Путешествия норвежцев в Гренландию и Канаду-часть более масштабной истории.
В народном воображении две наиболее распространенные истории, рассказанные об "открытии" Америки, заключаются в том, что это было сделано Христофором Колумбом в 1492 году и что на самом деле ему предшествовали викинги, или норвежцы, 500 лет назад. Парадоксально, но ни Колумб, ни викинги на самом деле не ступали на территорию современных Соединенных Штатов Америки, где эти два мифа об открытии наиболее распространены. Люди также, вероятно, скажут, что Америка была уже заселена до прибытия Колумба или норвежцев и что их "открытия" были новостью только для европейцев.
Название книги Кэмпбелла "Скандинавская Америка" наводит на мысль, что это еще одна из бесконечных книг об "открытии" Северной Америки викингами. Однако этот увлекательный и поучительный рассказ оказывается гораздо более сложным. Вопрос об американском происхождении может быть сформулирован либо как " Кто были первые люди, населявшие Америку и как они туда попали?", либо как " Кто были первые трансокеанские посетители Америки?’, и даже в последнем случае собственно норвежский язык тысячелетней давности играет лишь малую роль.
Гордон Кэмпбелл норвежский специалист, а почетный профессор и научный сотрудник в области ренессансных исследований с широким спектром опыта и навыков, которые он хорошо использует в этой книге. Это позволяет ему поместить ‘Скандинавскую Америку " в более широкий контекст, чем большинство предыдущих работ по этой теме. В первой главе, "Открывая Америку", излагается история поиска Америкой своих истоков. Прославление Колумба, начавшееся в конце 18 века, оказалось проблематичным, поскольку он был католиком, что привело к появлению викингов в качестве протестантской альтернативы. Но эти конкурирующие теории были предложены в рамках более широких дискуссий о первых человеческих обитателях и о том, как они туда попали. В то время как некоторые из коренных народов считали , что они были созданы на месте, другие некоренные группы выдвигали теории о том, что коренные американцы произошли от хананеев, евреев, финикийцев, египтян, римлян или африканцев, часто подкрепленные фальшивыми доказательствами. Результатом этих теорий было лишение коренных американцев "чести предварительного притязания на Америку".
За интересом к выяснению того, кто был первым трансокеанским посетителем, стояла схожая идеологическая установка. Вопрос Колумба-Викинга был связан с различными теориями, предлагавшими ирландцев, шотландцев, валлийцев, китайцев, африканцев и других первых посетителей. Но больше всего скандинавское открытие Америки было связано с расистскими представлениями об "англосаксонском" превосходстве и исключительности, подкрепленными ‘кровью викингов’. В 19 веке, с увеличением иммиграции из многих стран, страна, в которой преобладали граждане английского происхождения, присвоила тогдашние свидетельства (как реальные, так и поддельные) для викингов в качестве первых посетителей в миф о североевропейском протестантском первенстве. Этот миф был направлен против коренных жителей в 19 веке, против ирландских, итальянских и еврейских мигрантов в 20-м и продолжает использоваться сегодня против американцев африканского и испанского происхождения.
Первая и последняя главы, описывающие рост этого "чувства превосходящей в расовом и культурном отношении идентичности", являются реальным вкладом Кэмпбелла, полезным дополнением и усложнением более известного повествования о скандинавской миграции в Исландию и Гренландию и последующих вторжениях в Канаду людей из этих мест около тысячи лет назад. Кэмпбелл представляет это повествование в серии глав, посвященных свидетельствам саг и хроник, карт и археологических свидетельств из Гренландии и Канады. Автор легко ступает по изношенной почве, но для широкого читателя, привлеченного к этой книге ее названием, он предлагает много полезных критических или даже корректирующих точек зрения на доказательства.
