричных подвалов, в какой-то момент в ладонях окажется аленький цветочек, а на запястье опустится редкостной красоты русская Жар-Птица с тёмным огненным оперением. В данном случае – красивый и доблестный юный воин, который мог бы долго служить России. Брат, отец, муж, сын, обаятельный мужчина и защитник русских городов.
Впервые, я столкнулась с именем Фёдора пять лет назад. Пять лет, совершенно изменивших мою жизнь. Тогда – не было ничего, никакой альтернативы и все что я сделала, я делала из тех крупиц, которые приходилось собирать с большими сложностями. Сейчас, я приглашаю всех желающих с собой, в захватывающее путешествие, которое я условно назвала историко-литературный художественный проект «Дорога Фёдора Басманова». В самом конце статьи, я подробно рассказываю о структуре проекта, а пока, давайте поговорим о тех, ради кого вы сюда заглянули.
ПРОДОЛЖЕНИЕ на "Избе-читальне"