Не для кого, я думаю, сегодня не является тайной за семью печатями, что заявленная в конце 90-ых годов идея «возрождения» российского казачества, как показывает жизнь, мягко говоря, не задалась.
Мало того, через 20 с лишним лет такого «возрождения» сегодня уже ясно обозначились очертания раскола в казачьем движении. И эта трещина с каждым днем лишь увеличивается, грозясь в ближайшей перспективе превратиться в непреодолимую пропасть.
И для такого развития событий есть веские причины.
Созванный в 1991 году Первый Всероссийский Круг Союза казаков России определил своей целью возрождение казачьей само идентичности. В результате по всей стране начали создаваться хутора и станицы, развернулась работа по изучению истории казачества, традиций и уклада жизни наших предков.
Что в происходящем тогда не устроило ныне действующую власть мне судить сложно, только уже в 1995 году появился Указ Ельцина №835 о введение государственного реестра казачьих обществ.
Первый шаг на пути к расколу властью был сделан…
Правда, реестр для казаков – это далеко не «ноу-хау» российских властей. В России не привыкать к тому, что все новое – это хорошо забытое старое.
Впервые реестр был применен польской шляхтой в отношение Запорожских казаков, находившихся на службе польского короля в 1572 году.
Разница с современной версией заключается лишь в том, что польская политическая элита с его помощью ограничила число казаков, а российская – пошла по пути создания нового на сегодняшний день их вида.
Хотя, если покопаться в совсем еще не глубокой старине, то и у этого «нового» там отыщутся «старые» корни – городовые казаки.
В отличие от станичного (природного) казачества, жившего исключительно своим самобытным укладом жизни «дуваном», как называлась военная добыча, городовые казаки (иными словами сторожевые, линейные, полковые и тому подобные) в приграничных крепостях и острогах селились за счет мзды из государевой казны.
Набирались они из охочих людей не зависимо от национальной принадлежности и вероисповедания.
В процессе укрепления южных и юго-западных границ Российского государства, надобность в городовых казаках сводилась на нет и они приписывались к одному из сословий, как правило, крестьянскому.
А оставшаяся не значительная их часть со временем была сведена в 7 Сибирских казачьих полков городовых казаков: Тобольский, Сибирско-Татарский, Томский, Енисейский, Иркутский, Забайкальский и Якутский и Камчатскую и Верхотурскую отдельные городовые казачьи команды.
В отличие от станичного казачества, комплектовались полки по распоряжению губернатора, в том числе, и за счет представителей различных сословий, независимо от национального происхождения.
Основная функция, которая возлагалась на служащих полков, в отличие от казаков природных, была полицейская. Привлекались они к организации ночных разъездов, пикетам около заводов и фабрик для поимки беглых ссыльных, мер по уплате населением податей, взносу недоимок и исполнению повинностей, исполнения обязанностей квартальных в малолюдных поселениях и тому подобных мероприятий. Причем, контроль за надлежащим исполнением служащими своих служебных обязанностей возлагался на местные полицейские чины.
Регламентировалась служба городовых казаков Законом Российской Империи, о чем, во избежание повторений, предлагаю заинтересовавшемуся читателю ознакомится в материале канала «Блоговест», специально посвященному этой теме.
Именно в таком качестве блюстителей правопорядка на отдаленных от центра территориях Сибири и застал их Октябрь 1917 года.
Пришедшие к власти большевики развязали с природным казачеством открытую борьбу на уничтожение.
Попали в жернова «расказачивания» и последние городовые казаки Сибирских полков, не смотря на то, что к казачеству они не имели ни какого отношения, кроме общего названия – «казак». И казалось навсегда канули в лету вместе с руинами их некогда создавшей Российской Империи.
Но уже в этом столетии нынешняя кремлевская власть, приняв закон «О государственной службе российского казачества», завершила юридическое обоснование их воссоздания.
Самой значимой юридической новацией по сравнению с дореволюционными городовыми казаками является то обстоятельство, что государство самоустранилось от найма жителей России в сторожевые служивые, возложив эту обязанность исключительно на атамана реестровой общины.
Таким образом, созданные за последние 20 с хвостиком лет городовые (реестровые) казаки к природному казачеству ни исторического, ни юридического отношения не имеют.
Внесенные в государственный реестр «казаки», к которым крепко накрепко приклеилось определение «ряженных», по своей ментальной сути таковыми и являются.
В своем подавляющем большинстве они по своей национальной принадлежности являются русскими, ради элементарного заработка из бюджетов различных уровней нацепившие на себя плохое подобие казачьей справы и обозвавшие себя «казаками».
А потому природные казаки ни в правовом, ни в этическом плане не обязаны нести ответственность за проступки и поведение представителей других национальностей, волей властей именующих себя «казаками», и с их молчаливого согласия нарядившихся не в свойственное им одежду…
"Чем в Российской Империи городовые казаки отличались от казаков природных".
"Городовое казачество - новая Опричнина".
"Откуда пошли казаки – новый взгляд на историю происхождения казачества".