Эти точки зрения особенно ярко проявляются в главах, посвященных "Американским руническим камням" и "Кенсингтонскому руническому камню". Эти надписи, написанные различными более или менее правдоподобными вариантами рунического алфавита, используемого в Скандинавии, раскрывают многие из различных способов, которыми американцы, некоторые из благонамеренных, а некоторые нет, поддерживали миф об основании с помощью фальшивых новостей. Излишне говорить, что ни одна из них не относится к эпохе викингов или средневековью. Однако некоторые из этих надписей теперь настолько стары, что они приобрели свой собственный исторический интерес, что дает музеям трудную задачу представить их как объекты местного значения, осторожно обходя то, что, по мнению многих посетителей, они означают. Кенсингтонский камень в Миннесоте, например, раскрывает особые рунические знания шведских иммигрантов 19-го века, иначе зафиксированные только в отдаленной части Швеции в то же время. Тем не менее многие люди, в том числе и хорошо образованные, упрямо цепляются за свои необоснованные убеждения, что это артефакт 14-го века, документирующий скандинавских посетителей Миннесоты. Это справедливо в отношении большей части "доказательств", обсуждаемых здесь, и, похоже, мы часто находимся в опасности интерпретации доказательств в соответствии с нашими предубеждениями. Даже автор (возможно, косноязычный) утверждает, что нашел герб Кэмпбеллов на маленьком серебряном щите, найденном в 14 веке в Гренландии, и таким образом доказывает участие шотландцев в путешествиях на запад, в Гренландию, если не в Америку.
Норвежские специалисты могут придираться к некоторым интерпретациям Кэмпбелла. В частности, он слишком пренебрежительно относится к свидетельствам исландских саг о путешествиях на запад; правда, они были чрезмерно истолкованы в поисках мифа об основании Америки, но, если читать их правильно, они все еще могут внести большой вклад в понимание доколумбового периода в западной части Северной Атлантики. В книге с таким широким кругом ссылок есть один или два промаха, чего и следовало ожидать. Но эта широта, эта готовность рассматривать путешествия норвежцев в Гренландию и Канаду как часть гораздо более масштабной истории-вот великая сила этой книги.
В народном воображении две наиболее распространенные истории, рассказанные об "открытии" Америки, заключаются в том, что это было сделано Христофором Колумбом в 1492 году и что на самом деле ему предшествовали викинги, или норвежцы, 500 лет назад. Парадоксально, но ни Колумб, ни викинги на самом деле не ступали на территорию современных Соединенных Штатов Америки, где эти два мифа об открытии наиболее распространены. Люди также, вероятно, скажут, что Америка была уже заселена до прибытия Колумба или норвежцев и что их "открытия" были новостью только для европейцев.
Название книги Кэмпбелла "Скандинавская Америка" наводит на мысль, что это еще одна из бесконечных книг об "открытии" Северной Америки викингами. Однако этот увлекательный и поучительный рассказ оказывается гораздо более сложным. Вопрос об американском происхождении может быть сформулирован либо как " Кто были первые люди, населявшие Америку и как они туда попали?", либо как " Кто были первые трансокеанские посетители Америки?’, и даже в последнем случае собственно норвежский язык тысячелетней давности играет лишь малую роль.
Гордон Кэмпбелл-не норвежский специалист, а почетный профессор и научный сотрудник в области ренессансных исследований с широким спектром опыта и навыков, которые он хорошо использует в этой книге. Это позволяет ему поместить ‘Скандинавскую Америку " в более широкий контекст, чем большинство предыдущих работ по этой теме. В первой главе, "Открывая Америку", излагается история поиска Америкой своих истоков. Прославление Колумба, начавшееся в конце 18 века, оказалось проблематичным, поскольку он был католиком, что привело к появлению викингов в качестве протестантской альтернативы. Но эти конкурирующие теории были предложены в рамках более широких дискуссий о первых человеческих обитателях и о том, как они туда попали. В то время как некоторые из коренных народов считали , что они были созданы на месте, другие некоренные группы выдвигали теории о том, что коренные американцы произошли от хананеев, евреев, финикийцев, египтян, римлян или африканцев, часто подкрепленные фальшивыми доказательствами. Результатом этих теорий было лишение коренных американцев "чести предварительного притязания на Америку".
За интересом к выяснению того, кто был первым трансокеанским посетителем, стояла схожая идеологическая установка. Вопрос Колумба-Викинга был связан с различными теориями, предлагавшими ирландцев, шотландцев, валлийцев, китайцев, африканцев и других первых посетителей. Но больше всего скандинавское открытие Америки было связано с расистскими представлениями об "англосаксонском" превосходстве и исключительности, подкрепленными ‘кровью викингов’. В 19 веке, с увеличением иммиграции из многих стран, страна, в которой преобладали граждане английского происхождения, присвоила тогдашние свидетельства (как реальные, так и поддельные) для викингов в качестве первых посетителей в миф о североевропейском протестантском первенстве. Этот миф был направлен против коренных жителей в 19 веке, против ирландских, итальянских и еврейских мигрантов в 20-м и продолжает использоваться сегодня против американцев африканского и испанского происхождения.
Первая и последняя главы, описывающие рост этого "чувства превосходящей в расовом и культурном отношении идентичности", являются реальным вкладом Кэмпбелла, полезным дополнением и усложнением более известного повествования о скандинавской миграции в Исландию и Гренландию и последующих вторжениях в Канаду людей из этих мест около тысячи лет назад. Кэмпбелл представляет это повествование в серии глав, посвященных свидетельствам саг и хроник, карт и археологических свидетельств из Гренландии и Канады. Автор легко ступает по изношенной почве, но для широкого читателя, привлеченного к этой книге ее названием, он предлагает много полезных критических или даже корректирующих точек зрения на доказательства.
Эти точки зрения особенно ярко проявляются в главах, посвященных "Американским руническим камням" и "Кенсингтонскому руническому камню". Эти надписи, написанные различными более или менее правдоподобными вариантами рунического алфавита, используемого в Скандинавии, раскрывают многие из различных способов, которыми американцы, некоторые из благонамеренных, а некоторые нет, поддерживали миф об основании с помощью фальшивых новостей. Излишне говорить, что ни одна из них не относится к эпохе викингов или средневековью. Однако некоторые из этих надписей теперь настолько стары, что они приобрели свой собственный исторический интерес, что дает музеям трудную задачу представить их как объекты местного значения, осторожно обходя то, что, по мнению многих посетителей, они означают. Кенсингтонский камень в Миннесоте, например, раскрывает особые рунические знания шведских иммигрантов 19-го века, иначе зафиксированные только в отдаленной части Швеции в то же время. Тем не менее многие люди, в том числе и хорошо образованные, упрямо цепляются за свои необоснованные убеждения, что это артефакт 14-го века, документирующий скандинавских посетителей Миннесоты. Это справедливо в отношении большей части "доказательств", обсуждаемых здесь, и, похоже, мы часто находимся в опасности интерпретации доказательств в соответствии с нашими предубеждениями. Даже автор (возможно, косноязычный) утверждает, что нашел герб Кэмпбеллов на маленьком серебряном щите, найденном в 14 веке в Гренландии, и таким образом доказывает участие шотландцев в путешествиях на запад, в Гренландию, если не в Америку.
Норвежские специалисты могут придираться к некоторым интерпретациям Кэмпбелла. В частности, он слишком пренебрежительно относится к свидетельствам исландских саг о путешествиях на запад; правда, они были чрезмерно истолкованы в поисках мифа об основании Америки, но, если читать их правильно, они все еще могут внести большой вклад в понимание доколумбового периода в западной части Северной Атлантики. В книге с таким широким кругом ссылок есть один или два промаха, чего и следовало ожидать. Но эта широта, эта готовность рассматривать путешествия норвежцев в Гренландию и Канаду как часть гораздо более масштабной истории-вот великая сила этой книги.